старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Основы вероучения

Старопоморские соборы


Старопоморский Собор 1809 года
г. Санкт-Петербург

«Всех, и вем яко душу мою избавит Бог» дозде Златоуст.

Мы же ныне в 1809 году генваря… дня в Петербурге во воле Божией собравшееся благочестивые Християне для укрепления православныя веры заокнов и для установления неких християн колебания, сие же мы не новое предание внесшее, но древнее укрепляюще поновихом и последующее заповедем Святых Апостол и Святых Отец и прежде бывших благочестивых Христовых страдалец и отец наших учению, яко же боговидец Моисей рече: «в них же несть приложити, и от них весть отъяти» и божественный Петр в них хваляся вопиет: «в ня же желают ангели приникнути», что в статьях боголюбивейшему собранию вашему и предлагаем.

  1. (Собор происходивший в Санкт Петербурге в январе 1809 года, содержал следующие вопросы:
  2. О старобрачных,
  3. О поженившихся по крещении християнах, то есть перешедших к позже к старопоморскому согласию
  4. О родителех новоженских
  5. О детех новоженских
  6. О сообщении на одних трапезах с иноверными
  7. О половинках
  8. О немецком платье
  9. О волосах
  10. О славлении у никониан.
  11. О иконописцах
  12. О поморцах
  13. О книжных
  14. О различных играх и картежниках
  15. О старобрачных, поемлющих на воспитание младенцев своих кормилиц.
  16. О ходящих в оперы и маскерады.
 

О старобрачных

Статья первая

Статья 45-я Устава Полькаго. А которые законные браки прияты в церковь, и будут детей ражати, и таковых наказывати отцем духовным. За перваго полгода отлучать, за второго год, за 3-го 2 лета, а за очистительные молитвы 3000 поклонов до земли.

Которые, до познания православныя веры, в церквах иноверных венчавшися приходящих к православию, за не имением священных лиц, на чистое житие поучати, и по крещении их с православными сочетовати.

Преступающих же предписанное наказание, яко не принявших к совокуплению священнаго благословения, правильно исправляти,и епитимиями олблагати, по усердию кающихся, и по рассуждению натоятелей.

Апостолькаго же попущения: еже верному житии с неверною женою, или верной жене жити с неверным мужем, чтоб в довод им не приводити, понеже хотя и было тогда сие в церкви попущение, но в полноте церковной, и при священных лицех. Сопротивляющихся же сему наказанию отлучаем, по реченному апостолом: аще кто мнится сварлив бытии, м таковаго обычая не имамы ниже церкви Божия.

Объяснение
На первую статью

Старобрачных, которыя до познания веры, в церквах иноверных венчались, вопрошаются: для чего объяснено, что они в церквах иноверных венчались?

Ибо о сем в писании есть глубокое молчание, и ни каковое их действов барках как в еллинстве так и в еретичестве, и просто во всех язычниках за догму не приемлется, и о действах не упоминается, но токмо, аще невернии сущее законным браком совокупишася (Кормчая зачало 137. Кормчая 6 собор. 72 Ник. 1-е, 13, 26, 4-го собора 14. Матфей Иеросалим. Севаст. и Иосиф Патриар. Григорий Богослов).

И по сему оный затей весьма Божественному Писанию и правилом противен, а вымышлен кознию для того, чтоб уравняти с теми, которые по крещении в отступнических церквах браком сквернятся. Ибо един от другаго отстоит яко небо от земли.

Что ж сказано за не имением священных лиц, поучати на чистое житие, сие весьма добро, яко времени ради, за разсыпанием руки людей освященных и своего ради безвластия. Что простолюдином входить в разсуждение браков не дано, итого ради не можно. А преступающих, сказаннаго ради им времени и обстоятельства, при самом оглашении, и не содержащих наказывати, и в сем противности не зрится.

А что написано, апостольскаго же попущения, еже верному с неверною женою житии, или верной с неверным мужем, чтоб в довод им не приводити,и сие изглашение (т. е. предложение или толкование) великая противность и дерзость заграждати апостольская уста, и вселенкое его вещание предати молчанию, ничтжным простолюдином!

И аще бы сему боговещенному гласу дал кто дерзостию прекращение, како может утверждати и рещи старобрачные, а не блудные?

И како могут вместити на единодомовное жительство, паче же в церковь Божию входа, аще отвержим им апостольское утвержение (Григорий Богослов 2-е Слово на Пасху).

А аще из сил сочетавшихся, един Христовою верою простится. Другому силовозложити не повелевается, но да верные словом и образом научает супружескую часть. И если сего не приводити, (т. е. слов апостола) то уже нужно нарещи сии браки беззаконные и блудые, Ии сии жены нарекутся вводныя, или посадницы, или наложницы, что все знаменует едино, и таковыя жены единодомовно житии не попущаются, паче же силю законов яко духовнаго, тако гражданскаго изгоняются – како же ее возможно?

Имущим им преже познания дети законныя, но по вашему како нарещи, недоумительно: кобеличища ли или таймичища? Яко же нарицаются от беззаконных браков, и сие весьма дерзостно и противно, итако в сей стати многовнесено безрасзсуднаго, смеаго и постыднаго.

Пред иноверными, имея свет писания во очах, сомжа оныя реятся вотьму, а при всем сем отошли от согласия своих предков, которые законные браки прияты в церковь и о действах их венчания умолчали, как и умолчати должно. (Тимоф. 4, 1-5).

Статья вторая

42-я статья. Новожены, аще восхощут к покаянию, разводить их в разныя деревни и полагать им пост в 6 недель, яко же и ко крещению готовятся, и ходити им на всякую неделю к соборному молению, и стоять ниже всех, а поклоны класть в вечерни, а по отпусте службы, всякому человеку исходящему кланятися до земли.

О поженившихся по крещении християн, и венчавшихся в церквах иноверных, или и без венчания по согласию сшедшихся, обращающихся с читосердечным к святей церкви покаянием, по изложенному от Святых Отец показания уставу, и по определенному от отец наших пределу, по добровольном их единодомовнаго разлучения,и с надлежащим покаяния исправлением, во общение верных обще соборне их приимати, а и в болезнех их кающихся братии с них к расторжению незаконнаго их совокупления обещание, а без сицеваго их обета отцем духовным их не приимати.

Объяснение:
На вторую статью

Первые венчались в церквах иноверных, а вторые по согласию сошлись. Под сим различием именуются первые вольные отступники всея православныя веры, вторые же зовутся, имущи вводныя жены и посадницы. Но единою рещи, близ блудодеяния. Аще и женами нарицают, но кроме закона церковнаго, и вси таковии, аще по увещанию церковному обратитися преслушают, изгоняются церковнаго соединения, яко язычники и мытари, и уже церкви Божией ведоми быть не могут. С которыми вси правовернии сообщения ни в молитве, ни в ястии, ни в питии сообщатися не прощаются и запрещаются. (К Коринф. зачат. 134).

Первие же яко оскверншеся калом и мерзостию еретичества и все поправшее исповедание православныя веры, не страха ради или ран и гонения, но да приобретут исполнение блудныя страсти. Сии всячески требуют миропомазания, по расторжению сквернаго брака, но по неимению священства, требуется весьма общим советом положить, нечто подобное, во уравнение. Да тем придут в чувство великаго сего согрешения, аще святый Ефрем и предвещает о Иудеох, исходящих из Египта, на соблазн к сим. Навади (Сатана) Валаама, дади Валааку царю Мадиамскому злы совет, представити пред ними бесовския жертвы и блудыня жены, да хотящии внити к женам, прежде жертву принесут, но Израильтяне онии внове закон приемшии, младенцы быша.

Нынешний же християнский род, во последнее сие преплачевное время, утвержденные учением Христовым. Аще кто отвержется Мене пред человеки, отвергнуся его и Аз пред Отцем Моим, и не убойтися от убивающих тело, а за сим колико и законоположения, лишающее всякаго извета. Волею кланеющеся тому, от его же единыя памяти, святи пролияша источники слез.

А посему коликое время пребудут в сем беззаконии, не приемлются от них в Церковь Божию никаковое приношение: ни свеща, ни масло, ни кадило, ни иное что, но яко язычники и мытари от всякаго исполнения церковнаго изреваются.

Паче же сего, Василий Великий (Кормчая лист. 253 обор.), ниже пряту ему бытии на всяко общение, житейския потребы, яко до того ради, понеже несмешатися ему с нами будет Дияволу в снедь.

Преподобные же предки наши, всему Божественному Писанию внимающии, и в домы их входити запретиша, и ащебы некия нищи бездомок, и безродныи и престарелый, и нигде же пристанища имущии, и таковым хотя и позволяли в сих домах по нужде обитати, но на едином столе с ними ни ясти и детей их не пестовати, (статья 32 польскаго устава).

А прочим християном в одной храмине восхощут бытии со християны, то житии им во особных храминах, и стряпать самим про себя, (статья 33). И сие все предположение предков есть о вторых, нарицаемых зедсь, сшедшихся по согласию. О первых же что рещи, недоуметельно. Ибо сих при предках наших едва ли где слышимо было, сие страшное богоотступство.

Ибо святый Ефрем глаголет о премени царства антихристова: видя бо лице мучиеля, верова волею без милости, обрящется таковый в день судный, молчащий ж, божественную прежних отец, но силе Божественнаго Писания, ревность попущают прорастати в Церкви Божией мерзкому терпению и заблуждению, таковым затмением и не разделением качество греха. К сему же и еще, к еретическому мерзкому действию и второе, не меньшее зло, верных с неверныи сплетение, еже овчати с волком смешатися, (Никон чер. 26, Севаст, книга 6, решение Петра диакона), и Христове части и грешных жребию, и паки приемлющии от таковых, в противовес Писанию: масло, свещи и прочее жертвоприношение, которое и в Ветхом Завете повелевается приносити непорочное, и в Новеем великое запрещение, приятие приносов от отлученных Церкви Божия и християнскаго соединения.

О родителях новоженских

Статья третия

46-я статья. А которые Новожены разболятся, и в том их дому без распусту на исповедь не приимать, и погребения в дому оном не стоять, а другую половину при погребении в то время не пущать, дондеже исправятся. О новоженах же: 14, 24, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 36, 42.

Аще которые отцы и матери детей своих будут посылати, и иконами их благословляти, для венчания, в церкви еретическия. Да притом же, если и таковые обрящутся в них продерзатели, что от совета их и со иконным благословением, и еще беззаконие к беззаконию начнут прилагати и нечестие к нечестию будут прибавляти, браковенчание оно с музыками и ворганами, с пьянством и плясанием будут провождати, таковых, яко зломерзостных законопреступников и благоверия святаго нарушителей и правоверных християн соблазнителей, и яко самопроизвольных отступников, от церкви отлучати, а обращающихся с чистосердечным раскаянием строжайшими епитимиями их наказывати, и дванадесятые праздники им приходити, и пред всем собранием прощение приносити, а ясти и пити им постное и поклонов на 100 на день полагати, а по исправлении (по исполнении) трех летняго наказания, когда придут к приятию християнскаго совокупления, тогда пред всем собранием  и пред каждым християнином просити прощения с поклонением.

Объяснение:
На третию статью

Изъясняется первое: котоыре отцы и матери детей своих будут посылати и иконами их благословляти для венчания в церкви еретическия. Сие первое заблуждение, что нарицати церкви еретическия. Читай Ипполита папы римскаго и святаго Ефрема Сирина и прочи: аще обрящешь (у них) имя ереси или церкви еретическия, но седение самаго Сатаны, в царствокоего не будет именоватися имя Исуса Христа Спасителя, ни честнаго Креста Его животворящаго, ниже знамения крестнаго рукою изоображаемаго. Ибо еретиков написуете едино нечто злое их исповедание, а не тако яко же о антихристе писано: во всем бо хощет уподобитися Сыну Божию, и дает свое знамение вместо Креста Спасова и сести ему в Церкви Божия, показующа себе, яко бог есть.

Еретицы быша по местом и исчезоша, сей же во всем мире и хощет прельстити весь мир в смерть, его же убиет Господь духом уст своих и явлением пришествия Своего, и таковое утаение царства антихристова, под именем ересей весьма способно, ко ослаблению християнскаго жительства, и кознь измышляющих сие. Ввести под едино иго антихристово, и на блудную и богоотступную жизнь, в совершенное забвение.

А иконами благословляти, итти в путь антихристов и ему припадаи и кланятися, молитися и просити,и тайну его нетаинственную приимати и, яко бы во всем сем Христу участником бытии, не веем кая уста и язык могут изглаголати и рука исписати, сей неизреченный ров нечестия, заблуждения и смелости, кая часть Христу в Велиаром? Елико и неищетно Бога нашего долготерпение: аще дивимся жидовской злобе и нечестию бывшему в Верите, над иконою Спасовою, колико показаша бесчестие и ругательство, но тии тако сотвориша по ревности своего нечестия и по неведению.

Но что к сему дерзновенному нечестию в разуме продавати Христа своим детем на совершенную погибиль. Музака же и органы, плясание и пиянство, во истину християном совершенно пагубно, паче же, в сие плача достоное время, и не токмо таковы дерзости великия, но и всяко глумление предосуждается, и всяко слово гнило да не исходит, по Апостолу, но не может уравнятися, к презрению великих догмат християнских, ибо таковое нечто может содеятися и кроме сего препагубнейшаго брака.

Но таковое преступление, может достойно епитимействоватися инако, и кроме отлучения и изнания церковнаго, разве кто соделается совершенным шиманом и пред всею Церковию открытым преслушником. А в стие ранечены оные родители отступниками, в правду, но не за сие, в пиянстве играние, а за убийство душ, и за исходтайствование чадом совим вечныя и невозвратныя погибели. Ибо пожроша сыны и дщери своя бесовом, чесо ради и нарицаются в статие, в правду, зломерзостными законопреступниками, и благоверия святаго нарушителями и правоверных християн соблазнителями. И яко самопроизвольные отступники о церкви отлучати. Сказано: добре глаголется, но не добре действуется. Ибо всякий грех, по отстатии и презрении онаго, за прешедшее дерзнутие, наказуется, а не за будущее деяние, греховныя мерзости!

Понеже в подобном законопретсуплении, непременно отлучаются церковнаго входа, но дондеже не расторгнут беззаконнаго счетания чад своих, но аще тогда толико наказывашася за беззаконное сочетование, в церкви православной, от священника правовернаго, уставы церковными, тем же де и верные лица. Но буде аще по неведении или по силе, и аще по славе сочетавающихся тако содеяся. Но что к сему неизреченному и необмыслиму сквернению изглаголати не мощьно, но токмо чистейщий християнский смысл может измерити.

И по таковому сквернению счетавшихся нарицают, и по приятии беззаконной сей и неповеленной душепагубной епитимии, паче же рещи, потворству беззаконных и безумных предводителей, зятями и невестками нарицают. Еще и родсловят всех, по скверному таковому сплетению, прикровными родственниками, вопреки Ветхаго и Новаго Закона. И по сему како могут нарещися, когда правоверни и покаявшиися, не отступая от беззакония сего, содеяния ни делом, ни словом, паче же и услаждаются сим душеубиством до гроба. Благовременно ныне рещи со псаломником (Псалом 78): «Боже приидоша языцы в достояние твое, оскверниша церковь Святую Твою, положиша Иеросалима, яко овощное хранилище, положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным». Паче же не трупия птицам, но душемысленному Навхудоносору, не кровь проливают, но верную погибель ходатайствуют. Не варвары нецыи, но восташа родителе на чада и убивают я, и предают вечной смерти, и несть погребающаго их, ибо и земля вся от телес повергнутых умерших (яко же предвеща святый Ипполит) смрада исполнится, ибо он же поведает, яко отец сына обьем и мати дщерь – вкупе умрут, сие весьма внятно, яко смертию душевною.

На конце сего требуется нечто объяснить о данной им епитимии, без всякагообращения от преступления или паче отступления християнскаго закона. От пронырственнаго завода некиих сумазбродов, паче же заколителей, не поданной им власти разсуждати о браках, самомненно, оставя простое и ясное сказание писания, умалчивая всячески о непременно требуемаго им святаго миропомазания, не воскресших покаянием, смешивати с живыми.

Аще кто хощет истинно вразумиться во свое спасение и усмотрети тажде соразное богоотступно подобейство и погибель, да прочтет 6-е слово на июдея и усмотрит тогдашнюю пагубу с постящихся июдеом. Но тамо прелесть бе лежащая. Пророческия книги, о их же святый Златоуст большее нечестие объяви. Зде же ни то самое обретается, но якоже первостардальцы обычаху при Никоне, яко вся книги приложиша на своего «Иисуса», и что сей «Иисус», не явствует ли сказанное предречение святаго Ефрема Сирина о антихристове пришествии: всяким бо коварством кует, да Пресвятое и Славное Владыки Имя не именуется во времена змеевы, но аще Пресвятое и Славное Имя [Исус] не именуется, то не отрочно мерзкое и пагубное вместо того воспрославляется.

О детех новоженских

Статья четвертая

С таковыми с предлогами крестити их подобает, чтоб с миром им не сообщатися. Среды и пятки, и немецкаго платья им не носити и детей своих до совершеннаго возраста воспитывати во благочестии, и ни с миром, ни с собою их в молении и ядении и питии не смешивати, а по прошествии четырех летняго их возраста приводити их во християнския храмы на молитву. И по седми летех поставляти их ко отцем духовным на покаяние, и в том братии с них верных и не зазорных в кумовстве поручителей, а если они сего душеполезнаго ими обещания выполняти не будут, то впредь от таковых детей крестити не подобает, а поручителей тех, то есть кумовей, за слабое их наблюдение, величайшими их облагати епитимиями.

Объяснение:
На четвертую статью

Здесь великое удивление предлежит во очию благомыслящих. Предки християн (подобно и нынешние нечестия вводители) положили, называемых старобрачных, то есть законные браки, времени ради обстоятельства, и по своему безвластию и равенству, советовали с женами жити целомуренно, в чистоте, кроме плотскаго совокупления, и сие внушали им при самом оглашении и учении. По узнании ими православныя веры, изъясняя им, как выше сказано, братским советом, что они совокупление никагого благословения и соизволения, яко не имея власти, дати не могут. А потому, яко по собственному их увещанию, внушению и произволению на то, преступающих своя обеты, на чистоту наказывали временно, а не исправляющих отлучали, дондеже исправятся и покаятся, а потому можно разумети, яко и у оных по отлучении детей уже не крестить ли.

И аще законными браки, по безвластию, тако поступали, что остается мыслити о браках отступнических, паче же они ни браки, ни браку начало и есть и нарещися могут по истине, чрез которые отступают Бога, веры, закона и совести християнския. И многократно, паче тмищнаго блуда, которые, по апостольскому и церковному учению, преднаы в снедь Дияволу.

Дондеже совершенно раскается и расторгнет таковыя пребеззаконныя и отступническия сочетания. От таковых и толико беззаконных и мыслем християнским невместимых хощут. Паче же со усердием ищут, с великим рачительством. Пребеззаконному от сих плоду, паче нарицаемых кобеличищев и таймичищев, подавати крещение от гарскаго проклятаго беснования и мшелоимства, явно отдающих благодать крещения Дияволу (Марк. 10. 13-16). В которые домы, яко мытарские и языческие входити непрощено (Кормч. лист. 253). И ни в житейских потребах мешатися и действовати не повелено. И вси божественныи правилы, браки беззаконные преже расторгают и по расторжении, по достоянию и подобейству епитимиями наказуют, исправляют и примиряют.

А еже бы до расторжения оных крестити детей их, того в священных правилех не видится и предки сие деяние не производили. Аще же не расторгати столь мерзскаго брака, а детей от них крестити. Сие есть позволити и утверждати и гнусное сплетение Церкви Божией усвояти (лист 294, ответы Ильи митрополита).

Зри паки правило Сиваста Арменопула, гласящее тако: аще подобает иереем отец онех приимати просвиры, их же ведением подвластная чада блудствуют. Зри ответ весьма воспретительный, в коем и се сказано: еже молчати есть попущати. Зри внимательно силу правила сего, что за таковое попущение не приемлется приношение. Следственно и в домы таковым стателем невходно. И якоже в совершенно отступнические домы будут входны и дети могут крещатися, великое недоумение. (Потребник правило 225).

Зри и в потребнике, что повелевается о не постящихся отцех и дети их не приемлются. Зри преподобнаго Максима Грека за иностранные обычаи и туркообразные сапоги, (Максим Грек гл. 89), вседомовно отлучаются, и святителем входити запрещается. Сие крещение детей отступнических, весьма противно и противоборно самому Богу, правилом, предком и самим себе.

Богу, яко речено, тайны моя мне и сыновом дому моего, правилом во отступнические домы входити запрещающим. Предки подвизались весьма и не попущали им законных браки, по безвластию на сочетание попущати и потому преслушников отлучали последовательно. По отлучении и крестити детей их им было невозможно, кольми паче, опасный их поступок был с отступниками теми, которые в их очию видены быша, а не сии явленные отступники всего християнскаго закона и смелые чертопоклонники, которых предки слышать не достигли, Богом соблюдаемы, ныне паки и сами себе противятся.

Ибо по прежде глупых сих статей, всею силою спорили, что ни единаго отступническаго отродия невозможно крещения лишити, ныне решились на неслыханные и смешные предлоги, (написано крестити их) сиречь младенцев, а не у них, сиречь у таковых отступников производителей, и паки чтоб с миром им не сообщатися, сиречь младенцем, а не отцам их с миром не сообщати, и паки, среды и пятки и прочия посты по преданию хранити и немецкаго платия не носити. Чего младенцы, ни что же о себе разумеющие, исполнити не могут и написано выше естества человеческаго.

Весьма сию статью читати и слушати глумно, ниже сего, уже наказуют, в предлоге самих отступников видно. Но образумившись: и детей своих до совершеннаго возраста, воспитывати во благочестии, и ни с миром, ни с собою их в молении и ядении и питии не смешивати, и здесь есть сему предлогу препона. Ибо не сказано како воспитывати их, чиим млеком, кто будет младенцем о нем изжувати пищу и всякое им преподавати хранение.

О, суетные заповеди и предлоги из уст суетных, вопреки Святаго Писания. Ниже: а по прошествии четырехлетняго их возраста во християнские храмы на молитву приводити. В какие храмы разуметь невозможно? Християнских храмов и жительств довольное количество. По всем ли християнским избам водить на молитву или во определенные молитвенные храмы?

Токмо, требуется спросить самих написателей оных статей, а при том четырелетние молитвенники известны всем, которым иногда отцы и матери персты слагают и молитва их может быть от сердец родительских, а не от них, и посему настоятели не стараются соблюсти казен, для их надобно токмо ветьви.

Ниже: а по седми летех поставляти их ко отцем духовным на покаяние. И в том брати с них верных и не зазорных в кумовстве поручительство, сие истолковать трудно, без написателей, что такое значит.

Ниже: а если они сего душеполезнаго ими обещания выполняти не будут, то предь от таковых детей крестить не подобает. Здесь также не изъяснено, кому обещается душеполезство: младнецем или отцем их? Если сим пользуются младенцы, то однакож относится виною сего родители, которые содействуют к рождению таковых младенцев (чрез, что их душевная польза), не отрекутся.

О безместнаго мужицкаго законоположения, паче же рещи, безумнаго веления! А поручителей тех, то-есть кумовей, за слабое их наблюдение, величайшими их облагати епитимиями. Теперь то изъяснено, кто поручители – кумовья, вот те то не зазорные и верные поручители. Но кто может верно изъяснить, чтоб у отступников кумовья были или б поступили в кумовья, верные и не зазорные, кроме тех, которые сами или отступники или имеют у себя таковых отступников, нарицаемыми, не по закону Божию, родственниками, или были помощниками отступству, или имеют сами сокровенных блудниц, или по крайней мере отступником помощники, в их нераскаянии?.

Статья пятая

А у некоторых новоженов обретаются теперь уже крещенныя дети и оныя воспитываются не по христянски, и с собою и с миром в молении и ядении и питии смешивают, и вместо псалмов и молитв святых, сказкам и песням бесовским в душетленных книжках читати их обучают. И платье немецкое носити им попускают, от таковых раждаемых детей вредь не крестити, дондеже первых детей своих християнски исправлять, и на покаяние их в церковь приведут.

Объяснение:
На пятую статью

А у которых новоженов обретаются теперь уже крещенныя дети и оныя воспитываются не по християнски и прочия бредни. На сию статию, что иное изрещи, недоумею, но токмо Христово изречение: ни кто же собирает от терния грозди, ни от репия смоквы. Тако можно ожидать и от отступническаго плодородия християнскаго жительства чадом их. Ибо дети не токмо отеческому жительству подражают, но преуспевают более их в страстех, по юношескому возрасту. Но как настоятели сих отступников не стращают, однакоже не совершенно надежди лишают. Ибо написано: если первых и правят, то и паки обещают детей их крестити не отрочно. Оле! Сих сквернавцов и злобе учителей и к прелести предводителей. Ибо они крещение разносить готовы, токмо бы отступники плоды приносили.

Оле! Не преподобнаго, скверных предводителей деяния и пагубнаго наставления ходайтайствующаго гиену себе и послушающим!

О половинках

Статья шестая

Ежели неверная из них часть обратится в веру, то по исповедании надлежащаго поста и поклонов крестить ю со обещанием целомудреннаго житии, и со отлучением лицеем в молении и ядении и питии, чтобы ей не сообщатися, а на общую со християны молитву и покаяние, всегда приходити ей водобает, а если которые из них не сохрнаят своегоцеломудреннаго обета, то таковых по всему образу причислити к новоженам.

Объяснение:
На шестую статью

Ежели неверная из них часть обратится в веру, то по исполнении надлежащаго поста и поклонов, крестить, со обещанием целомудреннаго жития и со отлученным лицем, в молении, и в ядении, и питии чтоб ей несообщатися, а на общую со християны молитву и покаяние всегда приходити ей подобает.

В сей статие столько мозгу, сколько бывает в белозерских снетках, в одной рыбочке их. Ежели неверная из них часть, обратится в веру, какая это неверная часть обратится, что знаменует обращение? Обращение знаменует отпадшаго от веры паки обращение. Но еже отпадшаго крестити, апостольским правилом и всего християнскаго закона учением жестоко воспрещается, и паки недоуметельно, какая-то неверная часть? Еда-ли та часть неверная, которая не единовременно или муж или жена от законобрачных познавшая?

Если сие, тоб статии писати на сие не было б потребы, ибо апостол повелевает ждати и не отлучатися, рече бо к первопознавшей части веру, что веси мужу, аще жену спасеши, или что веси жено, аще мужа спасеши. Но во всем испытании остается мыслить сию неверную часть, как инако и быть нечему, когда сквернобрачием сим приплетется верная часть к неверному и другая якобы обратится. Но сие несть обращение, но внове познание православныя веры.

А в неже время познавает веру, познавает и закон християнский, и якоже позна веру, может тогда же уразумети и жену свою, отступницу сущу, с которой сожитие единодомовное прощено, ни где же обрестися может ибо сему несть к сожитию, апостолькаго завещания таковаго. Что веси жено, аще мужу спасеши, или что веси мужу, аще жено спасеши, ибо сих спасительных выгод сожитием приобрести не возможно, но ясный образ спасения, отступной части от беззаконнаго сожития, отступити, сие бы могло статися и при священстве.

Ибо когда кто и в верных по неведению брачится с отпущенною, брак таковый с распуством, кольми паче во время се, ни едина притча или образец писания, верной части со отступною жити не попустит. Ибо еже неверному по познании креститися и со отступною частию спребывати, не токмо писанию и предкам, но и самому себе, статии-писателю противно, чтоб по восприятии крещения ни в молении, ни в ястии, ни в пити не сообщатися, откудаж прощено сожитие?

Ибо всякое ея прикосновение скверно, когда отдана часть Дияволу, и даже не мешатися ни в житейских вещех. И так в сей статии видится паче бо оное и пагубное, а не спасительное наставление, кая бо часть верному с неверным?

А в статии написано: то по исполнении надлежащаго поста и поклонов крестить ю со обещанием таковым, каковаго в писании весьма не зрится. С таковым обещанием, которое есть по замыслам ничтожных, паче губителей и убийц душ человеческих, ниже в статьи, а если которые из них не сохранят своего целомудреннаго обета, но таковых по всему образу и причислити к новоженам.

Весьма замечательно сие причисление, ибо в статии 4-й новоженом не написано целомудренной жизни, но разрешено совокупление и производити детей. Да какая то им воображена опасная жизнь от скверных мужицких забобонов или замыслов, тогда и детей у них крестити не возбранно.

Зрите, хотящие спастися, суетное суетных суесловцев предание, из единых уст огнь и вода. Если не сохранят целомудреннаго обета причислить к новоженам, живущим под покровом мужицкаго предлога и раждающих дети, и приносящих всякое приношение, чего они и желати лучшаго не хотят. Понеже от таковых учителей прощена им, паче же предана нечестивая жизнь до смерти и гроба под предлогом, когда могут таковые исполнить церковное учение и получить спасение без убодения совести.

Когда они под пагубным предлогом церкви соединены и с приемом приношения, чего в писании не обретается, ибо писано, не о хотящих слитися, но о сшедшихся уже. Но кий Сатана заградил очи таковым законодателем зрети силу и разум Божественнаго Писания и священных правил, ясно завещавающих, еже поимати на сочетание брака правоверному, еретическую жену или дщерь дати за еретика, 10-е и 31-е правило собора иже в Лаодикии, и 72-е правило 6-го Вселенскаго собора, иже в Трулле полатнем. И се правило (сиречь 14-е правило 4-го Вселенскаго собора и 21-го Карфаген. 22 тоже) отрицает. 3-м и 10-м же Лаодикийскаго соглашается посылает к 72-му 6-го собора, и на 31-м сего же собора, внизу на сей странице указано: у еретиков не женитися, ни дщерей за них християном не давати, якоже глаголет Никон в 13-м слове, тамо собрано от многих книг, с 31 же, соглашается на поле Никоново 13 и 26, и посему вси сии свидетельствуют единоумно, и едино завещавают.

При 72 правилу же соглашается апостолово (Коринф. Зач. 137). И посему брачившимся со иноверными, едино спасение – распуст и потом покаяние. Аще же неверная часть отступную отпустити не хощет, как сподобиться крещению? По какому писанию деют да покажут без лености и мы с потщанием покоримся, и жития со отступною частию, едину спасти, а другую погубити, чего апостол не повелевает. Ибо апостол попустил за чаяние спасения другия части, и брак утвердил.

О сообщении на одних трапезах со иноверными

Статья седьмая

Многия во граде здешнем християны на одном столе и из одних сосудов ядят и пиют с еретиками, и Отче Наш говорят не над пищею, но во ином покое, о сем в Писании Святом страшая лежат запрещения, ибо ослабляется от сего в православных вера и истребляется в них крепость благочестия. Тем же за сие, не щадя ни каких лиц, подобает наказывати, а противящихся от правоверных отлучати.

Объяснение:
На седьмую статью

О ястии на единых трапезах с антихристияны из единых сосудов, и «Отче наш» говорят не над пищею, сие действуется более у отступников, которые детей своих пребрачили с детьми антихристовыми, и потому боле празднуют имянины бесоданных их сватов, и прочей бесонареченной, по скверному сплетению их родословной азбуки, которое только известно самому Сатане, во истину, по неволе. Также статии-писатель сказал: чрез что ослабляется в православных вера и истребляется в них крепость благочестия, которых велит, не щадя не каких лиц, наказывать подобает, а противящихся от правоверных отлучати. Зрети внимательно подобает на статии-писателей безумие. Аще не воспрещается совокупление со всеми иноверными их чадом, возможно ли сие оставити, аще зять, антихирстов сын, зятем нарицается и невестка такожде, то како уже возможно таковое родство разторгнути в любвах, обыкновенных всему человечеству?

Ибо прежде требуется истребить первое, то есть, дабы не входить в разсуждение браков запрещенных и скверных, а когда таковых не будет и сообщение не услышится.

Статья восьмая

Платье немецкое многие видится християны носят, ибо о сем в Божественном Писании преужасныя суть запрещения. Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятеля должны удерживати, а противляющихся отлучати.

Объяснение:
На восьмую статью

Сия статия более лежит на отступников, ибо отцы и матери тщатся и мыслят от малого возраста детей брачити, а боле всего в никониянские богатые домы зрят, то тщатся обучать детей своих богомерзким модам, и сами тоже носят, для того что и на родителях если будет русская или христянская одежда, то будут почитаться за грубых и неучтивых, чрез что и в сватовстве будет не малое помешательство.

Вот для чего всякое терние в Церковь Божию натекает, для скверных и сатанинских браков, которые все, кроме правосланаго священства деющиеся, от Церкви Божия отреваются. А впротчем, на сие не следовало бы писать статии, но подавать учение от Божественнаго Писания, а не поставя в виде онаго мужицкое правило, статиею помощи не даст, но видно никто не знает его людем сказать.

 

Статья девятая

А которые христяны волоса свои по християнскому обычаю не стригут, таковых на общее моление не пущати, понеже сии не сохраняют апостольскаго и святых отец запрещения.

Объяснение:
На девятую статью

Муж аще растит власы (Корин. Зач. 147), разум слова сего дает понятие: растит, сиречь, с совершенными концами власов, по существу своему растущими, даже и коса тамо упоминается, но коса и ращение еще во обычаи (Богу слава) не вниде, но о добром обычаи спорить и противиться грех есть.

Ибо сие учение знаменует нечто к смирению и к опровержению мерзких мод, и к послушанию учения даже и до тонких, обаче не первый догмат, наносящий пагубу, понеже меры и образца острижению не дано, и сие можно приложить к закону о мятве и коприне, и есть добре, но преже должно не оставляти суд и милость, по Христову словеси, подобает убо сих преже хранити и о нех наставляти. И так преже проклените и отверзите от себе разсуждать о браках, не данных вам, яко простолюдином, а сия с Божиею помощию скоро могут исправиться.

Очистите преже великия кучи гноя лопатою, а пыль метлою очистит тягости мало, цежение комаров, а глотание верблюдов и во Евангелии не похвалено. Но горе сказано, не за то что оцеждают комары, но за то что малое увеличивают, которое хотя и противно, но за малое раскаяние и простительно, а великое преступление и пагубу почитают ни за что, за сие и лицемерством наречено.

Статья десятая

Иконописцы християнские, каждой бы из них, имел отца духовнаго, и мирских работников и мастеров у себя им имети запрещати, а християном всем объявить, чтоб от отлученных от церкви, иконников, икон святых не покупали, и о сем настоятели крепкое должны над оными имети смотрение.

Объяснение:
На статью десятую

Сие говорено было и в давних летех, когда они брали учеников мирских, и тогда маленькая дырочка была не зашита, а в нынешнее время, которые, ради большаго придобытия, работников мирских держат, а боле отошли мерзскими браками, о которых здесь в статии и не упоминается, ибо отступники теперь более у нынешних християн и церковь составляют, да и потому, что сам статие-писатель отступников притворно, под пустым прощанием, держит иконников на кладбище.

А кто из християн строго наблюдает веру християнскую, тот весьма знает, что от Никониян и отступников писанныя иконы брать не следует, а кто по совершенному неведению, каким образом приобретает без всякаго изследования, подобообразно древним образцам написанную, тот мало погрешает. Учит же о сем не есть вредно, но токмо следует утвердить писанием, как книги повелевают, вся яже глаголеши и твориши, имей свидетельство от Божественнаго Писания.

Статья одиннадцатая

От Поморскаго монастыря в православие наше приходящих, по установлению прежних отец, с шести недельным покаяния постом приимати, а из православных, ежели кто долгое время в молении, ядении и питии сними пребудут и возвратятся. Две четыре десятницы им поста налагати и за поминовение оных всю церковную службу земными поклонами наказывати.

Объяснение:
На статью одиннадцатую

В сей статии следовало бы преже из чести и преступления, и каждой из них изпроврещи силою Святаго Писания, дабы и вопрошающим могли дати ответ не зазорен и внятен. А статия силы покажет мало без доводов.

Ибо обличит и назвать кого и поносным именем можно, да следует и показать в правду, а если показать не может, то сам тем же накажется, чем другаго поносил. Но статия тем еще мало поможет, что настоятели, нарицаемые ныне смелостно духовными, детем своим духовным, преподают учение о поморцах, и показуют им, напрасный и ни на что надобный с поморцами раздор или отделение, и упрекают предков наших которниками.

Но как видится сии Поморцы и самое крещение преподают за одну привычку, без всякой ревности и показания прелести антихристовой, да уже сказать почти не можно. Ибо в тропарех нечестивых нарицают благочестивыми, умерших некрещеных поминают с сочинением мужикаго тропаря, и о том мерзское оправдание.

О браках же поступок оных кто может изчести скверное нечестие, толкование титлы, писаной на Кресте Христове, сообщение в ястии и питии и молении, и в самых молитвенных храмех, некрещенным великое снисхождение и присвоение?

Статья двенадцатая

За славление у никониян Христа, книжных, церковную всю службу и того дня трапезу, земными поклонами исправляти.

Объяснение:
На двенадцатую статью

О славильщиках у никониан

За славление у никониян Христа, книжных и проче, написано у никониян, а отсупниках умолчано. И по сему видится, сих не мало не отревают от церковнаго всякаго приношения, а при том и в домы их вхождения не запрещают, да и запретить невозможно, когда и сами наставники в домех их, сквернаго придобытия, отродков с ретивством друг против друга крещают (Марк. 10, 13-16).

Но хотя и не сообщаются в молитвенных храмах и то притворно, а которые всем не ведомы, а один настоятелем, те весьма приемлются. Вот видимая прелесть, и прятие антихристовых блевотин.

О никониянах упоминают, которые иногда такие, хотя и не крещены, но с верою приемлют и по евангелию: аще несть на ны, то по нас есть, и по лествичнику: аще от неверных верою позываеми, а отступники горши ельлин и жидов, и в домы входити к преданным Дияволу в снедь, разрешения не видится, а запрещения довольно.

Но я не на утвержение говорю в никониянские входить домы, но токмо в сравнение с отступниками, кто может никониян совершенный ревнитель принять славяльщиков таковых, кроме храмляющих на обою колену, ибо сии ближе к научению християнскому, нежели отступники. И познание и путь к благочестию им ближе нежели отступником. Ибо крещением они во всякое время и в частости обновляются, но отъими от отступников богопротивную наставников милость и снисхождение, колико узриши на истинный путь церковный и правильный возращшихся? Сие чюдо будет тебе подобно солнечному остановлению.

А как при кончине отступников, наставники всякому беззаконию исправляют и приобщают церкви, им единем ведомо, но благонадежно думать, что они их похороняют вместо колод без всякаго чистаго раскаяния о отступстве, которое паче всех означенных грехов в потребнике, и паче тищнаго блуда, и прелюбодеяния и всякаго студодеяния плотскаго, душевное нечестие более судити,и более им оскверняется человек.

Статья тринадцатая

О книжных, распутно и зазорно живущих, то есть постов святых среды и пятка не хранящих, с мирскими в ядении и питии и в пьянство признавшихся, таковых за первую вину, всю церковную службу, и того дня трапезу, земными поклонами казнити. За вторую же тем же законом всю седьмицу выполняти. А за треью вину без пощадения из молитвенных храмов вон высылать, и во всех моленных огласити, дабы нигде они на службу церковную приняты не были. Преходящих же из часовни в часовню, или из града во град переезжающих, книжных, без одобрительных настоятельских или выборных писем, отнюд не приимати.

Объяснение:
На статью тринадцатую

Что значит книжные? И кто такие книжные? Распутной и зазорной жизни, не хранящие святых постов, среды и пятка, и с мирскими, то есть некрещенными в ядении и питии, а равно и в пьянстве признавшихся, недоуметельно?

И паки, что такие за книжные? Книжные вси нарицаются или разумеются, умеющие грамоте, или по просту нарицаемые грамотники, наученные книжному чтению. Но еже не хранити кому среды и пятка, и прочих постов и вести зазорную жизнь и с некрещенными в ядении и питии сообщатися, сие всем вообще ученым и неученым грамоте законом запрещается, и преступающие вси наказуются и отлучаются, паче же за сообщение со иноверными.

Но поступим далее в статию, не тая понятия, кто и каковые озедьс книжные, которых за два преступления наказание написано, а за третие изгоняются из молитвенных храмов и везде оглашаются таковыми, и нигде на молитву не приимати, и по прехождении из часовни в часовню, или из града во град переезжающих, без одобрительных писем от настоятелей или выборных никуда не примать, и посему видно нечто.

Здесь идет слово не о всех грамотниках, но о тех книжных, которые о себе и за себя не молятся никогда, но по договору, по месячно или по денно нанимаются по часовням петь и читать. Так вот какие книжные, они вроде причетников, которым препоручается дело не малое: первое читать, петь и еще и потчением оглашать приходящих на молитву, паки сказать, дел великое сих книжных, но видно из самой сей статии, что они какие нибудь волокиты, что при начале вступления в должность, о себе свидетельство не показали, да видно и посмотреть был некому, а при том и разсмотреть трубуется время, и смысл самых настоятелей, и добрая християнская жизнь в самых их себе.

Но если кто чего сам не знает, того и другому преподавать не может, чего же от них более и требовать, не имеющих от трудов пропитания, и не настовленных на лучшее. Принимаются на дело духовное, которое бывает не от найма, а от произволения и горящей совести, которая влечет человека во спасение, чем же? Памятию смерти и будущаго суда,и

воздаяния по делом когождо, а не от найма, которые проходят и проводят жизнь без всякаго начальства, без труда в тунеядстве. Понеже таковые книжные сущие невежди, и больше польския выходцы, которых потребно испытывать: имеют ли на себе крещение, а если и имеют, то от кого и как, ибо в тамошней стране в сие время, чистаго и непорочнаго християнства искать трудно: отступник отступника исправляет.

Но теперь мы пойдем на иное изображение. Много ли имели, а притом сказать, и совсем имели ли предки наши таких книжных наемных, и была ли в них надобность? Ибо в нашем зрении и памяти, сходились християне друг к другу, кому где входно и можно, молились как где каким образом вместити возможно, всякий за себе, туне каждый требовал от Господа воздаяния, грехов прощения, а сии крикуны явились тогда, когда явились больше пагубныя, нежели к спасению помогающия места, а с местами и с крикунами, всех приходящих людей на молитву весьма отлучили от всякаго пения и чтения, кроме вышеписанных в статии пияниц и сообщающихся с погаными, и всякаго бездельства наполненными, нарицая обаче их книжными и на таковое дело определенными, и якобы духовными, близ того яко бы хиротонисанные причетники.

Посмотрим, преже бытия сих волокитных крикунов, что было. Сходились християне на общую молитву, пели ли молебны и панихиды, или без сих было невозможно? Но сказать сего отнюдь грешно, ибо и без сих потаскух всякий християнин равен, и ни кому о сем запрещения невидится, да и горение духа у всех может быть несравнено против наемщика: наемщик кричит по должности, чтоб получить наем, а не за самое то доброе от сердца прошение, ибо и во евангелии наемницы против истинных пастырей охуждаются.

Но сии наемники, нарицаемые книжные, изъясненными страстьми объяты и в мешательстве со иноверными увязшие, от бездельства на готовом пропитании, паче же и обжорстве по разным обедам, с честию и поклонами от таких людей, с котораго бы они стоили сапоги изувать, и по сему они от невежества или совершеннаго безумства, почитают таковаго почтения достойными. Как же потому уже огласятся в вышеписанных поступках, и не могут быть крикунами вгодных, и не имея чем составить свое пропитание от трудолюбия, впадают в качествы непристойныя честности, паче же иногда и ответныя, чрез что надходит християнству великое поношение и ругательство.

Вот плоды книжных ныне в статиях открытые, которых еще многие и не слыхали, внимая токмо своему спасению, вот же и от чего вся пагуба: от построенных мест, от накопленных в местах людей, а от них понадобились деньги, деньги же по оной надобности приемлются и всякое приношение, законом правил жестоко запрещается, настоятели же в местах живут на подобие настоящих церковников, не тщатся дать спасительный вид словом и образом, но токмо да умножит по углам крикунов для панихид и молебнов, от крикунов же вcякаго нечестия исполненными.

Статья четырнадцатая

Еще слышится, что многие из християн вместео упраждения во чтении Божественнаго Писания, не токмо долгие провождают вечера, но и целыя нощи во игре карточной, и овые для одной точию забавы. А другия, увы, для душепагубныя денежныя страсти: показывая свое ухищрение и проворство, для обыграния другаго, и таковые почитаются за дневных грабителей, и первых убо, яко беснующихся, грешащих без прибытка, наказывати по 1000 поклонов на соборе, а играющих в деньги тем наказание и епитимия, как градские законы повелевают, которую им духовным смыслом непременно выполнить должно.

Объяснение:
На четырнадцатую статью

Картежники плодятся боле от новобрачных, а по истине отступников и их богомерзких отводителей в таковый мерзкий и наизлейший ров. Сии то со своим богомерзким антихриствоым сплетением и родством богоненавистным, лишася страха Божия, паче же разсечены полма, исходящеся намерзких их банкетах и любвах, волею и неволею вмещаются в таковыя бесовския тризнища, не едины токмо картежныя, но и мнгия законопреступления, во всяком сообщении, празднуя обще на поганых рождениях, крестинах, именинах, поминовениях, свадьбах и прочих бесотешных забавах, с лобзанием и нарицанием сватушко, сватьюшка и прочая.

Сии то браки и с их предводителями всякаго зла предшественники и по правде именуются в 3-й статии зломерзостными законопреступниками и благоверия святаго нарушителями, и правоверных християн соблазнителями и когда таковыми усмотрены от всея церкви, для чего же вы посему не слушаете апостола, повелевающаго изъимати злое от вас самех.

Но аще и изъяснены сии шпильманства статиею, но она мало поможет без всегдашняго учения, паче же, аще что приидет в церковное сведение, яко же и прииде, ибо оные непокорники изгоняются от Церкви Божией и по Христову Учению, нарицаются яко язычники и мытари. И тако требуется таковым не по статии, а по Божественному Писанию, учение – истинная лечьба будет.

Аще из вида и слуха християнския церкви изчезнут браки сатанинские и их предводители, тогда и многия преступления не узрятся. Ибо сии предводители, пользующиеся частию антихристовою, всякаго сквернения натащали в дом Божий, который бы от внешних никогда столько осквернен не был. А сии плотстии, дело низводящие на поклонение к безплотным, всежизненно радуются, о сатаножертвований и прибытках скверносгнения неблагословеннаго, в таймичищах и кобеличищах.

Статья пятнадцатая

О глумлении

(в Никоновом (черног.) слове 10-е, от листа 66 и Слово 12)

Старобрачные, ежеди воспитывати будут младенцев своих млеком от других жен еретических. От таковых впредь детей не крестить, а отцев и матерей их епитимиями на 6 недель, каждаго дня полагати по 100 поклонов земных.

На ходящих в маскерады и в театры, оперы и комедии, возлагати им по 500 поклонов на соборе. И ходящих со иноверными на крестныя ходы и на погребения и прочия, возлагати на них по 1000 поклонов на соборе.

Объяснение:
на пятнадцатую статью

а. о старобрачных, поемлющих на воспитание младенцев своих кормилиц.

б. ходящих в оперы и маскерады.

О сих старобрачных в первой статии написано, что они в церквах иноверных венчались. Того ради поучать на чистое житие. Преступающих же предписанное наказание, яко неприявших к совокуплению священнаго благословения, правильно исправляти. Дивное приказание: жить целомудренно, а младенцев воспитывать своим млеком, а не от чужих жен. Но от чистаго жития и целомудреннаго младенцем быть невозможно, ибо здесь явственно поучаются не о целомудрии супружеском, а о самом несовокуплении и не сообщении плотски.

Если последовать первой статии, то о младенческом воспитании говорить излишно и не надобно, а если держать сию, то первая со всем излишна и непотребна, из сего двоякаго смысла можно на верное сказать, что больше следовать будут сей 15 статьи и без кормилец. Здесь видится гордость и заблуждение статие-писателей, не взирая ни в писание ни в предков, ибо Святый Апостол к Коринф. (Кор. Зач. 195, ст. 14), ясно возглашает: «не должна бо суть чада родителем снискати имения, но родители чадом». Но предки нам суть родители, еже паче и достовернейши от жития и дел, и благоверных подвигов, которые о сей часть явственно с писанием сходное без прилогов пустых вкратце написали прежде 60 лет.В статии 45-й. А которые законные браки прияты в церковь и будут раждати и а таковых наказывати, за перваго полгода отлучать и прочая.

Второе изъясняется в сей статии о внешних крестных ходах и погребениях и еще о маскерадах и о театрах, опрерах и комедиях. Но вся таковая деяния пристоят больше отступникам и их родителям, обращающихся в святотатствах и в любвах со иноверными. На таковое беззаконное действо требуется наука а не от статей и «ховроньиных» правил, но от Божественнаго Писания и яснаго сказания от Христа: «горе смеющимся». И от Святых Отец запрещения о всяком глумлении, а не токмо о таковом бесовском тризнище, но требуется паче предобучать о сем при самом оглашении, которое ныне весьма оставлено от нынешних нарицающихся учителей, да еще и духовными нестыдятся именоватися.

Безумные волокиты, а во всем яко рыбы безгласныя и безсловесныя, нощные нетопыри, не тщатся о истинном спасении, но токмо, чтоб приобрести человека в название християнское, которому исходатайствуют сугубую гиену по Спасову Гласу (Матф. Зач. 94). Сами не входят и хотящих внити не оставляют, но все тщание у невежд возлегание на вечерях и преже седания на сонмищах и целования на торжищах, и зватися от человек учителю и отдесятствовати мятву и коприн, оставя суд, милость и веру. (Матф. Зач. 93-95).

И посему от таковых какое может сбытися спасительное оглашение, ибо посему вякий неведает, откуда отбеже и камо прииде, кроме воды, ничего приходящим не показуют. Образа християнскаго жительства, которым бы весьма следовало и обстоятельства времени ясно и доводно объяснить, ничего не умалчивая, ибо псаломник светло вопиет (9-й псалом) и право приходящих в Церковь Христову учить: «возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу всяхвалы твоя во вратех дщере сиони». Зри во вратех, а не внутри.

Да и Сам Спаситель, наказуя ученики своя, рече: «шедше научите вся языки крестяще их» и прочая. И Святый мученик Иустин колик подвиг учения показа, да преже крещения учени будут. (Слово 2-е на просвящ.). И Святый Григорий Богослов и просто вся Святая Соборная церковь сему последуя, многия на сие правила изложи, дабы просвящающиеся знали к кому приступают. А Святый Кирилл Иерусалимский на сие во 18 поучениях великий подвиг показа, дабы оглашении ведали, в конец хотящуюся приятися от них православную веру.

Но сии, вышесказаные не мытари чрез свои оглашения, токмо терние и волчец в Церковь Божию посевают и насаждают, а потом, когда сии пастыри ощутят на таковых овцах мягкую волну и сладкое млеко, то остригая и доя, и верпляся пред ними, и гладя, яко пси онемелые, и лижут гной их, а чтобы обличить, запретить, умолить благовременно и безвременно, о том ни мало не радят: им не нужно спасение овец, только б звался он отец.

Статья шестнадцатая

Статьи или письма о Новожена, обносящияся в людех говоренныя в Москве 7278 (1770) году и в Стародубе 7279 (1771) лете, ежели где таковыя орящутся, яко не бывшия вменяти,и  в доказательство их не приводити, а если котоыря будут во свидетелсьтво их приводити, или что из них заимствовати, во оправдание таковых от церкви наказывати.

Объяснение:
на шестнадцатую статью

О отменении двух соборов в Москве и Стародубе

1-е в Москве 7278-м (1770 г.) году писано тако: престарелых новоженом и хриситянски живущих, положили однажды в год, кроме болезни, без развода в покаяние приимать, а на молени общее их не пущать.

2-е, молодые и християнски живущих без развода, кроме болезни, в покаяние не принимамть, а детей раждающихся от них крестить.

3-е, всех смешивающихся с миром и о християнской жизни нерадящих, ни самих безсмертной нужды в покаяние, ни детей их в крещение, дондеже християнски жить не обещаются, не принимать.

В Стародубье... 7299 года (1791 г.).

1-е, чтоб жить им повсему образу християнски и с миром не сообщатися.

2-е, детей крещенных чтоб им с собою не мешать.

3-е, и окроме болезни, однажды в год, без разводу на покаяние их приимать, а молитися чтоб всегда им о себе на ином месте, по примеру прокаженных, отчасти о которых в толковании Евангелия на 29 неделю пишет сице, смотри там.

Но сие все по миру таскается, якобы направление Церкви Божией. О, стыд таковаго чтения! Правда, сии два завода плутовские здесь опровержены, как и должно, понеже есть бесовскаго учения и скверны, и пагубны и нечисты, мерзки и непотребны, да и сии самые, ими же опровергаются. Той же масти под другою краскою, но туюжде пагубу носящие, равно и опровергутся. Ибо всякая пустота зле начертанная, кроме Писания – книжнаго и утверждения от Ветхаго и Новаго Завета, есть ветр, жгущий от пустыни. Зри Книгу о Правой Вере, главу 23-ю, лит 215 и 216-й.

А сии учители о сем, сомжа очи, писали. О дерзости писателей! О глупости послушающих! Бежать от пропасти великоученых губителей и впасть в неизлезную глубину невежд, которые ни о чем более не мыслят, как о тунеядстве. Не имея честнаго пропитания от трудов, нашли вещество, на удовлетворение – торговать душами. Чрез что, не имея своего пояса, возъимеет всякое во всем изобилие, чтоб только пожелал, да почему же? А вот истина: нарещися наставником, а сие имя, для оскотованных умов, не меньше святительской хиротонии, чрез что,со упованием, смело дают себя водить на погибель, а сии бродяги никакой более не нашли масти шелудивым овцам, как безумное прощание на всякую погань и нечистоту, кроме Бога, веры, закона и совести.

А еще другая степень нарицаемых книжных, которые больше польские выходцы, о которых частию изъяснено на статье 13-й. Где они нашлись на всякую злобу готовыми, и можно наверное назвать бельмом християнства, как наставников сего времени таки и прикащиков их книжных. Они-то, по Христову Словеси, терние и репие (Матф. Зач. 22), от которых грозды и смоквы не собирают. Да вправду, по путем дел наших, велегласный Исаия вопиет (Исаия г. 3): «и поставлю юноша князя их и ругатели обладают ими» и прочая.

Статья семнадцатая

О статьях сих, ежели церковные наставники преднаписанных статей сих в точной их силе, по коему-либо человекоугодию или мшелоимству и пристрастию, окроме зело опасных или нечаянных случаев, выполняти их не будут, то за первое упущение общецерковным судом возлагати на них по 300 поклонов на соборе. За второе же презрение вдовое им епитимию положити. А за третие, ежеди окажется с намерением их претсупление, то уже и от духовных дел таковым отказати, а сопротивляющагося из них и безстудно упорствующаго от общения верных отлучити.

Объяснение:
на семнадцатую статью

Наказание за пренебрежение и не исправление по статьям

В начале написано, о статиях сих: «ежели церковные наставники». О, слово, всяк ум превосходящее! О, превысокаго титла, над статиями надписаннаго: церковные наставники! Покажите нам оных в лице? Слово сие есть весьма обрадованно, церковные наставники, но разум статии показует тому противное,и быть тому не можно, чтоб показали нам церковных наставников.

Потому что церковные наставники основание имеют на Слове Божии, или вообще на Святом Писании Ветхаго и Новаго Завета, седьми вселенских и девяти поместных соборов, в правилех и всех Святых Отец учения не превратно, и что они таковыми были, и во всем последовали, и о себе громкогласно объявили (Еванг. Толк.). Зри поучение в неделю Православия.

А о сих церковных наставниках, написано тако: ежели преднаписанных статей выполняти не будут, видно всех вообще, тогда за первое упущение 300 поклонов, а за второе - вдвое, а за третие и совершенное извержение.

Но, как оныя статии о т писания ни какого утверждения не имеют, да и иметь им невозможно, чтобы могло быть в Священном Писании подтверждение на лжу и таковую неправду, которые явстенно борют против Святаго Писания на пагубу, и поборают по противников церковных, а не Церковь Божию, соблюдают от пороков и кривоверия.

И по сим статиям верно, надежно сказать можно, таковым быть и наставником, кому они вверяются на соблюдение в точности, и таким разумом здесь окончано. Кто статии преступит, от статей приимет и наказание. А посему выходит понимать, что церковь на сих (противных Богу и закону церковному и самим себе), статиях основана, на церковное учение во всем инако воображает, приемля все правильное зачинение.

Аще кто обрящется правило некое от предреченных, истощая или возбранити начиная, повинен будет по таковому правилу, яко же той сказует, запрещение приемля, и стем в нем же согрешает, да уврачуется. И тако статии не есть правление церковное, но неистовый мятеж и смущение пути спасительнаго церковнаго.

Да никто же убо о добротекущих и покаряющихся истине, покусится не благодарствовати правде и совещати совет лукав, речет в себе: аще и всяко есть место покаянгия, что возбраняет ми. Первее желание мое довольне сотворити, и послежде покаятися (Никон слово 52 Св. Маркиана иже в пустыне).

Да непщует таковый се прельстився, содеяти яко покаятися обратиться, обладан бо будет от греха, и еже есть греху угодно, се сотворити, благоволит, грех бо ненавидит покаяния аки врага, и сего бегает, яко сильна. Да нератован быв от него, удобь убиен будет и погибнет память его. Нужда убо есть проданым грехом, греховное мудрствовати, и такожде самое покаяние ненавидите, и сего бегати яко врага, яко да неприяти бывше от истинны, умудрени бывши будут правдная мудрствовати и лишатися утешения слатснаго,и же от ничистаго греха действуемаго.

Но егда речеши ми: яко слышах тя преже мало прилежне, понуждающа падшая в покаяние вместитися, и како аз возвещаем. Не возмогу покаятися, прегрешив, исповедаю убо, яже понудих и понуждаю, иже от совея немощи брань приемших и неволею согрешивших. Ты же своею сластию предался еси и волею согрешил если, и не возможеши свободу имети, себе поработих.

Якоже они, иже в брани уязвлени, исцеления плучающей. Два бо есть образа греховная, многоразличие в себе имуще, есть един, еже посласи душевне, и другие иже по немощи плотстей, иже по сласти души вольныя. А еже по немощи плоти невольныя, иже убо по немощи плотсте невоелю прегрешивше, не обладани будут грехом, не утешишабося прегрешивше. Не почиша трудящеся, но суть из лиха в труде и болезни паче, нежели согрешати нудими бяху. И от скорби многия и туги средца возопиют ко Господу, о нужди плачуще и просяще милость, и Господь благоуветне услышит и спасет их, и не умрут в неправде, еже сотвориша, яко ненавидяще ту сотвориша ю. Но живи будут в правде, юже сотвориша, яко от всего сердца возлюбиша я.

Ты же возвеселися беззаконновав, и почи трудився, и утешися, успев совершити лукавое, и непресташеи благодаря в делех руку своею, грех, его же бога себе устроил еси, ему же служиши всею крепостию своею, вся лета неудержания твоего. Но ниже: аще возможеши покаятися удоб исправишися, яко же они, иже неволею падшии исправишися. Пишет бо: яко волею согрешающим, по приятию разума истины, к тому о гресех не отстала есть жертва, страшно же некое прещение суда и огня ревность, поясти хотяща сопротивные, аще и не о покаянии, но о втором крещении речено бысть се, едина бо жертва пренесется о гресе мирстем, вниже единою крещаемся, во оставление грехом.

Тем же, иже в труде правде пожившем и благоговейне, и трезвене от греха сохранившим, подобает блюсти иже волею беззаконновавших суд и подражавшим иже неволею согрешающимся смирение и труд, и в ремнозе утешении и злострадании угодити Богу, яко да не в ослабе разслабившеся отпадут от прежестяжанныя им правды, и во искусе будут скорби и плача спасеннаго покаяния. И восплачутся греха своего и воздыхают правды своея, яко да и греха своего пременятся, и правды своея насладятся. Диявольское же житие ревнующе и хотяще в благоденствии и в веселии настоящем житии пребывати, получат еже от Диявлоа благодетства, яко сынове его,и изобильствуют время мало долготерпением Божиим.

В будущем же веце правдосудием Божиим вся дни своя печальни будут, исполнятбося лица их безчестия и истают, и исчезнут души их в муце щадимей Дияволу и аггелом его, за еже изволиша временно наслаждение сластей и подражаша будущу благодать и радование праведных. Суть же и ина писана многа в Ветхом и Новом Завете и добродетельном покаянии, яже отцы наши благочестне сказавше, предаша хранитися в церкви в наказание и утешение смиренным, и благонравне приемлющим, и во исправление и утверждение разгордевшим, и разум возвещающим, яко да егда прочтут Божественнаго Писания сказание, последуют держимым в Божественней Святей Церкви, а не хотети тем церкови держати, яко же тии согрешающе добре держати непщуют.

Ибо нецый от тщеславных, сим недуговавше образом, превратишася в суесловия, и отступиша от Церкви, и отчужлишася от истины, яко не беша от нея. Аще бо от нея были быша, пребыли убо быша в ней, и не 0составили ереси погибели, и ополчившеся борили церковь, и сопротивлялися истине.

К сим статья с Богом благочетивые отцы и благоверные граждане рукоположением своим подписуемся, на подлинном тако:

Афанасий Акинфиев, Федор Афанасиев, Григорий Власьев, Ипат Федотов, Федор Федоров, за Сергея Микифорова, за Артемья Семеновича, подписуюсь Федор Андреянов, Василий Семенов, Семен Григорьевю, Панфил Игнатьев, Степан Андреев Зайцов, Алексей Суворов, Тихон Ершов, Алексей Васильев, Иван Ненашев, Григорий Салтыков, Михайло Екимов, Гаврило Савинин, Матвей Баяринов, Максим (старшей) Калашников.

Наверх