Оглавление  

Глава 33
О Пресвятой Богородице

Новое учение.

Св. Богородица до дня Благовещения имела в себе скверну прародительскую.

Скрижаль, стр. 651, изд. 1656 г.

Убо не роди Дева с растлением, но Святому Духу пришедшу на ню, и очистившу словом архангела Гавриила, зане скверна прародительная бяше в ней.

Обличник Феофилакта, лис. 21, 2-го счета, изд. 1753 г.

Иоаким, патриарх московский, буде он таковый завет написал, явно себе показал ревнителем русских деревенских мужичиих забобонов, по которым жене мужатой невозможно никому явитися непокровенною главою. И тем не доволен, захотел еще и Божию матерь тому же деревенскому мужичию закону подчинити, и писать ея образ по подобию русских бабиц (т.е., покровенною).

Древнее учение.

Св. Богородица не имела и до зачатия никакой скверны, была свята и чиста.

Деяние 6 Вселенского собора, том 6, стр. 153.

Верую, святейшие, и относительно того, как Бог Слово, единородный Сын Отца, прежде веков и времен бесстрастно рожденный от самого Бога и Отца, сжалившись и умилосердившись над нашим человеческим падением, по добровольному хотению, и по воле Бога Родителя, и по Божественному соизволению Духа, не разлучившись от недр рождающаго, снизшел к нам уничиженным. Потому что Он, как одно и тоже хотение имеет с Отцем и Духом, так и существо неограниченное и естество непостижимое. Он никаким образом не может быть описуем, и не применяет места подобно нам. По естеству может производить Божестенныя действия и вошел в неискусобрачную, украшенную чистотою девства утробу святыя и преславныя, и богомудрыя, и чистыя от всякой скверны, по телу и по душе, и по мысли... И Он соделался поистине человеком со времени этого высочайшаго зачатия от Пресвятой Девы.

Четь-Минея, ноября 21 дня, на Введение Пресвятыя Богородицы, лис. 71 обор.

Ибо ангелы, аще не ведяху тайны силу, обаче якоже слуги повелением Господним служаху вхожению ея: и первее убо удивляхуся, видяще быти ю пречестный добродетелей сосуд, носящую знамения чистоты вечныя, и имущую таковую плоть, ейже никаже приближится греховная скверна никогда же... Гряди дщи ко иже тебе мне даровавшему. Гряди кивоте освящения к благоутробному дателю. Гряди ковчеже слова к храму Господню. Внииди в церковь Господню, мира радости и веселие. К Захарии же, яко к пророку и святителю, и к сроднику своему, со Иоакимом рече: приими, Захарие, сень нескверную, приими, священниче, непорочный ковчег, приими, пророче, кадильницу невещественнаго угля, приими, прваедниче, кадило духовное...

Такожде и святый Тарасий о том же глаголет. Духа Святаго исполнився, возопи: О! Отроковице нескверная, О! Дево неблазная, О! Девице прекрасная, О! женам украшение, О! дщерем удобрение: ты благословенная в женах, ты препрославленная чистотою, ты запечатленная девством, ты адамовы клятвы разрешение... Вышше ангелов сущи, в ней же не закон, но благодать действова совершенная.

Древле-письменный Торжественник, Слово святаго Тарасия, патриарха Константина града, на Введение Пресвятыя Богородицы, лист 39 об.

Сия бо яже святых святая, нескверненный слово чертог, девственное цветение, ковчег священия, гора святая... Голубица несквернена. Лист 43 об. Приими, священниче, неблазненный ковчег, приими, пророче, кадильницу невещественнаго угля... Агницу словесную, очистилище Божие, сосуд несквернен. Лись 44. Духом Святым исполнися, возопи (Захарий): отроковице нескверная, О! Дево неблазненная, О! Девице прекрасная... Ты благословенная в женах, ты препрославленная чистотою. Лист 48. Дева предуставлена бывши от создания миру... и чиста и нескверна бысть.

Инок Евфимий, на Введение Богородицы, лис. 50 об.

Днесь трилетна сущи отроковица, в церковь законную приходит, Богу Вседержителю предаваема и яко нескверная и неблазная. Лист 58 обор. Блаженная утроба твоя, ею-же носила еси, понесшую всяческая носящаго. Гряди убо ми и ты, О! отроковице, нескверная, и дево неблазная, яже небес всех превысшая.

Св. Иоанн Дамаскин, на Благовещение Богородицы, лис. 139 обор.

Радуйся, обрадованная, златая во истинну кадильнице, и честное пресвятое и нескверное чистоты сокровище. Радуйся, обрадованная, нескверная агнице.

Семидесятый канонник, канон на Введение Пресвятыя Богородицы, седал., гл. 4.

Непорочная агница и нескверный чертог, в дом Божий Богородица Мариам с веселием вводится преславно, юже ангели Божии дароносяще, и вси вернии ублажают присно. Песнь 9. Прелетают, Богородице, чистая, чудо твое силою словес. Тело бо в тебе разумею паче слова, течения греховнаго неприятно.

Преп. Максим Грек, слово 1, стр. 27 и 28.

Исповедую и проповедую себе же и всякому благоверному Преблагословенную Владычицу мою Богородицу, предстательницу всем православным христианом, по всему быти Святую и Пречистую и Пренепорочную и Приснодеву, сиречь, и прежде Божественнаго и безсеменнаго рожества воплощшагося из нея и в ней единороднаго Сына Божия, и в самом рожестве и по рожестве... Никако же ни буди, никогда християнину, которому сицево что хульно мудроствовати отнюдь о Всесвятей и Пренепорочней Приснодевей, Девице честнейши херувим и славнейши безприкладно серафим. Глава 24, стр. 503. Сатанинское сие на Божию Матерь досаждение, престаните, молю, престаните, аще убо желаете избыти горьких мучений копронивых, аки с досадители и с хульники на Пречистую Божию Матерь.

Оглавление

Глава 34
О выражении крещаю

Новое учение.

В евангелии находятся выражения «крещаю» и «крещается».

Скрижаль, о седми тайнах церковных, лист 81 втор. сч., изд. 1656 г.

В божественном и священном евангелии оба глагола, еже крещаю глаголю, и еже крещается, обретаются, ибо еже крещаю священный евангелист Матфей во главе 28 глаголет: шедше научите вся языки, крестяще я во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И паки: священный Марко глаголет бо в 16 гл.: веровавый и крестивыися, спасется.

Древнее учение.

Св. Феодор Студит, том 2, час. 1, письмо 36, к Евпрепиану, стр. 275, изд. 1908 г.

Так, с какой стороны тебе угодно и на какое слово этих нечестивых захочешь обратить внимание, вникни, благоразумный, и ты удивишься, усмотрев и нашедши бездну над бездною нечестия. Ибо ереси не прямо обнаруживают все свое нечестие, но одне из них совершенно отступили от евангелия, а другия, прикрываясь некоторыми изречениями евангелия, вторгаются вместе с ними, выдают себя непротиворечущими евангельским вещаниям, но, по-видимому, ратующими совершенно за них, придавая им такой, а не другой смысл, и таким образом приписывая двусмысленность божественным изречениям. Итак, как онеи отступают от здраваго смысла, то названы ересями... Те, которые дерзнули открыто нарушить евангелие и не хотевших нарушать его предали анафеме, станут ли заботиться о правилах, хотя и запечатленных Духом Святым и хотя определением их решается все, относящееся к нашему спасению: ибо у них нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней.

Номоканон, правило 199, лис. 48, единоверч. изд. 1888 г. О еже како подобает крещати иерею.

Отроча, идеже крещаеши, да имаши тамо купель, покровенну и чисту, или ин сосуд отлучен, и егда влиеши елей в купель, якоже повелевает последование, и возми масло стопкою тремя персты, и помажи отроча по всех удех, якоже сказует устав, и тогда вземлеши и наго, и став просто, крещаеши в три погружения, глаголя сице: Крещается раб Божий во имя Отца, аминь... И Сына, аминь... И Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Лист 113 обор. Крещает приходящаго, глаголя: крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

Катехизис Большой, гл. 73, лис. 375 обор.

Сия же глаголы, яже глаголются: Крещается раб Божия, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, никогда же в крещении презираху, ниже оставляху их.

Кириллова, гл. 26, о латинских ересях, лист. 239.

Внегда крещаете, не глаголете: крещается раб Божий... Но глаголете... И аз тя крещаю, и твориши сам себе Бога.

Потребник Большой, гл. 71, л. 9 втор. счета.

Проклинаю творящих развратно святое крещение... И не глаголют якоже повелеша святии апостоли и святии отцы. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, крещается раб Божий, имярек, но они глаголют: крещаю те аз, творятся попы их богам.

Блаж. Симеон Фессалоникийский, кн. 1, гл. 64, лис. 93 обор.

Крещается же глаголет, а не крещаю аз, (яко латыни и всем убо новосекуще) вольное крещаемаго свидетельствуя архиереи, еже бо крещаю аз, не являет еже вольно креститися просвещаемому... Еже крещается же и еже вольно знаменует и от мене архиерея, или иерея, и дело уже, творящаго и сущаго в Троицы единаго Бога, его же и имя крещаемому ясно преглаголуется.

Деяние 7 вселенскаго собора, том 7, стр. 212, изд. 1891 г.

На словах они прикрываются личиною благочестия, а на самом деле совершают нечестие, устами они восхваляют благочестие, а сердцем далеко отстоят от него. Стр. 209. Итак, они оставили истину, которою хвалится Приточник (Соломон), говоря: истинне поучится гортань мой (Притч., гл. 8, ст. 7), и прилепились ко лжи. Очевидно, что они отпали от благодати, а потому и слово их не украшается божественною солию и не сообщает благодати слушающим его.

Св. Феодор Студит, часть 1, ст. 276, изд. 1908 г.

Ибо у них нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней. Стр. 37, письмо 34. Если будет и еще кто-нибудь другой соименный им, также еретик, с подобною ересью или другою, епископ ли, подвижник ли и кто бы он ни был, да будет анафема.

Матфей Властарь, сост. 1, гл. 7, стр. 30, изд. 1992 г.

Ибо тот, кто сделался анафемою, становится чуждым Христу и собранию верных и отдается в удел сатане.

Оглавление

Глава 35
О просфорах

Новое учение.

Пять просфор на проскомидии иметь.

Потребник Никоновский, изд. 1658 г., в Номоканоне, правило 213, лст 382.

На святой проскомидии божественныя литургии пять просфор да имаши. Первая за Господский хлеб. Вторая Пречистыя Богородицы. Третия за Святых. Четвертая за живых человек, их же хощеши поминати. Пятая за усопших. Едино прямо, единому особно, кождо чином своим, якоже в служебниках указано и изображено имаши.

Пращица, Ответ 212, изд. 1753 г.

Тако и в прешедших летех, до правления старопечатных книг аще и служили на семи просфорах, и прочая нововводная отправляли, ибо тако тогда повеление было великороссийския церкви, и не по противлению восточней церкви, но по сущему неведению. И тии иереи от патриархов восточных и московских не прокляти быша и не отлучены. А ныне на седми просфорах и воображение полагати креста сицевым образом: с тростию и копием, и с главою Адамлею, никто служить не будет, кроме вас, противников. Понеже убо противящихся в таковых соборне восточнии патриархи: Паисий александрийский, Макарий антиохийский и московский патриарх Иоасаф, и вси российстии архиереи проклятию предаша, и священства извергоша, и святаго священнодействия весьма обнажиша. И аще которыи попы, невежди суще, вами прельщеннии, и весьма развращеннии, ныне дерзнут тако служить, противящиеся восточней и великороссийстей церкви и выше помяненной соборней клятве, таковии суть прокляти и отлучени, и извержени, и весьма священнослужения обнажени. И от таковых, собором проклятых, изверженных, и священства обнаженных, не может быти сущее святое тело Христово, и кровь Христова весьма.

Присяга патриарха Иоакима, стр. 12, Старообрядческий Вестник 1907 г.

Верую, приемлю, проповедую в священной службе на проскопидии полагаемы быть пять, а не седмь просфор, печать же святаго креста четвероконечнаго, а не осмиконечнаго тисканием, якоже и в лепоту имеет святая греческая восточная церковь, верую и приемлю.

Проклинаю тех, которые служат Божественную литургию и полагают на бескровней жертвеннице седмь, а не пять просфир, не приемлют тискати на совершение тела Христова хлеб святаго четвероконечнаго креста Христова, да будут прокляти и анафема.

Деяние 1666–1667 гг., лис. 13 об. и 14.

К сим во веки ничесоже имамы приложити, отъяти, или изменити. Инакоже держащия, прилагающия, отъемлющия, за враги имамы и супостаты церкве Божия.

Древнее учение.

На проскомидии иметь седмь просфор.

Служебник Иосифа патриарха, литургия св. И. Златоуста, лис. 105.

1-я просфора. Таже приелет иерей в левой убо руце просфору, в десней же святое копие, и знаменает с ним, трижды верху просфоры крестообразно, глаголя сице: Воспоминание творим великаго Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.

Лист 108 обор. Таже прием иерей вторую просфору глаголет: в честь и в память Пресвятыя, и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.

Лист 109. Иерей третию просфору и глаголет: честнаго и славнаго пророка и предотечи крестителя Господня Иоанна, и всех святых пророк, и святых славных и всехвальных апостол.

Лист 111. Иерей, взяв четвертую просфору, глаголет: о здравии и о спасении патриарха нашего, имярек, и всего епископства православных.

Иерей, приим пятую просфиру, глаголет: о здравии и о спасении благовернаго и христолюбиваго государя царя и великаго князя.

Лись 112. Прием шестую просфиру, глаголет сице: о здравии и, о спасении раба твоего отца нашего архимандрита и о всей братии нашей.

Лист. 113. Таже иерей, приим седьмую просфиру, глаголет: о памяти, и о оставлении грехов блаженных создателей святыя обители сея.

Потребник Иоасафа патриарха, изд. 7147 лета. Номоканон, прав. 210, лис. 50.

На святой проскомидии божественныя литургии седмь просфир да имаша: первая за Господский хлеб; вторая Пречистыя Богородицы; третия за святых; четвертая за патриарха; пятая за царя и за царицу, и за чад их, а идеже будет к цареву величеству послати, то выимати по имяном всем по просфире; шестую же за всех православных, за живых человек, ихже хощеши поминати, а седьмую за усопших. Едино прямо, со другою особно, кождо чином своим, якоже в служебниках указано и изображено. То же в Потребнике Большом, единоверч. печати. Номоканон, прав. 210.

Е. Голубинский, История Русской церкви, период первый, 2 том, стр. 309 и 310 изд. 1881 г.

В 11 веке. Патриарх константинопольский Алексей (1043) в своем уставе, который он дал построенному им монастырю (уставе Студийском), предписывает, чтобы литургия всегда была совершаема в монастыре на семи просфорах... Императрица Ирина, супруга императора Алексея Комнина (1118) в своем ктиторском уставе, основанному ею монастырю предписывает ежедневно: да приносится на божественной литургии семь хлебов. Устав св. Феодора Студита, в Синод. библиотеке, № 380, лист 228, по описанию Горскаго и Невоструева.

Зонар, глава 111, лис. 80.

Иже кто не повинуется, не послушает преданием сим, написанным от святых апостол и богоносных отец наших, и инако начнет мудрствовати, и ходити, и жити кроме сих писанных правил: анафема.

Оглавление

Глава 36
О сотворении человека

Новое учение.

Человек сотворен грешным и тленным.

Скрижаль, лис. 359, изд. 1656 г.

Аще бо глаголет писание, яко почивает Бог во святых. Якоже есть писано, яко вселюся в них и похожду, сиречь, хощу вселитися в них и ходить в человецех святых, иже суть сотворени с грехом и тлением, но токмо очищаются с некими добродетелми.

Древнее учение.

Человек по сотворению свят и безгрешен.

Св. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 14, о человеце, лист 19.

Сотвори убо Бог человека незлобива, права, добродетельна, безскорбна, всякою добродетелию освященна, всеми благими красящася, аки некий мир вторый, в великом мал ангела инаго... Сотвори же его естеством безгрешна, и хотением самовластна.

Благовестное Евангелие, От Иоанна, зач. 17.

Да слышат убо и манихеане, яко не от естества злое, но от произволения состоится.

Катехизис Большой, глава 38, лист 159 обор.

Слыши каков бысть первозданный он (Адам), иже по подобию Божию сотворенный, сиречь, благ бысть прежде, и кроток, преподобен и свят, чист и праведен по всему... незлобив бо бяше и безгрешен.

Св. Афанасия, часть3, слово 33, стр. 377, изд. 1853 г.

Кого Бог созидал для нетления по образу своего Присносущия, того сотворил Он по естеству безгрешным и по воле свободным (выше). Когда Бог созидал в начале Адама, ужели врожденным соделал ему грех; Какая же была нужда в заповеди; Почему осудил его согрешившаго; стр. 392. Итак, скажите: если Бог зиждитель греховных помыслов, то Богу должно было присвоить созданное им... Ибо, если греховные помыслы сотворил Бог, то почему осуждает согрешившаго; Диавол произвел грех, всеяв оный в разумное и духовное естество человека.

Св. Епифаний, часть 4, стр. 31, 32 и 33, изд. 1880 г.

Ибо Бог никакого зла не сотворил, и это ясно людям разумным.... Итак, в начале диавол не был злым, но впоследствии сделался злым... Очевидно, что никто не дерзнет сказать о Боге, что Он сделает когда-нибудь зло (да не будет сего), и о диаволе никто не скажет, что он делает добро. Но от Бога происходит всякое благо и им не сотворено ни что злое.

Апостол Толковый, зач. 101.

Нецыи отступльши от Бога и святыя церкви, се глаголют... И овы убо сосуды сотвори Бог в честь (святы), овыже не в честь (грешны) рекши человеки. Мне мнится, мню же и Богу, яко ни самый сатана дерзнет рещи.

Новое учение.

Душа Богом посылается не во время зачатия человека, а после через сорок и восемдесят дней по зачатии.

Жезл правления, часть 1, лист 20 обор., издания 1753 г.

Ведати подобает, яко общее составление плоти нашея сице бывает: якоже естественных тайн имеющии искуство глаголют: Первее зачинается отроча из семени, еже по мало огустевает, и действом естества мужск пол чрез сорок дней воображается, приемля по малу образы всех членов, и возраст, достойный одушевления: женск же пол чрез восемдесят дний, и растет, и воображается помалу. Таже егда вообразится зачатое, тогда Богом одушевляется. Лист 21. Яко общее плотей по сорок днех бывает совершение и одушевление.

Древнее учение.

Душа зараждается вместе с телом.

Древлеписьменные Ответы св. Афанасия к Антиоху князю, ответ 16, лист 21.

Ни прежде бывают души от телес, якоже манихеи проповедуют, но якоже каменю и железу, сражаемым обоим, рождается огонь от них, сице от мужска и женска примешения, составляется Божиим повелением тело и душа.

Св. Иоанн Дамаскин, древлеписьменная книга, слово 52.

Не бе душа прежде телесе, но в зачатии вдушися.

Семеон Фессалоникийский, ответ 3.

Тако убо и в ложесне младенец чрез некоторый уд насажден во удах матере, живот приемлет, рождено же в себе живет чрез пищу и дыхание, якоже и безсловесная животная, словесною же душею в нем суще водится и воспитан устрояется, в разум же приходит по малу потом. Несловесныя души потому сущи, неже прежде сущия, по безумных эллинов, но сущую в нем естественно изначала семене, создательною Божественною силою, яже божественный Григорий глаголет: одушевлено во животное изначала сеется силою являющагося же совершенством орудия.

Св. Иоанн Лественик, слово 26. В Ответах Диаконовых, стр. 57, изд. 1906 г.

Сущее. Едино от тварей во ином, а не в себе, еже быти прият, и чудо, како кроме, от в нем же, еже быти прияти, и состалятися может. (Толкование). Зане в зачатие вдушися, чудо же убо, како в телеси приемши бытие, по разлучении нага пребывает.

Блаж. Феодорит, часть 6, слово 9, о человеке, стр. 38, изд. 1857 г.

Но церковь, покорствуя словесам Божиим, особенно гнушается сим учением еретиков, отвращается же басней и других лжеучителей и, веря божественному писанию, сказует, что душа создана вместе с телом.

Св. Иоанн Дамаскин, древлеписьменная книга, слово 23, синодальное издание 1834 г.,книга 2, слово 14, лист 18 обор., о человеце.

Из земли убо тело создал, душу же словесну и умну своим вдуновением дав ему (Адаму), еже убо божественный образ глаголем, еже бо убо по образу умное являет, и самовластное: еже по подобию добродетели, по можному подобие. Купно же тело и душа создася: не ово убо первее, овоже послеждее, по ориигеновым блядем.

Катехизис Большой, глава 37, лист 154 обор.

В той же день созда Бог человека по образу своему, еже разумное и самовластное являет, и по подобию, еже изволение на добро являет, якоже мощно Богу подобящееся. Купно же и душа и плоть сотворена есть: не ово первее, овоже послежде, по оригенстей бляди.

Там же, глава 71, лист 352.

Вопрос. Когда созидается душа, в зачатии ли человека, или пятаго месяца по зачатии его, внегда всецелы плотьныя уды бывают;

Ответ. Глаголет святый Иоанн Дамаскин в слове 23, о человеце. Яко вкупе душа и тело создани от Бога, не едино первее, другое же последнее, по оригенстей бляди. Аще же вкупе душу и тело Бог созидает, то убо в зачатии человека и душа бывает.

Вопрос. Где убо душа имать место свое, ибо в зачатии своем не имать человек всецелу плоть и уды ея; Тем же последовательне, яко в пятом месяце душа создана бывает от зачатия, и в совершенную плоть и всецелыя уды входит и животворит нас;

Ответ. Аще душа в совершенную плоть входит, то убо плоть прежде души создана есть, иже есть блядь оригенска и латынска. Но святый Дамаскин истинну глаголет, яко вкупе душа и тело бывают сотворены. Внегда бо человек зачинается, от сердца и от мозга начало свое приемлет. Тогда абие душа сердце облобызает, и мозг, и погревает, и всю плоть животворит. Кроме же души, кто бы сие действовал; Темже убо обое вкупе и душа и тело создани бывают по святем Иоанне Дамаскине.

Послание патриархов и митрополитов, древлеписьменная книга, гл. 76. Повеление Михаила Феодоровича и Филарета патриарха, смотреть ереси и погрешения Кирилла Транквиллиона.

В 23 слове Иоанна Дамаскина, купно же душа и плоть сотворена, не ова первое, а ова послежде, по оригеньстей лжи. И паки в 52 слове Иоанна Дамаскина: и не бе душа прежде телесе, но в зачатии вдушися и, яко наволокой, телесною плотию бяше одеяна.

Св. Епифаний, часть 5, стр. 214, изд. 1880 г.

Здесь указывается на возраст по причине плоти, возрастание же, как я сказал, совершается в душе и теле.

Оглавление

Глава 37
О пресуществлении святых даров

Новое учение — католическое.

Жезл Правления, ч. 1, л. 31 об., 36 об. и 37, изд. 1753 г.

Яко хлеб, предложенный во всей проскомидии, и до половины литургии, даже до оных словес Господних: приимите, ядите, сие есть Тело мое. И вино с водою, до оных словес Господних: пийте от нея вси, сия есть Кровь моя. И до прочих не имеют пресуществления в Тело и Кровь Господню. Сих бо словес Господних силой хлеба и вина существо прелагается в существо Тела и Крове Господни, якоже вси святии отцы вероваша и нас научиша... Убо уже яве есть и то. яко прежде Господних и сил словес изречения, есть хлеб наг совершенныя благодати, и хлеб пребывает, яко хлеб, сие токмо вящши имея, яко дар бысть Богу.

Се зрите, яко между Господними словесы и оными: хлеб убо сей сотвори его честным Телом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитву деет священник, да освятит Бог дары предложенныя. Убо прежде Господних словес и сих не быша освященны. Но и самая оная словеса: хлеб убо сей сотвори его честным Телом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что молят; Токмо да в то время силою Господних словес хлеб преложится в Тело Христово: подобне и вино в Кровь.

Это учение о пресуществлении даров должно быть обязательно для господствующей церкви, так как книга Жезл для нея имеет каноническое значение. Так говорится: В предисловии к читателю, в книге Жезла.

Жезл сей мысленный, турдолюбием преосвященнаго собора (1666 г.) тщаливе сооруженный, благословением же святейших патриархов, Паисия александрийскаго, и Макария антиохийскаго типом изданный.

Н. Знаменский. Руководство к Русской церковной истории, стр. 316, изд. 1870 г.

 В 1664 г. в Москву явился воспитанник новой Киевской школы, Симеон Полоцкий. Он уже не знал греческаго языка и принес с собою в Москву исключительно латинское образование. Он должен был заняться опровержением раскола, которое представил в сочинении «Жезл Правления».

Н. Чистович. Очерк истории западно-русской церкви. ч. 2, стр. 337, изд. 1884 г.

Симеон Полоцкий составил обличение раскола в сочинении под названием «Жезл Правления».

Книга Остен, сочин. брат. И. и С. Лихудов, изд. по благословению патр. Иоакима, по изд. 1665 г.

Стр. 58: Не восточныя церкве мудрование, еже мнети, словесы: приимите, ядите, сие есть тело мое, и : сия есть кровь моя и прочая, претворятися хлебу и вину в Тело и Кровь Христову, показуется явственно от деянных на разбойническом соседалище Флоренском. Папа бо Евгений (еретик) предложи греком пять прошений, в ниже бы, согласився, соединитися им... Мнети словесы токмо предпомяненными: приимите, ядите, претворятися хлебу и вину в Тело и Кровь Христову. Стр. 62. Кто не видит, яко церковь латинская мнит, словесы Христовыми токмо совершатися.

Стр. 73. Зане сие есть ересь латинская: латини бо тако мудрствуют, яко и сам глаголеши, яко западнии учителие глаголют, Христовыми токмо словесы совершатися телу Христову и крови.

Стр. 28. Яко показуется: первое, от Флоренскаго сседалища, глаголющаго, сими словесы претворитися хлебу и вину в Тело и Кровь Христову. Второе, от писания отступника на оном соборище от восточнаго благочестия, униата же папежскаго, Геннадия, патриарха именем токмо константинопольскаго, поставленна бывша в Риме от папы, после онаго соборища и живша и погребенна тамо, в Риме.

Стр. 119. На Флоренском богоненавистном соборищи и пребеззаконном латини, имуще греки в руках своих и в власти своей, пришедшыя к ним, принуждаху тыя всячески, еже исповедати им, со иными подлоги латинскаго новомудрования, и сей, якобы пресуществляется святая тайна евхаристии, словесы токмо Христовыми: приимите, ядите, яко их западный костел и папа новомудрствует... А еже бы словесы токмо Господними, яко латини (еретики) баснословят, пресуществлятися хлебу и вину в Тело и Кровь Христову, ни един святых рече... яко латинское сие нововводство, а не восточныя церкве предание.

Стр 97. Аще кто тако о пресуществлении, яко римляне, Христовыми словесы верует быти, той римския церкве последователь и согласник ея... О великой злобы тако глаголати, яко православным христианом восточныя церкве с римляны в том соглашатися не подобает.

Стр. 69.Аще же кто не послушает истиннаго учения гласа святых отец, уклонится от пути праваго в след латинскаго новомудрования и упорно последует папежскому установлению, той матере своея, духовно породившия его, св. восточныя церкве предания отступает... и таковый, вне овчарни Христовы быв, истребится от волков душегубительных, и часть его будет со всеми противляющимися истине.

Стр 130. Именем Симеон, прозванием Полоцкий, сказа себе восточнаго благочестия последователя быти. Благочестивый же царь и священный архиерее, поверивше ему, яко благочестиву и православну, вручаху ему всякия церковныя дела писати. Он же, Симеон, аще бяше человек учен и добронравен, обаче предъувещан от иезуитов, папежников сущих, и прельщен бысть от них, к тому и книги их латинския чташе, греческих же книг чтению не бяше искусен, того ради мудрствовавше латинская нововымышления права быти... Написа он некая писания, собирая от латинских книг, и иная же с тех же латинских книг готовая преведе, и во всех тех своих писаниях написа латинскаго зломудрования некия ереси... Яко о исхождении Святаго Духа от Отца и Сына, овыя же и явленно, яко написа словесы Господними токмо претворятися хлебу и вину в Тело и Кровь Христову... Написа книгу «Венец Веры», иже сплетен не из прекрасных цветов, богоносных отец словес, но из бодливаго терния, на западе прозябшаго новшества, от вымышления скотовых, аквиновых, анзельмовых, и тем подобных еретических блядословий.

В немже Венце вложен некий символ, названный апостольский, у латин токмо проповедуемый... Яко таковыи символ слог есть Маркелла еретика, галатскаго епископа... Книга Псалтирь, не яже чрез Давыда богоотца Духом Святым вещанная и в церкви святей прочитаемая, но или с польских книг он, Симеон, собра, или готовую преведе, от Яна некоего Коханскаго, латинина суща, или Аполлинария еретика сложенную... Книга «Обед», книга «Вечеря»... и во всех тех писаниих его местами обретаются латинския некия ереси. Между теми же ересьми и еже пресуществление святыя тайны евхаристии мнети словесы токмо Христовыми.

Н. Знаменский. Руководство к истории Русск. церкви, стр. 318, изд. 1870 г.

Полоцкий принял не никейский, а мнимо апостольский католический символ веры... Он не верно учил о времени пресуществления даров в евхаристии, будто бы они пресуществляются не во время призывания Св. Духа, а при произношении слов Спасителя: приимите, ядите, как учат латине (еретики). Патриарх Иоаким... обвинял его в хлебопоклоннической ереси.

Древнее учение.

Таинство совершается молитвою иерейскою.

Св. Ефрем Сирин, слово 107, лист 320 обор.

Ты же ныне вопрошаеши, како хлеб плотию Христовою может быти; Реку ти убо и аз: Дух Святый творит сия пришествием своим, егоже человеческий ум домыслитися не может. Лис. 319. Молитвой бо иеревою и сшествием Святаго Духа сотворится убо хлеб сей плотию и вино кровию.

Соборник Большой, сл. св. И. Златоуста, о блудном сыне, лис. 15 об.

Свят Отец, восхотевыи пожретися тельцу упитанному. Свят Сын, купно и телец, иже присно закалаемый и присно живый. Свят Утешитель Святый Дух, иже жертву совершенно действуяй.

Св. Нил Синайский, час. 2, письмо 41, схоластику Филиппу, стр 281, изд. 1858 г.

После же страшных оных призываний и по снисшествии достопоклоняемаго, животворящаго и благаго Духа, возлежащее на святой трапезе не простой уже хлеб и не вино обыкновенное, но Тело и честная пречистая Кровь Христа Бога, всех очищающая от всякой скверны с великим страхом и любовию причащающихся.

Св. Прокл, ученик св. И. Златоуста, Евхологион греколатин., лист 140–141.

Многи молтвы творяху, Бога умоляюще. Таковыми молитвами пришествие Святаго Духа ожидаху, яко да Божественным его присутствием предлежащии в священнодействии хлеб и вино, воде смешенное, само оно Тело и Кровь Спаса нашего Исуса Христа соделается и появится.

Св. Иоанн Дамаскин, книга 4, гл. 14, лист 47, изд. 1665 г.

И ныне вопрошаеши: како хлеб бывает Тело Христово, и вино и вода Кровь Христова; Глаголю тебе и аз: Дух Святый приходит, и сия творит, паче слова и разума... Аще же образа возъискуеши, како бывает; Довлеет тебе услышати, яко Духом Святым... Тако и предложения хлеб, вино же и вода, призыванием и пришествием Святаго Духа, преестественне претворяются в Тело Христово, и Кровь, и не суть два, но едино и тожде.

Писания св. Отцев и учителей церкви, относящияся к истолкованию правосл. богослужения, том 3, стр. 40–41, изд. 1857 г. Св. Симеон Фессалон., гл. 86.

По словесех: приимите, ядите, сие есть Тело мое, и пейте из нея вси, сия есть кровь моя, иерарх, о всех благодарив и о всех дары принес, божественную призывает благодать Духа. Чрез юже и сия совершив печатию креста и призыванием Духа, живаго абие видит предлежаща Исуса, и того самого истинно суща, хлеб и чашу того бо самое хлеб тело, и того самая в чаши кровь. Глава 88. Не сице веруяй, ниже приемляй невернаго близ, и себе самого изводит части христианския.

Иеремия, патриарх Константинопольский, ответ лютераном, стр. 243, изд. 1866 г.

Посему, братие, будем стоять на камне веры и преданий церкви, не преступая пределов, положенных святыми отцами нашими, не попуская желающим вводить новости и разрушать здание святой, Божией, кафолической и апостольской церкви. Ибо, если всякому желающему дано будет позволение на это, то мало по малу разрушится все тело церкви. Стр. 156. Кто говорит противное установлениям, тот, хотя бы был достоин веры, хотя бы девствовал, хотя бы творил знамения, хотя бы пророчествовал, есть волк, прикрытый овечьею одеждою и ухищряющийся на погибель овец... Если кто низпровергает что-либо установленное богоносными отцами, то сего не должно называть созиданием, но разорением и предательством догмата.

Кириллова, лист 398 обор.

Аще кто все предание церковное, написанное или ненаписанное, отметает, да будет проклят.

Оглавление

Глава 38
О крещении

Новое учение:

Поливательное крещение есть истинное.

Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа крещаемых, напечатано повелением Петра Великаго, благословением же правительствующаго всероссийскаго Синода, 1724 г., месяца января в 15 день, глава 9, лист 37 обор.

Крещение бо предал Господь под видом омовения, как выше довольно мы показали, не определил же Христос, каковым образом оное действовать омовение: ибо повеления его наречие, еже крестить, не токмо погружению, но и поливанию, и кроплению, в священных писаниях, служит, как довольно показалося изначала сего рассуждения. Глава 13, лист 50 обор. Что в повелении Господнем, которым повелел Господь апостолом своим крестити вся языки, омовение токмо разумеется, а именно омовение погружательное не определяется. Глава 8, лист 29 обор. и 30. Ибо Христос определил крещению быть водою, а не определил, дабы всеконечно погружением было, а не возлиянием: понеже наречие сие ВАПТИСМОС, крещение в священном писании, как погружению, так и поливанию и кроплению служит...

 Обливательное крещение есть важное, и определению Божию непротивное... Погружение не есть в необходимой и непременной силе крещения, и не есть так нуждное... Крестить погружением, не есть непременный догмат. Глава 12, лист 46. Доказать нам соперницы должны, что Христос погружением крестяся, узаконил крещение погружением токмо, а не каким-нибудь омовением творити. Но сего во век не докажут. Существо дела Христова, то есть водное омытие хранити, яко непременный закон подобает. Глава 7, лист 22. Но аще силы святаго крещения рассудим, то и вящше увидим, что как погружением, так и облиянием равне совершается таинство, и благодать Святаго Духа подается. Глава 3, лись 14 обор.

 Понеже апостол крещение банею нарицает, а баня омовение есть, и как погружением, так и поливанием добре совершается. Глава 7, лист 23 обор. Тако же силу и вину таинства уразумевше, нетрудно познать можем, что не весьма нужно есть погружением таинство сие совершать, но равне как погружением, так и возлиянием совершается. Лист 24 обор. Аще же посмотрим, чим в крещении душа омывается, то есть, кровию Сына Божия, и паче увидим, что погружение не есть весьма нужное. Глава 8, лист 30 обор.

Исповедуем паки, что погружение не есть в необходимой и непременной силе крещения, и не есть так нужное, что не погружением крещенаго человека, равне аки бы весьма некрещеннаго, подобало бы вторицею крестить, как нецыи от невежества делали прежде сего. Глава 4, лист 17 обор. Что погружение не есть главнейший крещения обряд и потому не так важный и сильный, дабы мощно за него, аки бы за некий догмат веры, брань христианом творити и церковное единство раздирати. Глава 12, лист 47 обор. Ибо мы приемлем крещение погружательное, ни отмещем же и поливательное, но сие и оное за равносильное и единое неотметное исповедуем. Глава 7, лист 31. Что крестить погружением не есть непременный догмат.

Требник Петра Могилы, о тайне крещения, лист 9, изд. 1646 г.

Аще и главу из чрева изпустит, и в беде смертней будет, да крещено будет в главе: и аще порсем живо из чрева изыдет, не подобает вторицею крестити его, уже бо крещено есть. Аще же ин уд испустит, и вестно будет, яко живо есть, беде же смертней належащей, да крещено будет в той уд... Сице облеянием водою от верху главы чрез все тело совершенно бывает.

Книга о поливательном крещении. Предисловие, л. 5.

Как же не смешно, что учители раскола российскаго, то есть тупые и грубые сумазброды, и единой части христианскаго исповедания незнающие, но токмо обманою простаго народа чреву своему служащии, сущие афеисты, прямыи безбожники, как таковыи дерзают крещение, поливанием деемое, отметать, аки бы неправильное... Таинство крещения, яко погружением, тако и возлиянием действуемое, равночестное и равносильное есть. Лист 7. Сие тако разсуждая, святейший синод, и видя, коль вредное благосостоянию церковному прекословие оных невежд, которые тайнодействие святаго крещения, поливанием творимое, хулят, возъимел себе страх, пастырскому правительству подобающий, не суетне убоявся вознерадить о сем, приговорил сочинить нарочную (сию) книжицу, в которой бы со всяким прилежным испытанием дело сие было изследовано, и как от священных писаний, так и от книг отец святых и от церковных историй и обычаев было бы ясно показано, что таинство крещения, яко погружением, тако и возлиянием действуемое, равночестное и равносильное есть.

Симеон Полоцкий, Мир с Богом, учение о догматах, догмат 1-й, о крещении, лист 110, изл. 1668 г.

Яко егда неудобное будет рождение, отроча же во утробе матерней, близ смерти сущей, показало бы главу точию, или иную начальнейшую телеси часть; являющую отроча живо быти: тогда убегающи беды смертныя на отроча, имать и абие крестити баба, или кто-либо, поливая ону часть, яже показала, и глаголя словеса, совершающая во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Книга о поливательном крещении, гл. 8, лис. 31.

Крестить погружением не есть непременный догмат. И понеже в некиих правоверных церквах вошел обычай крестить обливанием.

Свящ. А. Синайский, Отношение к старообрядству при Петре Великом, стр. 117, изд. 1895 г.

Обливательное крещение... вошедшим в постоянное употребление в киевской и смоленской епархиях, в местах смешаннаго населения, православнаго и католическаго.

Журнал Церковь, 1910 г., ном. 42, стр. 153 г.

Наш варшавский корреспондент сообщает... Священник господствующей церкви в Варшаве (на Праге) Алексей Савицкий крестит младенцев в купеле, напоминающей своим видом широкую лохань, и в которой воды налито не более, как на вершок, так что при всем желании младенца погрузить не возможно; и отец Алексей, не мало не смущаясь, не погружает младенцев, а лишь кладет их на дно лохани, при чем вода омачивает у крещаемаго лишь спину и затылок, и отдает куме... Отец Александр Субботин, священник кафедральнаго собора на Долгой улице... Отец Александр берет младенца, перевертывает его вверх ногами и головой окунает в купель, где на вершок налито воды.

Древнее учение.

Необходимость трехпогружательнаго крещения.

Евангелие от Матфея, зачало 6.

Тогда приходит Исус от Галилеи на Иордан к Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Исус, рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави его. И крестився Исус, взыде абие от воды, и се отверзошася ему небеса, и виде Дух Божий сходящь, яко голубь, и грядущь нань. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.

Блаж. Иероним, часть 17, стр. 280, изд. 1905 г.

Он получает крещение от раба: но при этом раздается свыше голос Божий. Погружается в воды: но сходит с неба голубь, именно, Дух в виде голубя.

Евангелие от Марка, зачало 2.

И бысть во онех днех, прииде Исус от Назарета Галилейскаго, и крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Дух, яко голубь сходящь нань. И глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих.

Св. Киприан Карфагенский, час. 2, стр. 200, изд. 1891 г.

Евангельския заповеди — это ни что иное, возлюбленнейшие братья, как божественныя наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для направления пути, пособие к получению спасения.

Св. Амвросий Медиоланский, Поучительныя слова, слово 10, на крещение Господне, стр. 80, 81, изд. 1838 г. в Москве.

Для того Христос крещается, не да омоется от воды, но да сам освятит воду, и погружением своим в струях оныя очистит...

Св. Ефрем Сирин, часть 8, стр. 64.

Голиаф убит был мечом, которым сам убивал, а сатана плотью, которую погубил, был побежден и изобличен в том, что он не бог. По подбию трех погружений, посредством коих крестился Спаситель, он был трижды и искушаем.

Евангелие Недельное, слово 68, лист 475, на крещение Господне.

Пятое крещение, им же крестися Исус. Не яко той требуя очищения,но яко наше извещая очищение... Крещаемся и мы совершенным Господним крещнеием, еже водою и духом.

Евангелие Благовестное, от Матфея, зачало 116, лист 235 и обор.

Единии же надесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Исус, и видевше его, поклонишася ему, овии же усумнешася. И приступль Исус, рече им глаголя: даст ми ся всяка власть, на небеси и на земли, шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти, вся елика заповедах вам. Толкование. Яве бо, яко ко всем языком посла их, заповедав крещати их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Св. И. Златоуст, том 7, беседа о вере. Ст. 290.

Христос преподал своим ученикам крещение с троекратным погружением тела, сказав: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ветринский, Памятники древности. Письма св. папы Пелагия, том 2, ст. 511, изд. 1830 г.

Многие крестятся во имя одного Христа и однажды погружаются. Но Евангельская заповедь, преподанная самим Богом и Господом Спасителем нашим Исусом Христом, убеждает нас, во имя Троицы преподавать всякому святое крещение с троекратным погружением, по словам Господа к его ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Катехизис Большой, глава 73, лист 364.

Вопрос. Кий есть вид, или видотворение сея тайны;

Ответ. Оная словеса, имиже Господь повеле крестити, сиречь, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, вкупе со трема погружениями. Сими бо глаголы Божественными, и силою их крещение кончается и свершенно бывает.

Трех толковая Кормчая, правило святых апостол 49.

Аще который епископ, или пресвитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святаго Духа, но в три безначальны, или в три сыны, или в три утешители крещает, да будет извержен. Толкование Зонара. Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф., гл. 28, ст. 19). И так каждаго православнаго должно керстить согласно с сею заповедию... Ибо церковь научилась чтить единаго безначальнаго Отца по безвиновности, и единаго Сына по неизреченному рождению, Утешителя Духа Святаго по исхождению.

Там же, правило 50.

Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержается таковый. Не рече бо Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Толкование. Повелевает правило в три погружения крещати, единем глашением, рекше единем крещением. Якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единаго от Святыя Троицы.

Послание Иосифа патриарха к датскому королевичу, древлеписьменное, гл. 83. Рукопись находится в Москве, в библиотеке Ф.П. Москвина.

Егда Петр апостол крещаше в Риме народы, помазав святым маслом на всех удех крестообразно. И повеле внити в реку и погрузится трижды во имя Отца и во имя Сына и во имя Святаго Духа. Сему же бывшу, возгреме гром с небесе страшно, яко поколебатися всему граду.

Св. Афанасий Александрийский, древлеписьменные ответы, ответ 94.

Что мы трижды младенца погружаем в купель, и трижды из оной вынимаем, сим знаменуется смерть Христова и его тридневное воскресение.

Евангелие Недельное, на Крещение Господне, слово 68, лист 476.

Потом же на купель ведоми бывают хотящии крещатися, якоже и Христос от креста на гроб ведом бяше, а еже трижды в воду погруженным бывати и возгруженным, тридневное Христово погребение являет. Якоже бо Христос три дня и три нощи в земном сердце сотвори, тако и крещаемий треми погруженьми и возгруженьми, яже во гробе три дня и три нощи Господни образует.

Св. Василий Великий, часть 3, глава 15, стр. 231.

Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения.

Блаж. Иероним, часть 17, книга 2, глава 4, стр. 299.

И крещение едино, потому что одинаково мы крещаемся в Отца и в Сына и в Духа Святаго. Мы и погружаемся трижды, чтобы явилось одно таинство Святой Троицы.

Евангельския Беседы, на Иоанна, часть 1, беседа 25, стр. 293.

Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы в гробе: вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся из воды, выходит человек новый. Ибо как легко для нас погрузиться и подняться: так для Бога легко погребсти ветхаго человека и явить новаго. Но это совершается трижды, дабы ты знал, что все это совершается силой Отца и Сына и Святаго Духа.

Св. Кирилл Иерусалимский, тайноводственное слово о крещении 2-ое, параграф 4, стр. 287, изд. 1893 г.

После сего приведены бы были к святой купели божественнаго крещения, как Христос со креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: веруете ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа; Произносили вы спасительное исповедание, и трижды погружались в воду, и снова изникали из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо как Спаситель наш три дня и три нощи совершил во чреве земли.

Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду, издан. 1892 г.

Стр. 10, из блаженнаго Августина. После того, как обещались веровать, вы трижды погружали головы ваши в священном источнике. Вы правильно трижды погружены: ибо погружение, трижды повторенное, выражает образ Господня погребения, через него вы спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в вере. Стр. 9, из св. Ипполита, папы Римскаго. Кто с верою входит в купель, следовательно погружается в ней, тот разлучается с лукавым и вступает в союз со Христом... Он выходит от купели крещения светел, как солнце, сияя лучами правды.

Блаж. Феофилакт, на послание к колоссаем, глава 2, стих 12, стр. 38, изд. Казань, 1887 г.

Спогребшеся ему крещением. Толкование. Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа и умирая, как ветхий и греховный человек.

Преп. Максим Грек, часть 1, слово 11, стр 215.

И еже тем же крещением во триех погружениях совершатися и яко во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и яко в воде, а не во иной вещи.

Св. Иоанн Дамаскин, кн. 4, гл. 9, лис. 109, о вере и крещении.

Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную... Ибо чрез трищное погружение три дни погребения Господня крещение знаменует.

Св. Никифор Константинопольский, часть 1, стр. 214.

Может быть, эти слова пророка указывают на благодать божественнаго омовения, которым просвещаемые очищаются от скверн греха, ибо чрез троекратное погружение, при коем призывается Пребожественная Троица, исповедуется троичность ипостасей и единство Преестественнаго Божества, погружаются и спогребаются омытые чистой и святой водой.

Книга О вере, глава 30, лист 287.

Священноначальник же крещаемаго трижды погружает в воде, треми снизвожденьми и погруженьми, Троичная Божественнаго блаженства призвав составы, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Яко в три погружения крестити подобает, а не обливаит.

Св. Феодор Студит, том 2, стр. 103, изд. 1908 г.

Что означает и тройное возлияние воды на жертвенник и жертву Илии; думаю, что означает возглашение Троичности лиц Блаженнаго Бога над крещаемым, или же тройное погружение крещаемаго в воду.

Иеремия Константинопольский. Ответ лютеранам, глава 2, стр. 15, изд. 1866 г.

Впрочем, что касается до возрождения через божественное крещение, о котором во исповедании символа сказано: исповедую едино крещение во оставление грехов, то мы крестим через троекратное погружение, а латиняне не хорошо делают, крестя через одно поливание. Ибо в едином Божестве надобно проповедывать три ипостаси, а посему должны быть три и погружения и выгружения, с произнесением имени Отца, и Сына, и Святаго Духа, так как это есть древнее обыкновение, преданное церкви. А вместе тремя погружениями и выгружениями знаменуется тридневное погребение и воскресение плотию за нас распятаго и воскресшаго.

Там же, стр. 223, о таинствах.

Крещение дает бытие и действительное существование по Христе. Мы в нем умираем в смерть Исуса Христа, дабы и воскреснуть его воскресением, и соделаться наследниками царствия, трижды венчаясь при возглашении Троицы, через троекратное погружение, а не через троекратное поливание. Ибо древние крестили, не своими руками возливая воду на крещаемых, но через троекратное погружение, следуя божественному Евангелию, в котором сказано: взыде от воды (Матф., 3, 16). Очевидно, что прежде вошел в воду, а потом вышел из нея. Итак, вот погружение, а не поливание.

Послание святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго, к королевичу Вальдемару, глава 81.

Обычай бо имеет восточная церковь и кроме реки крещати погружая, а не обливати. Сотворяют бо купели большие сосуды, яко да возможно погрузитися всему человеку и тако крестят в монастырех в трапезах и в притворех церковных. Не имеют бо такова устава православнии, ниже церковь Божия прият, что обливати, а не погружати.

Стоглав, глава 17, изд. Кожанчикова, 1863 г.

Ответ соборный 11, о детином крещении.

А дети бы крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостол и святых отец, а не обливати водою, но погружати в три погружения, якоже есть писано в печатных служебниках.

Св. Ефрем Сирин, на послание к евреем, часть 7, глава 2, стих. 17, стр. 263.

Первосвященником же назвал его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы он был очистителем нас чрез крещение погружение, а не окропление.

Митрополит Макарий, История русской церкви, том 11, стр. 46–47, изд. 1882 г.

Так, в служебниках 1602 и 1616 годов, в чине крещения было напечатано, что «если младенец болен, то в купели должна быть вода теплая, и (священник) погрузит его в воде по выю, и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя: крещается раб Божий... Такого правила Филарет, по своему строгому взгляду на обливательное крещение, разумеется, не мог допустить и не допустил ни в одном из напечатанных при нем служебниках. Еще гораздо строже поступил он с церковным уставом, напечатанным в 1610 году.. В июле 1633 года он издал окружную грамоту, которою приказывал отобрать экземпляры этого устава из всех церквей и монастырей России и прислать в Москву для сожжения, по той причине, как объяснялось в грамоте, что те уставы печатал вор, бражник, Троицкаго-Сергиева монастыря крылошанин, чернец Логин, без благословения святейшаго Ермогена, патриарха московскаго и всея России, и всего священнаго собора.

Послание святейшаго Иосифа патриарха к королевичу Вальдемару, гл. 83.

Едино крещение во Отца и Сына и Святаго Духа. Единаго Бога в триех лицах с тремя погружении, а не обливании, по апостолу: елицы во Христа крестистеся, в смерть его крестистеся, во имя триех ипостасей, рекше: во имя Отца погружение, и паки во имя Сына погружение и потом во имя Святаго Духа погружение. У всех триех ипостасей погружение прилагающе аминь. И то истинное есть едино крещение во оставление грехов. По тридневной смерти Спасове и по тридневном восстании его от мертвых, погружаемся и паки восстаем. То есть тайна нашего крещения, а не облвиаемся, якоже римляне и иные отпадшие веры от праваго крещения обливают... А се есть еретическое крещение, еже обливати во крещении, и евномиянския ереси, якоже пишет Епифаний Кипрский.

Св. Симеон Солунский, книга 1, глава 20, лист 33, о новинах латинских.

Паки же и крещение (латиняне) ниже бо в триех погружениях, но обливанием действуют и без мира.

Захарий Копыстенский, Полинодия, книга 4, стр. 1313.

Лютеране же на главу точию мало воды персты своими взливают.

Митрополит Макарий, История Русской церкви, том 11, стр. 109, изд. 1883 г. Спор православных с лютеранами в 1645 г.

Пастор (лютеранскаго исповедания) датскаго королевича отстаивал, что обливательное крещение, совершаемое у лютеран, есть истинное и действительное... Пастор говорил и писал: истинно есть крещение или в три поливания, или в три покропления, потому что сила крещения не в воде настоит, но в действе Святаго Духа, который в крещении обильно на нас изливается... Слово «ваптисо» крещаю, от котораго происходит «ваптисмос» крещение, означает не только погружать, но чаще обмывать, обливать, окроплять...

Протоколы общества любит. дух просвещения 1873–74 гг., стр. 442.

Обливание головы водою возникло на западе.

Окружное послание единой святой соборной и апостольской церкви, стр. 7, изд. 1850 г.

Едва только успело явиться в западных церквах, как или само породило гнуснейшия исчадия, или ввело с собою мало по малу другия новизны, большею частию противоречащия ясно изображенным в евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимся до его появления, и в тех церквах, где оно введено, как то: кропления вместо погружения.

Кириллова, глава 27, лист 253, О римских ересех.

Римская же ересь и иных еретик. Мудрствуют не право и богомерзко о непорочной бани бытия, о святом крещении. Крещают, водой обливают, а трижды не погружают.

Потребник Большой, глава 70, лист 556. Соборное изложение. Единовер. изд., глава 71. Чин крещения от ересей приходящих, лист 9, 2-го счета.

Проклинаю творящих развратно святое крещение, аще и во имя Отца и Сына и Святаго Духа глаголют. Но обаче крещают водою во едино крещение, а трижды не погружают. Иные же токмо обливают водою. Лист 16. Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а не погружаемое по Господню образу, иже во Иордани. И святыми апостолы нам преданное в три погружения: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лист 72. Иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят... Вси же еретицы да будут прокляты.

Кириллова, лист 363, слово преп. Максима Грека.

Или како похвалятся к тому, яко с Христом собирают, учительство его не соблюдающе; Како не вменяется тати и разбойницы, не евангельскою дверию во двор овчий входяще; Или како истиною свободятся от мук безконечных, иже истинне евангельской не повинуются.

Новое учение.

Законно есть единопогружательное крещение.

Книга о поливательном крещении, глава 13, лист 50 обор.

Что в повелении Господнем, которым повелевал Господь апостолом своим крестити вся языцы, омовение токмо разумеется, а именно омовение погружательное не определяется... Что омывательную воду погружением ли, или поливанием, и кроплением омывающую, обещал нам. Лист 54 обор. Святый Григорий Двоеслов или Беседовник, в книзе первой посланий своих, в послании четыредесять первом, слышав, что в некиих испанских церквах единым погружением крещают, не спорит тому и тако пишет, отнюд порицати не подобает, тремя ли погружении, или единым младенец крещается: понеже в трех погружениях Троица лиц, а в едином единстве Божества изобразитися может. И паки, единым погружением знаменуется единство смерти Христовой, а тремя погружении тридневное погребение. Обаче разных вин ради, по уставлению церковному, иногда един, иногда же другий чин положен... Ясно видим, что мудрствует Григорий святый, едино погружение ставит он во грех, да не просто: но если единством погружения творит кто во изъявление злаго своего о Троице Святой разумения: а если кто не в том разуме, но в ином добром, образуя единым погружением единство смерти Христовой, или Божественнаго существа: того и единым погружением крещающа не охуждает.

Свящ. А. Синайский. Отношение к расколу старообрядства, стр. 118.

Так как трактат о поливательном крещении писан по распоряжению святейшаго синода, и издан с его одобрения и согласия, то в рассуждениях Феофана Прокоповича о поливательном крещении нужно видеть взгляды высшей церковной власти.

Древнее учение:

Единопогружательное крещение есть еретическое и недействительное.

Кириллова, глава 13, лист 175, изд. 1875 г.

А еже некотории отступницы церкве Божия верити не хощут, и тому не дивися. Тако бо они извыкли, иже егда что и сами противяся церкви Божией пишут, то паки к кроникам, и учителей святых, и апостольских наследников писаниям прибегают, и исповедающе их правду. Сами же противное и самосмышленное своея веры неправду и хулу свою, во святыя книги в строках приписуют. А апостольских, и их наследников, и святых отец писаниям верити не хощут... Мы же не внимаем жестокосердию их, но и еще им покажем от писаний святых апостольских и наследников их, и учителей церковных.

Деяние 7 собора, том 7, стр. 210, 1891 г.

Положивши ложь в основание своей надежды, они истинной надежде говорят: мы не хочем знать путей твоих и не желаем следовать древнему преданию. Итак, они услышат от основателя ея Христа: не знаю вас. Между тем они принимают на себя вид торжествующаго диавола.

Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду, стр. 11–12, изд. 1892 г.

Святый Григорий Великий, римский папа, в послании к испанскому епискому Леандру пишет: о троекратном погружении нельзя отвечать правильнее того, как вы думаете. Мы, погружая троекратно, означаем сим таинство тридневнаго погребения, чтобы троекратным восклонением младенца изобразить тридневное воскресение Господа. (Он же в требнике своем предписывает): священник должен крестить троекратным погружением, призывая имя Святой Троицы.

Там же, св. Лев, папа римский, пишет:

Тридневному погребению соответствует троекратное погружение (в крещении), а восклонение из воды есть подобие возстающаго из гроба. Св. папа Пелагий пишет: Евангельская заповедь, самим Богом и Господом Спасителем нашим Исусом Христом преданная, научает нас преподавать Святое крещение всякому троекратным погружением: ибо Господь сказал ученикам: шедше научите вся языки, крестаще во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Св. Василий Великий, часть 3, глава 15, стр. 231, изд. 1891 г.

Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения.

Потребник Большой, глава 71, лист 72, 2-го счета, изд. единовер. 1888 г.

Иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят.

Св. Василий Великий, часть 3, глава 12, стр. 221–222. Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа.

Никого да не вводит в обман у апостола то, что, упоминая о крещении, нередко умалчивает он об имени Отца и Святаго Духа и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать призывания имен... Но на сем основании никто не назовет совершенным крещения, в котором призвано только имя Духа... Посему прибавить или убавить что-нибудь значит явным образом отпасть от вечной жизни... Как веруем в Отца и Сына и Святаго Духа, так и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Свящ. Александр Серафимов, Правила и практика церкви, стр. 65, из св. Афанасия Великаго, изд. 1882 г.

Кто отнимает что-нибудь от Троицы и крестится во имя одного Отца, или одного Сына, или во имя Отца и Сына без духа, тот ничего не получает, но остается некрещенным, равно как и тот, кто так крестит: ибо крещение состоит в призывании Троицы.

Блаж. Иероним, часть 5, стр. 438, изд. 1879 г.

Не думаю, что кто-либо будет так неразумен и безразсуден, чтобы признавать совершенным то крещение, которое дается во имя Отца и Сына без присоединения Духа Святаго, или во имя Отца и Духа Святаго с опущением имени Сына, или во имя Сына и Духа Святаго без предварительнаго упоминания имени Отца. Ибо хотя бы кто и мог быть столь, так сказать, каменносердечен и умопомешан, кто бы покусился крестить с опущением одного из предписанных имен, поступая, как уставщик, противный Христу, он будет крестить не совершенно, или лучше, он совершенно не будет в состоянии освобождать от грехов тех, кого будет считать крещенными собою.

Греческая Кормчая, правило святых апостол 50, стр. 93–94.

Аще кто епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единаго тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф., гл. 28, ст. 19). Зонар. Три погружения здесь правило называет тремя крещениями в едином тайнодействии, то есть, в едином крещении. Таким образом, крестящий при каждом погружении произносит единое имя Святыя Троицы. А погружать крещаемаго в святую купель единожды, и это единое погружение совершать в смерть Господню, нечестиво: и совершающий крещение таким образом будет подлежать извержению. Вальсамон. Итак, правило говорит, что извергается тот, кто крестит одним погружением в смерть Господа, ибо делает так вопреки учению Господа и явно нечестиво.

Славянская Кормчая, правило святых апостол 50.

Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Толкование. Иже бо во единое погружение крещати во священней купели, и в смерть Господню едино приглашати погружение, зловерно есть.

Бл. Феодорит, о еретических баснях, книга 4, глава 3, стр. 236.

Он (еретик Евномий) нарушает закон святаго крещения, древлепреподанный от Господа и апостолов, и постановил очевидно противное правило, говоря, что не должно крещающемуся трижды погружаться, ниже призывать Троицу, но креститься однажды в смерть Христову.

Матфей Властарь, состав 2, глава 1, лист 48 обор., изд. 1858 г.

50-е правило святых апостлов повелевает совершать три крещения единаго тайнодействия, то есть, три погружения в едином крещении, и при каждом погружении произносить едино имя Святыя Троицы, а не едино крещение, даемое в смерть Господню, то-есть, единожды погружать крещаемаго и единым погружением возвещать смерть Господню, как предлагает преисполненная неистовства ересь евномиан, о которой упоминает и 50-е правило 2-го собора: ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф., гл. 28, ст. 19), а не так делающаго епископа или презвитера правило наказывает отнятием священства.

Трех-толковая Кормчая 2-го вселенскаго собора, правило 8, стр. 221.

Единем погружением крещающеся евномиане, и савелиане, и фриги.

Преп. Максим Грек, часть 1, слово 9, стр. 178.

Оно же буди ведый, яко всяка ересь начальника и учителя имать диавола.

Блаж. Иероним, часть 11, стр. 80, изд. 1889 г.

Ибо князь еретиков есть диавол, а собрание его поистине есть сборище, о котором в Апокалипсисе (2–9) говорится: они сонмище сатанино.

Св. Феодор Студит, том 2, письмо 60, стр. 416, изд. 1908 г.

Сохраняйте же самих себя, прошу вас, от душепагубной ереси, общение с которою есть отделение от Христа.

Погрешность в учении о крещении Господа.

По учению Иерусалимскаго патриарха Досифея и черниговскаго епископа Лазаря Господь крестился чрез обливание.

Патриарх Иерусалимский Досифей, Грамота великим государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Поморские Ответы, ответ 50, статья 35. Обличник Феофилакта Лопатинскаго, л. 46, 2-го сч.

Елико убо крещается в трех схождении и нисхождении, крещается в смерть и воскресение Христово... Елико же паки внидет в воду, погружаются до онаго места, и прочая места крещает священник своими руками, крещаются, якоже и Христос во Иордане крестися: и вниде во струи и Предотеча руками своими, приемля от струи воды, и крести прочая части того святаго тела, которыя не были в воде.

Епископ черниг. Лазарь Баранович (Епископ Лазарь присутствовал на соборе 1666–67 гг. и подписал соборные деяния.,) книга «Трубы», слово на зачатие Святаго Иоанна Крестителя, лист 32, изд. Киев, 1674 г.

Прежде неже его, яко неповиннаго агнеца, вземлющаго грехи мира. Аще его и достойно Христос сотвори, на главу си воду лияти, но он себе не достойна прогласи разрешити ремень самог его.

Там же, слово первое на Святое Богоявление, лис.148 обор.

Имать Исус глас Иоанна Крестителя, к нему же глаголет: аз тя в животе матере твоея Духом Святым крестих, тыже мя сею водою ныне крестити имаши... Ты ми в утробе матере твоея преклонил главу, аз ныне пред всеми людьми яве, егда ми воду на главу изливаеши, прекланяю тебе главу Предотечи и Крестителю моему.

Древнее учение.

Господь крестился чрез погружение.

Евангелие от Матфея, зач. 6.

И крестися Исус, взыде абие от воды, и се отверзошася ему небеса. И виде Дух Божий сходящ, яко голубь, и грядущь нань. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.

От Марка, зач. 2.

И крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Дух, яко голубь, сходящь нань. И глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.

Блаж. Иероним, часть 17, стр. 280.

Он получает крещение от раба: но при этом раздается свыше голос Божий. Погружается в воды: но сходит с неба голубь, именно Дух в виде голубя.

Св. Амвросий Медиоланский. Поучительн. слова, сл. 10, на крещение Господне, стр. 80 и 81.

Для того Христос крещается, не да омоется от воды, но да сам освятит воду, и погружением своим в струях оныя очистит.

Св. Ефрем Сирин, част. 8, стр. 64.

Господь был искушаем сатаною, слово уст его осудило сатану... По подобию трех погружений, посредством коих крестился Спаситель. Он был (трижды) и искушаем.

Октай, глас 1, во вторник на утрене, канон Иоанну Предотече, песнь 4.

Погрузивый во струях Иорданских пищи потока жизнодавца Исуса.

Песнь 8, того же дня.

Во главу усечен бысть без правды, блаженне, погрузивыи главу Христову в водах, укрепи всех нас молитвами си.

Глас 2, песнь 2.

В реце бездну иногда всемудре погрузив, потом содевающую благодатию всего преступления.

Исуса егоже рукою своею крестил, Предотече, моли рукою избавити мя грехи взимающаго.

Лютеранская ересь, что Христос обливанием крестился.

Книга О вере, глава 30, лист 283 обор.

Глаголют сии безбожнии (лютеране), яко не прияли они от Христа трижды телом в воде погружатися, но единою... К тому же глаголют, мощноли было Иоанну Предотече единому полнаго возраста человека в воде погрузити, и рукою своею паки вон извлещи, занеже глаголют, река вельми быстра. Но сказывают, что он своею рукою воду черпал, и во имя Отца и Сына и Святаго Духа его обливал, и яко Христос скоро от Иордана вышел, а не Иоанн его за главу вон извлек, и не выше колен в воде был.

Митроп. Макарий, История Русской церкви, том 11, стр. 109.

Пастор (лютеранин) датскаго королевича отстаивал, что обливательное крещение, совершаемое у лютеран, есть истинное и действительное... Крещение означает не только погружать, но чаще обмывать, обливать, окроплять. Святой Иоанн Предотеча крестил народ и самого Исуса водою, а не в воде, то есть чрез обливание, а не чрез погружение в Иордане.

Потребник Большой, чин приходящих к православной церкви от лютеран, лис. 16, 2-го счета.

Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а не погружаемое, по Господню образу, иже во Иордане, и святыми апостолы нам преданное в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Там же, лист 14, 2-го счета.

Отрицаюся и проклинаю всякое еретическое предание, и списание их окаяннаго Вифлака, и Яна Гуса, и их прелести преемника Мартина Лютера, иже составиша ереси.

Там же, лис. 71 2-го счета и 72 обор.

Вси еретицы с противно мыслящи святым всея вселенныя седми собором, да будут прокляты.

Вси же еретицы, да будут прокляты.

Оглавление

Глава 39 >>>