- Приговор или уложение Новгородскаго собора 1694 года
- Старопоморский Собор 1809 года г. Санкт-Петербург
- Постановления Саратовского собора Старообрядцев Старо-Поморского согласия 1924 (7432) года
Устав Польский или Чин 1752 года
Во Имя Святыя Единосущныя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, всем иже древнее православие хранящим, святыя Восточныя, Апостольския Церкви. Благочестно держащим правила же и уставы и предания от святых апостол и богоносных отец, положенныя неизменно, с любовию хранящим, благоверным и боголюбивым християном, о Господе радоватися. Ниже подписавшиеся, извествуем, осьмыя тысящи двести шестдесятаго года, месяца Октября в первый день.
Было у нас общее собрание в Польше, во обители, о церковных вещех, и о пребывании християнского жительства, и присоветовали общим отеческим и братским советом, подтверждения нашея Православныя Веры Християнския, дабы нам последовати прежним страдальцам и подвижником и учителем нашея Православныя Християнския Веры.
- Образом святым покланятися древнего благочестия, и ныне от християн писанным, а от иноверных или от новоженов писанных и литых (образов) не принимати.
- Образы литые медные выменивать от християн или от поморцев литым. А от никониан медных литых не принимать и не поклонятися, а которые новые медные, никонианскаго литья, вошли по неведению прежде сего времени и те променивать, или переливать християном.
- С заонегами (поморцами) разделение иметь, и с ними ни ясти, ни пити, ни на молении стояти, и страдальцев наших, прежних учения не хулити (протопоп Аввакум). А поморских учителей нынешних учения не хвалити. А кто приидет от заонег (поморцев) в наше согласие, да творит поклонов 300 до земли, и заонежского (поморского) учения не простирати.
- Никонианы веру християнскую раскольническою нарицают, и християн раскольниками именуют, и под оное именование мнози християне подписалися раскольниками именоватися, и сие их подписание не богоугодно, а нам християном неприлично. И сицевых без исправления к себе в моление не пущать, и себе им во оправдание не иметь, и от всех християн о сем прощения им просити, и полагати 300 поклонов.
- Християном пищу в домех своих устроивать и сим питатися. Аще ли по нужде от иноверных доспетое на торгу покупает кто, и за то полагати поклонов 100. Аще ли же кроме нужды дерзнет кто купити, и таковый да сотворит поклонов 100 до земли на соборе.
- В польских градех, на кирмашах покупающих что, и пиющих, или ядущих, и да творят сии 300 поклонов до земли при соборе. (1 Кор. 10, 25-27).
- В воскресные дни, и в праздники великие за торгом по кирмашам не ездить и не ходить, такоже и на конских ристаниях не ездить (правило Никифора патриарха). Аще ли великая нужда позовет, и за то полагати поклонов 100 до земли. Аще ли кроме великия нужды обрящется, се творя, да творит таковый поклонов 300 до земли при соборе.
- Юношам и девицам такожде и женам в воскресные дни и прочие праздники господские, и богородичные, и в нарочитых святых празднуемых, по кирмашам и в лес за ягодами и за грибами, и по чужим деревням не ходить, но честно сия дни провождать, с молением и почтением. Аще ли обрящутся тако шатающиися и праздники святыя не почитающии, да творят таковии 300 поклонов до земли.
- Отцем духовным самим покаянием исправлятися, и отцев духовных имети подобает на всякий год, такожде и всякому християнину отца духовнаго имети подобает, и покаянием исправлятися, такожде на всякий год. Аще ли же кто будет без отца духовнаго и без исправления пребывает и таковаго церковью отлучать.
- Среды и пятки ядущих по дважды, а в прочие дни по трижды, сицевым по первом и втором наказании налагать по 300 поклонов до земли при соборе. Аще ли отцы их и матери попущают им и не доносят о них, сицевым отцем их и матерям по 300 поклонов.
- В Великий Пост во вторник и четверток ядущих по дважды, и се противно являющеся святым отцем, и таковым налагать по 300 поклонов до земли при соборе.
- Пиющие горелое вино и пиво от жидовских рук и от неверных, на сицевых налагать пост 12 дней, и на кийждо день по 100 поклонов.
- В бани християном с мирскими и с новоженами отнюдь не входить, и из единых сосудов во оскверненной воде с ними не мытися, но имети християном сосуды особные, аще ли обрящется кто мыющеся из мирских и из новоженских сосудов, сей да творит поклонов 300 до земли при соборе.
- Растящих власы, и носящих малахаи (шапки, разрезанные на четверо), и в моление не пущать, аще преслушны явятся о сем, да творят по 100 поклонов. Аще ли не престанут таковых обычай, сицевых от церкви отлучать.
- В среды и пятки отнюдь бань не топить и не мытися, аще ли же обрящетсякто тако творя, да сотворит поклонов 100 при соборе.
- В субботу противу воскресения Христова поздно не работать, и бань такожде поздно не топить, и в вечернее время, и по захождении солнца отнюдь не мытися. Аще ли обрящется тако творящий, да творит поклонов 100 при соборе.
- Поющих песни бесовския, и играющих в карты,и в варганы, и в дуды, и бранящихся матерны, и пляшущих, и яйцами катающих, и на качелях качающихся, и на масленной катающихся, да творят сии вси 500 поклонов до земли.
- К волхвом ходящих или к себе призывающих, и таковых духовным отцем исправлять правильно.
- Аще во гневе ударит християнин християнина, и учинится между ними драка, да сотворят по 2000 поклонов при соборе.
- Аще пойдет под иноверный суд на мызы, о всяких мирских междоречий, а християнский суд презирая, и таковаго от християнства отлучить. Аще ли покается, да сотворит 2000 поклонов при соборе до земли.
- Аще кто чужое захватит и не возвратит, таковаго и отец духовный не может простить, ниже разрешить, но связан на небеси и на земли, и того бы во християнех не имети, дондеже не возвратит тать чрез отца.
- Меры и весы чтобы в християнех едины были, в которую купить, в туже бы и продать, и чтобы были правдивыя. Аще ли же кто сему будет преслушен, таковаго и отец духовный не может разрешить.
- Новоженов младых и старых без распусту (т. е. без разводу) на покаяние отцем духовным отнюдь не принимать. Аще ли и старых без распусту кто приимет на покаяние, отлучат таковаго и с новоженом о нем от християн. Аще ли обещается отец духовный впредь того не творити, и в том прощение приносит, да сотворит поклонов 300 при соборе.
- Живущим с женами чужими, креднными, и таковых не крестить отнюдь без распуста. Аще ли же ведает о таковых духовник и не брежет (т. е. не расторгнет), и таковых будет без распусту исправлять. Таковых отлучать и с духовником. Аще ли зазрит себе духовник и покается, да сотворит поклонов 500 при соборе.
- Приходящих от неверия допрашивать: не долга ли ради? Не с чужею ли женою? И не вел ли, и не лукавством ли коим сочетался? Аще ли обрящется от сицевых кой любо, отнюдь таковых не крестить, дондеже не разойдутся.
- У новоженов детей крестить со обещанием, что бы им разойтись, а при смертном часе на християнския руки чтобы отдали младенца. И аще не разойдутся, и над таковыми младенцы погребение не отпевать.
- Мужие и жены простые крестят младенцев, а богословских глагол не знают, но крестят с молитвою и в девять лиц. Таковых младенцев не отпевать, и не поминать.
- Младенцев здравых у новоженов, ни духовным, ни простым людем отнюдь не крестить. Аще ли духовный окрестит здравого, и таковаго духовника от духовенства отставить, а простаго человека отставить, отлучить. Аще ли же покаются, да сотворят поклонов 500.
- А которые люди самочинством духовное дело держат, без отеческого благословения, и таковых людей за духовников не иметь, и их не слушать. Аще ли же вредь начнет кто, сицевых от християнства отлучати. Аще ли покаются да сотворят поклонов 500.
- С новоженом в единой храмине не жить християном, но во особном, аще ли начнут жити, и таковых отлучать. Такожде и не стряпать, в новоженских домех и не обедать. Аще ли обрящутся таковии, да сотворят поклонов 100 до земли.
- Аще ли которые старостию погорблены, и не имеют где пристанища, таковым подобает попустить, и на моление их приимать, а сосуды им свои особливые иметь. И со християны им в пищах не сообщатися, и на едином столе с новоженами не ясти. И детей новоженских не пестовати. Аще ли преслушают, да отлучаться.
- А которыя дети новоженския в возрасте и восхощут быти со християны, то жити им во особных храминах, и стряпать самим на себя. Християном же с сицевыми, нужды ради, ясти не возбраняем, а духовным у таковых не прздновать. Аще ли преслушают, да отлучатся.
- Во отлученных домах и в мирских и в новоженских Христа не славить. Аще ли обрящутся таковии, да творят 300 поклонов до земли при соборе.
- А которые люди российские поженилися в Польше и венчались в костелах, а отцы духовные крестили их простотою без распусту, а дело их расмотрелося быть не законное до лета 7257, положили таковых в подозрение, жити им чистотою. Аще детище родится, разлучать их яко же и новоженов, а впредь с сего 7260 год, отнюд не крестить без роспусту, и не приимати. Аще кто приимать будет таковых без распусту, и таковаго духовника с теми отлучить.
- А которые и тако сошлися, и не венчалися нигде, и таковых разводить яко же и новоженов.
- Духовным людям без совету на исповедь чужих детей не приимать, и за суету, и за пьянство не разрешать, но отсылать их к своему отцу духовному.
- А которые отцы духовные в коем месте обрящутся, а дети других отцев, и безчинно пребывают, и таковых, аще и других отцев дети, подобает их наказывати, и на поклоны ставить за их безчиние. Аще не покарятся таковых отлучать.
- Духовным людем отнюд не торговать, и в тяжбы и в свары с простыми людьми не входить. И под иноверный суд отнюдь не ходить. Аще ли обрящутся таковии, то от духовенства отставить.
- А о которых стряпухах во християнех великая молва и смущение многим християном и таковых стряпух отнюдь не держать.
- Юношам рубах красных и штанов каламенковых, а девицам сапогов красных и платков красных и в повязках золотых на моление отнюдь не стоять. Поясами чтоб не подпоясывалися, и тем бы православных не соблажняли. Аще ли преслушны (будут) обрящутся, да сотворят поклонов 300 до земли.
- Новожены, аще восхощут к покаянию, разводить их в разныя деревни, и налагать им пост на 6 недель, яко же и ко крещению готовятся и ходити им на всякую неделю к соборному молению, и стоять ниже всех. А поклоны класть в вечерни, а по отпусте службы, всякому человеку исходящему кланятися до земли.
- А которые люди леностию и нерадиво на молении обретаются, в воскресные и праздничные дни, и аще в две недели или в три необрящутся при общей службе, и таковых отлучати, и с ними ни ясти, ни пити. Аще покаются да сотворят поклонов 300 на соборе. А инии при общем молении живущие не приходят. Аще ли кто и приидет, но не доконца стоит, таковаго аще книжной, то с крылоса отставить, а простаго отлучить.
- Ведомо вам буди братие, что святый Евсевий пишет: братие, аще кто изыдет из церкви прежде конца пения, разве огоня и рати, и той с Иудою осужден будет. Аще покаяются, да сотворят 100 поклонов до земли.
- А которые законные браки прияты в церковь (старожены) и будут детей рождати, и таковых наказывати отцем духовным. За перваго полгода отлучать, за второго год, за третьего два лета. А за очистительные молитвы три тысячи поклонов до земли.
- А которые новожены разболятся, и в том их дому без распусту на исповедь не приимать, и погребения в дому (их) не стоять, а другую половину (т. е. жену) при погребении в то время не пущать, дондеже исправится.
И о сем буди всем християном ведомо, яко у всех нас духовных и книжных и прочих християн, совет общий положен, да бы всем нам творить по вышеположенному, елико возможно.
Тако и написахом, повелением всех духовных человек, и книжных, того же общего совета, и руки своя приложихом. Во первых к сему приговорному письму:
Терентий Васильев, руку приложих
Савин Михеев
Егор Андреев
Павел Иванов
Матвей Федоров
Артем Осипов
Михайла Дмитриев
Никита Григорьев
Петр Герасимов
Иван Егоров
Стефан Афонасьев
Петр Федоров
Федор Никифоров
Андрей Герасимов
Феодул Дмитриев
Такожде молю братие подвизатися о преданней вере святым единою. Аминь.