Глава 27
Об именословном благословении
Новое учение.
Жезл Правления, ч. 1, лис.50 обор.
Сей бо изначала новыя благодати имамы, благословляти люди святым именем истиннаго Мессии, Иисус Христа, якоже рече Господь ко Аврааму: и благословятся о семени твоем вси языцы земнии, тоже есть, по всем сказателем Божественнаго Писания, Иисус Христос. Сие паки имя пресвятое изрядно, аки письмены, светло изображается различными перстосогбенми, сице: указательным просто стоящим, является, и великосредним преклоненным образуется, и бывает от обою кратко слагаемо Иисус. Великим паки чрез посредие перстенное преложенным и малым преклоненным, кратко написуется Христос. И тако согнувше персты благословляются люди, именем Иисус Христовым. Научихомся же сицеваго образования во благословении, от самого Господа нашего Иисус Христа, якоже предание святых отец повествует. Он бо сам в день вознесения своего извед ученики своя из Иерусалима вон, даже до Вифании, и воздвиг руце свои благослови их, яве яко о имени своем по преждереченному обетованию.
Деяние Собора 1666 г., л. 6 обор.
Еще же повелеваем всем вам, освященному чину, и показуем, како вам знаменовати, сиречь благословляти народ: сложившу десныя руки иерею два перста, глаголемый указательный простер, и великосредний мало наклонен, яже знаменуета Иисус: и паки два перста, глаголемый палец, и близосредний, наклонена другодружно совокуплена, яже знаменуета литеру х: и паки присовокуплен к близосреднему персту малый перст, глаголемый мизинец, простер, и мало наклонен, иже знаменует литеру с: и вся сия три персты знаменуют Христос. И сим именем Господа нашего Иисуса Христа завещаваем вам знаменовати верных народы: по реченному ко Аврааму о Христе: и в семени твоем возблагословятся все языки.
Митроп. Петерб. Григорий, Истинно древняя церковь, ч. 2, стр. 115, изд. 1874 г.
Перстосложение для благословения народа должно быть употребляемо только именословное, потому что только сего перстосложения для благословения требует св. апостольское предание. Истинно же апостольское предание узнается в святой церкви не иначе, как постоянным и повсеместным употреблением его во всей православной церкви.
Грек Дионисий, Против раскола, в журнале Православное Обозрение, 1888 г., том 3, стр. 55.
Еще и ина блядословите и глаголите, зане подобает якоже знаменуетеся крестом кииждо, теми сложении перстов такожде и благословятися самому себе комуждо. Обаче по вашему и свинопасцам и всякому простому человеку и бабе благословляти подобно архиерею и иерею и да не имеют между собою ни единаго разньства архиерей иерей от людина и от свинопасца. Сие есть явная ересь безглавных, и люторская и кальвинская.
Скрижаль, изд. 1656 г., после 817 листа.
Подобаше убо, наставляет Николай Малакс, и начертаванию благословящия руки, благословляемыя во Христе Иисусе, ничто же ино знаменовати, токмо самое имя того, в нем же благословляемся. Сего бо ради, мню, и божественным промыслом тако из начала от него всех зиждителя, персты человеческия длани устроишася, а невящше, ниже менше, но елицы, ниже лишше, ни оскудне, но довольне к сицевому знаменованию имуще.
Н. Мансветов, Церковный устав, стр. 265, изд. 1885 г.
Николай Малакс, священник Пелопонисский и протопоп Навплийский живяше около 1640 лета, муж искусен в еллинском языке. Но благоговением или паче самолюбием побеждаем, восхоте быти и песней церковных сочинитель: темже и сочинив стихиры, посла сия в Венецию и, согласився с тамо сущими тогда типографы, напечата их в новоизданных греческих минеях, своепроизвольным мнением, чесо ради той убо от иже в Константинополе священнаго Синода проповедася, яко новосечец, предваршие же напечатися песни его определено бысть оттоле, да не поются в церквах Христовых.
Представители господствующей церкви разноречиво свидетельствуют о перстосложении.
Митроп. Петерб. Григорий, Истинно-древняя церковь, ч. 2, л. 118.
В храме святой Софии, в Царе граде, несть двуперстнаго сложения ни у одного из святителей.
Софийский собор в Константинополе, снимки фресок и других изображений, изд. Псков, 1874 г., лист. 10.
Григорий Богослов благословляет двуперстным сложением.
Выписки Озерскаго, час. 2, лис. 180, изд. 1875 г.
В Новгородском Софийском соборе есть образ святых апостол Петра и Павла, именуемый Корсунским. На нем изображены: святый Павел, благословляющий именословно, а святый Петр двоеперстно. На него указывают Поморские Ответы, — ответ 5, число 9.
Н. Виноградов, о Феодоритовом слове, стр. 80, изд. 1866 г.
В Новгородском Софийском соборе есть Корсунская икона святых апостолов Петра и Павла, на нее ссылается и писатель Поморских ответов, в ответе 5, ст. 7, которая признается по преданию древнейшею иконою, принесенною из Корсуня великим князем святым Владимиром. На сей иконе у апостола Павла правая рука имеет сложенными первые три перста.
Выписки Озерскаго, час. 2, стр. 327, изд. 1883 г.
В московском Благовещенском соборе хранится в серебряном ковчеге часть нетленных мощей, именно рука святаго архимандрита Кумненоса, персты которой представляют явственное именословное сложение.
А по другому свидетельству эта рука имеет троеперстное сложение.
Извещение чудес о сложении триех первых перстов, изд. Москва, 1677 г., июля 15 дня, лист. 13–14.
Приложитися может в обличение упорно противящихся десница преподобнаго отца Кумненоса, архимандрита обители пресвятыя Богородицы, яже близ Иконии, многотрудно гроб Господень и прочая места святая посетившаго, и по представлении являвшагося мощми же честными в нетлении пребывающаго. Юже десницу принесе в царствующий град Москву, святейший кир Феофан, патриарх Иерусалимский в лето 7127. Таже десница и днесь имать три первыя персты совокуплены, свидетельствующая, како той преподобный отец во всем житии крестное знамение творяще, и делом обличающия непокорныя. Чесо ради во прошедшее лето 7170 в неделю православия, при блаженныя памяти благочестивейшем государе царе и великом князе Алексии Михайловиче, всея великия, и малыя, и белыя России самодержце, и при всем освященном соборе, и всем пресветлом царском синклите, всему миру яве народствовася: да все видяще очима своима треперстное сложение, не к тому пререкати дерзают.
Представители господствующий церкви не знают о происхождении перстосложения. Дмитрий Ростовский, Розыск, час. 2, гл. 25, стр. 259, изд. 1877 г.
Вемы написано в евангелии Лукином, в последнем зачале: како Христос Господь, возносяся на небо, благословил святых апостолов: воздвиг руки свои, благослови их. А о сложении перстов тамо не пишется. Целыми дланьми, всеми персты благослови их. Слагати же персты послежде внииде обычай в верных. И есть той обычай добр, обаче не догмат веры.
Никифор Астраханский, ответ на 4 вопрос, лис. 244, 1800 г.
Ведомо есть, что Иисус Христос благословил (апостолов), воздвиг руце свои (Лук. гл. 24, ст. 8), а каким образом сложил он персты свои о сем ни священное писание, ни святии отцы ничего не предали.
Питирим Нижегородский, Пращица, лис. 25 обор. 2 счета, изд. 1753 г.
И егдаже хотяще вознестися от земли на небо Владыка наш Иисус Христос, тогда воздвиг руце свои, и благослови святых своих учеников. Благословил же их тогда Иисус Христос Владыка наш сам собою. Мы же, раби его, благословляем не сами собою, но именем Его.
Глава 28
О двуперстном благословении
Древнее учение.
Евангелие от Луки, зач. 114.
Извед же их вон до Вифании и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иеросалим с радостию великою: и бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога, аминь.
Митроп. Макарий, История Русской церкви, т. 8, стр. 110, изд. 1898 г. Статья обличительная, написанная греком в 12 веке, против латин.
Некоторые из них пятью перстами как-то благословляют и пальцем лице знаменают, подобно монофелитам. Между тем, как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы чрез них означались два естества и три лица, как показал Христос, когда возносясь на небеса, воздвиг руки свои и благословил учеников.
Св. Герман, Толкование на св. литургию, стр. 282, изд. 1855 г., у Е. Голубинскаго, К нашей полемике с старообрядцами, стр. 261, примечание, изд. 1905 г.
Пред песнию святыи Боже, архиерей, изображая пред народом божественное преображение, протянув руку трижды, осеняет священников крестным знамением, как Христос благословил своих учеников.
Сборник древлеписьменный, СПб. дух. академии, 15 века, № 1088, лис. 263 и 265.
Креститися подобает и благословити: персты три совокупити низу, а два верхние купно, теми благословити и креститися в Божество и человечество, тако же и Мелетий севастийский и Феодорит научают нас.
Древлеписьменная Кормчая, Казанской дух. академии, № 476, лис. 449.
Сице благословити рукою и креститися: три персты равно имети вкупе по образу Троическу: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый... А два перста имети наклоненна, а не простерта. А тем указ паки, то образует две естестве, Божество и человечество…Да тако достоит креститися и благословити, тако святыми отцы указано и узаконено: первый дебелый един от них к дольнима двемя преклоняется, и совокупляется горний с дольними, два же верховнейшая от дебелаго. Сими же знаменование креста.
Сборник Даниила митрополита, Московской духовной академии, № 197, Хлудовской библиотеки, № 87.
Феодоритово. Сице благословити рукой и креститися: три персты равно имети, вкупе большой да два последних, по образу Троическому: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый... А два перста имети наклонены, а не простерты, а тем указ тако, яко прообразуют две естестве Христове, Божество и человечество.
Книга Кириллова, гл. 14, лис. 180 обор.
Блаженный же Феодорит глаголет, како подобает рукою креститися, сице благословити рукою и креститися: три персты равно имети вкупе, великий иже глаголется палец, да два последних, исповедуется тайна по образу Троическому, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый... а два перста вышний, да средний великий вместо сложити и простерти. Великий же перст имети мало наклонно, то образует два естества Христова, Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, во обоем совершен... Да тако достоит креститися и благословити. Тако святыми отцы указано и узаконено.
Стоглав гл. 31, стр. 105 и 294, изд. Кожанчикова 1863 г.
О крестном знамении. Како подобает архиереом рукою благословити и знаменоватися, и прочим православным знаменоватися, и поклонятися... Чтоб знаменовалися крестным знамением крестообразно по чину десницею. Уставляли бы крестному воображению. Большой перст, да два нижнии персты во един совокупив, а верхний перст с середним совокупи, простер мало нагнув, тако благословити святителем иереом.
Аще ли кто двумя персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двума персты крестнаго знамения, да будут прокляти, святии отцы рекоша.
Книга Кириллова, глава 27, лис. 259 обор. О латинском отступлении.
Пятью персты странно некако благословляют, и последи пальцем лице перекрещивают.
Потребник Большой, гл. 72, л. 597, изд. 7160 г.
Проклинаю иже в латынях творимое странно некако благословение пятьми персты. И последи же пальцем лице прекрещают.
Глава 29
О поклонении св. дарам
Новое учение.
Скрижаль, изд. 1656 г., гл. 96, лис. 312.
Аще же суть неции, иже поклоняются до земли, якоже прежеосвященным даром, егда входит священник, яко мнитмися прельщаются, не ведуще разнство литургии сея и оныя. Ибо сия литургия во входе сем имать дары несовершенны, дондеже приидет час рещи священнику, молящему Бога: и сотвори хлеб убо сей честное тело Христа твоего.
Жезл правления, час. 1, лис. 33 и 35 обор.
Убо уже яве есть и то, яко прежде Господних и сих словес изречения, есть хлеб наг совершенныя благодати, и хлеб пребывает, яко хлеб, сие токмо вящши имея, яко дар бысть Богу... Никита, иже долгое время священнодействовав, не веде времене пресуществления даров в Тело и Кровь Господню и несмысленне веровав, еще в предложении тело быти и кровь Христову дары уготованные, а не хлеб и вино, твари поклоняшеся, яко Творцу. Божию честь даваше хлебу и вину, не сам токмо, но и прочиих тако наставляше творити. Имже делом уподобися безумным эллином, небоги за Бога хвалившим... Яко в то время несть еще Тело и Кровь Христова на литургии святаго Иоанна Златоустаго и святаго Василия Великаго, но хлеб наг совершенныя благодати. Убо ему не подобает поклона Божия давати.
Деяние Собора 1666 и 7 гг. лис. 18, 1-го счета.
Никита учит темже и даром, приносимым во время великаго входа, учит поклонятися, аки истинному сущу Телу и Крови Христа Бога нашего, и тако сам еретичествует и хлебопоклонник бывает, со всеми подражатели своими.
Древнее учение.
Служебник Иосифа патриарха, 7159 г., лис. 105.
Диакон глаголет: благослови владыко заклати святыи агнец. Иерей глаголет: благословен Бог наш всегда, и ныне, и присно, и во веки веком. Диакон: аминь. Таже приемлет иерей в левой убо руце просфиру, в десней же святое копие. И знаменает с ним трижды верху просфиры крестообразно, глаголя сице: воспоминание творим великаго Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Трижды...
Таже иерей вонзит копие, одесную страну знамения просфиры, и режа от себе глаголет: яко овца на заколение ведеся. Иерей, левую страну просфиру режа, глаголет: и яко агнец прямо стригущему его безгласен, сице не отверзает уст своих. На горней же части просфиры режа, глаголет: во смирении его суд его взятся. На дольней же части режа, глаголет: род же его кто исповесть. Иерей вонзит копие от левыя страны просфиры, и взимая святый агнец, глаголя сице: яко вземлется от земли живот его, и положив его в знак на длани. И глаголет диакон: пожри владыко. И режа иерей крестообразно, глаголет сице: жрется агнец Божий вземляй грехи миру, за мирский живот и спасение. Диакон глаголет: положи владыко. Иерей же полагает святый агнец на святем дискосе и глаголет: полагается агнец Божий за живот всего мира. Диакон глаголет: прободи владыко. Иерей прободая его в десную страну святым копием глаголя: един от воин копием ребра ему прободе, и абие изыде кровь и вода, и видивый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его. Диакон прием в десную руку вино, в левую же воду, глаголет ко иерею: благослови, владыко, вино и воду. Иерей глаголет: благословен Бог наш всегда, и ныне, и присно, и во веки веком. Диакон глаголет: аминь. И вливает во святый потир вино и воду и глаголет: соедини владыко. Иерей благословляет рукою, глаголет: соединение Святаго Духа, яко трие суть свидетельствующии: дух, кровь и вода, и трие во едино суть.
Там же, лис. 144 обор. и 145.
Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь приносяще: всяку ныне житейскую отвержем печаль, яко царя всех подъемлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми, аллилуиа.
По сем творят поклоны три пред святым престолом.
Там же, лис. 116, 148, 156 обор. и 157 обор.
Иерей, приложив руце свои к персем своим крестообразно, поклоняется со благоговением, прямо жертвеннику, на нем же святая положена быша.
Пред престолом.
Пред святым престолом творяще три поклоны до полу, со страхом и благоговением.
Приимите и ядите, се есть тело мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. И людие: аминь.
Иерей и людие поклон творят.
Егда же хощет иерей творити призывание Святаго Духа, отлагает диакон, еже в руках имеет рипириду или покровец, и приходит близ иерея и поклоняются оба трижды, пред престолом.
Там же, Божественная служба Святаго Василия Великаго, лис. 215 и 228.
Иерей, преклонься, молится.
Сего ради Владыко Пресвятыи, и мы грешнии и недостойнии раби твои, сподобльшеся служити Святому Твоему жертвеннику, не ради правд наших, небо сотворихом, что благо на земли, но ради милостей Твоих и щедрот Твоих, ихже излиял еси богатно на ны, надеющеся приближаемся Святому Ти жертвеннику, и предложше тождеобразная, святаго тела и крове Христа Твоего. Тебе просим и тебе молимся Святе Святых, благоволения твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны, и на предлежащыя дары сия, и благословити их, и освятити, и показати. Та же иереи и диакон творят три поклоны, пред престолом.
Там же. Божественная служба Святаго Григория, папы стараго Рима, лис. 256.
Диакон же прием кадило, и покадит престол, сопреди точию и иерея. И творят поклоны три пред святым престолом.
Летопись о избрании на царство царя Михаила Федоровича, лис. 101.
Егда на херувимской песни сотвориша выход, тогда царь и великий князь, снем с себя царский венец, и постави его на златом блюде и поклонися трижды до земли, и паки возложи на себя царский венец.
Св. Семеон Фессалоникийский, кн. 2, гл. 78, лис. 332.
Да постыдятся вредословяще. И от Бога осуждения да убоятся, Небо идолослужим мы Божественным даром припадающе. Отъиди: но возложенным Богу чрез молитвы даром и не у совершенным честь отдаем, яко освященным принесением, яко освященным чрез Божественнейшия молитвы, яко возобразным сущим тела Христова и крове. Глаголющий же, сия прочее приносимая от них, яко идолы пржде Господня гласа по их молитвах имут. И кии возъимеют весма ответ, возложенныя в предложении дары Богу идолы (увы) именующи, и злочестивых иконоборцов горше тии, зане божественныя убо иконы. Святы убо яко образования истинных, дары же возложенныя Богу: и во еже быти тело и кровь Христова приносимы. Аще убо священным иконам честь и поклонение отдаяти долженствуем. Много паче сим даром, возобразным сущим, яко великий глаголет Василий, и ко еже быти приносимым тело и кровь Христова, и ради Божественных сосудов подобает подпадати священником, аще и из них тощ кий будет: освящению бо вси причаствуют Божественным даром в них священнодействуемым.
Вениамин, Новая Скрижаль, час. 2, стр. 135, изд. 1858 г.
Симеон Солунский в том же месте пишет: пред иереем все верные справедливо припадают: одни прося молитв его и что он воспомянул их в священнодействии, а другие воздавая честь Божественным дарам, хотя они еще не освящены но на предложении принесены Богу. Там иерей молится о них и просит принять их в горний жертвенник. Хотя они и несовершенны, но приготовлены к совершению и принесению Богу. И суть вместообразная тела и крови Господней. Если мы иконам воздаем честь и поклонение, то тем более должны оное воздать дарам, которые вместообразны, как сказал Василий Великий, которые имеют преложиться в тело и кровь Христову.
Глава 30
О воплощении Бога
Новое учение: Бог Слово не соединися с плотию.
Скрижаль, изд 1656 г., гл. 107, лис. 651.
Не созидашеся плоть помалу, но купно совершися... Яко содетель и создатель естества человеческаго, не приложенми помалу, но под единым совершившуся, якоже выше речеся. Ниже соединися и смесися Бог Слово с плотию и ипостасию., яже бяше прежде сотворена, но в лице свое, яко есть едино лице Святыя Троицы.
Это учение не согласно с учением святых отец.
Древнее учение: Бог Слово соединися с плотию.
Соборник Большой, сл. 2, на Пасху, ст. 18, св. Григория Богослова.
Ово убо Божественно естество бе, ово же человеческо, воедин же состав Божий стекшамася, соединения бо ради, еже по составу, двою сей естеству, един со восприятием Христос родися.
Там же, Соборник Большой, лис. 470 обор. Слово св. Кирилла Александрийскаго, в неделю Цветную.
Плоть от слова не отлучай, но познавай обоего существа свойственно спребывающа.
Там же, лис. 610, Слово ст. Епифания Кипрскаго в великую субботу.
Плоти от Божества не разлучени сущи.
Октай, канон, в среду песнь 3.
Иже от отца прежде век рождена, во утробе своей заченши, Пречистая Дево, неискусобрачно, и породила еси нам вкупе Бога и человека, во обою естеству совершена и нераздельна.
В субботу, песнь 1.
Зачала еси Слово Отчее, плотию соединьшася по составу, яже из Тебе, всенепорочная Отроковице.
Преп. Иосиф Волоколамский, сл. 7, стр. 258.
И якоже плоть восприят от пресвятыя его матери, аще и тленна и мертвена бысть преже воскрешения, но Божество от нея неразлучно бысть никогда же, ни в утробе, ни на кресте, ни в гробе.
Деяния Вселенских Соборов, т. 1, гл. 22, стр. 177. Послание св. Кирилла, епископа Александрийскаго к Несторию.
Исповедуя, что Слово соединилось с плотию ипостасно...
Ибо Слово Божие, как мы уже прежде говорили, став едино с плотию ипостасно, есть Бог всего и владычествует над всем.
И как Святая Дева по плоти родила Бога, соединившагося с плотию в единую ипостась.
Деяния Вселенских Соборов, том 2, стр. 257.
Что с Богом Словом истинно соединилась плоть, одаренная разумною душею.
Деяния Вселенских Соборов, том 1, стр. 181, послание святаго Кирилла к Несторию.
Кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, соединилось с плотию ипостасно и что посему Христос един с своею плотию, то есть один и тот же есть Бог и вместе человек: анафема.
Глава 31
О вочеловечении и рожестве Господа нашего Исуса Христа
Новое учение:
Господь во чреве Богородицы был совершен плотию.
Скрижаль, изд. 1656 г., лис. 654 и 655.
Яко составление воплощения Господня бысть, не по общему естеству нашему, ибо абие явися совершенное с плотию отроча, еже обретеся во чреве всечистыя Богородицы да родится. Не вообразися воображенми, ими же бывают прочая отрочата, и растут помалу... Человек совершен от онаго часа, воньже зачат его Всесвятая Мати его.
Жезл Правления, час. 1, лис. 2, изд. 1753 г.
Яко составление воплощения Господня бысть не по общему естеству, ибо абие явися совершенное с плотию отроча, еже обретеся во чреве всечистыя Богородицы... Яко тако совершен Христос зачася, якоже совершен бе тридесяти лет быв.
Деяние собора 1666 г., лис. 18, 1 счета.
Скрижаль, лис. 658.
Ниже врата девства отверзошася, вшедшу Слову Божию вселитися неизреченно в Ню, ниже егда роди разрушишася, но отверзеся утроба и заключися.
Соборное послание Иоанново 1, зач. 73.
И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов.
Древнее учение:
Господь принял плоть от пречистых кровей Богородицы.
Преп. Иосиф Волоколамский, сл. 7, стр. 256.
Видев род человечь погибающь, сниде с небес благоволением Отца присносущна и с действом Духа Святаго, и вниде в чрево девицы Марии, и всия свет истинный в утробе ея.
Стр. 264. Аще бо восхоте Бог Слово и бысть человек, от Пречистыя и приснодевы Марии крови, без семени себе плоть состави.
Св. Афанасий Александрийский, час. 3, стр. 337 и час. 1, ст. 201.
Итак Господне тело, согласно с божественными писаниями, было человеческое по естеству, заятое от Марии и истинное: оно было истинное, потому что тождественно с нашим.
Беседы Евангельския, на Матфея.
Выписку зри ниже, л. 116 обор.
Св. Иоанн Дамаскин, кн. 3, гл. 2, изд. 1834 г.
И тогда ю осени Всевышняго Бога ипостасная премудрость и сила, Сын Божий, глаголю, Отцу единосущный, якоже Божественное семя, и содела себе от нескверных и чистейших ея кровей, плоть одушевленну, душей словесною и разумною.
Св. Кирилл Александрийский, час. 6, стр. 236, толк. на Исаию.
Ибо что от Святаго Духа образовано оное всесвятое тело, соединившееся с Словом, — в этом может ли кто-либо сомневаться; Таким образом действие Духа, чрез которое в Святой Деве образовано было тело.
Преп. Максим Грек, час. 1, сл. 1, стр. 26.
Благоволением отчим и осенением Святаго Духа зачата бывша в пречистых ложеснах Пресвятыя и Приснодевы Марии Божией Матери, происшедша из нея с приятою от пречистых кровей ея плотию святою своею, человека совершенна и Бога совершенна.
Св. Иоанн Дамаскин, кн. 4, гл. 14.
Отнюдуже зачат Сына Божия, отчую ипостасную силу; не от похоти плотския, ни от похоти мужския, сиречь, не от совокупления, ниже от семени, но от благоволения Отча и содействия Святаго Духа, и Сыну Божию и Богу, да воплотится и вочеловечится от чистых и нескверных ея плотей и кровей, праматери отдающи долг.
Он же, кн. 3, гл. 12.
Собственно убо и истинно Святую Деву проповедуем быти Богородицу. Ибо якоже Бог истинный есть от Нея рождейся, в последния дни, спасения нашего ради, во утробу ея вселися, и от Нея непреложно воплотися и родися. Небо человека простаго родила Святая Дева, но Бога истинна: не нага, но воплощенна, не с небесе тело снесшаго, а акибы по подобию трубы сквозе Ея прошедшаго, но от Нея единосущную нам плоть восприявшаго, и в себе самом быти ей давшаго.
Св. Игнатий Богоносец, послание 1, к Траллианом, стр. 11.
И во истинну родися Бог Слово от Девы, в тело подобострастное нам одеявыися. Во истинну бысть в ложеснах матерних, иже всех человек в ложеснах созидает: и сотвори себе тело из девических кровей, обаче елико без искуса мужеска.
Св. Григорий Богослов, час. 4, 1 послан. к Лидонию, стр. 161.
Если кто говорит, что плоть сошла с неба, а не от земли и не от нас: да будет анафема.
Кормчая, 1 правило св. Василия Великаго, толкование.
Уалентиане баснословия некая слагают, и Христа с небес снесша плоть глаголют, яко сквозе трубу прошедша Святую Девицу.
Катехизис Большой, лис. 40.
Не мни, яко сниде плоть с небесе. Сие убо Аполлинарию учившу, плоть с небесе имуща Христа, Мариею проити, яко трубою.
Житие преп. Василия Новаго и видение ученика его Григория о мытарствах, иеромонаха Антония, изд. Москва, 1891 г., стр. 98. О иконоборцах и севериянах.
После этих отделился другой собор. По виду они были, как идолы, очень свирепы и страшны, друг друга, как собаки, кусая. Это были северияне и иконоборцы, которые говорили, что Господь наш Исус Христос тело свое снес с небес, а не от чистыя крови Пречистыя Владычицы нашея Богородицы Девы Марии родился, от Духа Святаго.
Новое учение
Христос в день своего рождения был только дар Богу, а не Бог.
Скрижаль, гл. 79, лис. 215 и 216, изд. 1656 г.
Понеже глаголемая и сотворенная в хлебе, имиже знаменовашеся смерть Господня, писание имяху токмо и образ, хлеб же пребысть, яко хлеб. Сие токмо прият вящши, яко бысть дар Богу, и сего ради носит образ Господьска и Владычня тела, по первому возрасту: яко и Он младенец изначала дар бе, якоже прежде рекохом. Сего ради чюдеса, яже быша в нем, егда бе новорожден младенец и еще лежаше во яслях.
Жезл правления, час. 1, лись 18 орбор.
Убо яве есть, яко изначала дар бе.
Древнее учение.
Христос с зачатия — Бог совершенный.
Октай, глас 1, песнь 1.
Бога, девице, зачала еси, Христа же в девстве родила еси, из тебе воплощаема, Пречистая. В пяток, песнь 1. Без семене Бога во чреве зачала еси, девою пребываеши по рожестве, Всенепорочная. В пяток, на павечерн., песь 9. Яко Зиждителя и Бога заченши во утробе, Дево Мати Чистая. Глас 7, песнь. Иже Бога заченши во утробе девичестей и рождьши, Богородице Пречистая. Песнь 3. Ибо Бога и Владыку неизреченно заченши. В среду, глс 8, песнь 5. Яко Бога заченши, Пречистая, Зиждителя, Содетеля же и Господа. Песнь 7. Зачат, Пречистая, иже надо всеми Бога и Господа.
Деяния Вселенских Соборов, том 1, стр. 177. Послание Св. Кирилла к Несторию.
Став же видимо и быв еще младенцем в пеленах, Оно, как Бог, и в недрах родившей Девы наполняло всю тварь и возседало с родившим его.
Там же, том 1, стр. 226. Послание св. Феофила.
Так и высочайший всех художник, живое и действенное Слово Божие... Он и рождается, и повивается пеленами, и питается млеком, в младенчестве полагается в ясли.
Там же, стр 228, из Св. Григория Нисскаго.
Господь твари поселяется в пещере. Измеряяй вся пядию, не обретает места в гостиннице, но полагается в яслях безсловесных.
Там же, стр. 229, Аттика, епископа константинопольскаго.
Человеколюбивое слово умаляется, будучи по своеу Божеству не способно к умалению... Неизменяемый преуспевает, богатый рождается во временном пристанище, покрываяй небо облаки, повивается пеленами, царь полагается в яслех.
Там же, том 2, стр. 58. Послание св. Кирилла Александрийскаго.
Родившийся младенец называется Эммануилом и Богом. Стр. 82. Поэтому Святую Деву мы называем Богородицею и говорим, что Бог Слово существенно, не мыслию только, а на самом деле обитал в Ней, и что Он, когда был и двух или трех месяцев, есть Сын Божий, и вместе сын человеческий.
Преп. Максим Грек, час. 1, стр. 40.
Во истину придивна вся и явственне возвещающа сему младенцу быти Богу, всем царю.
Деяния Вселенских Соборов, том 1, стр. 181.
Кто не исповедует Эммануила истинным Богом и посему Святую Деву Богородцею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога, ставшее плотию: да будет анафема.
Несторий и другие еретики учили, что Христос был простой человек.
Деяния Вселенских соборов, том 1, ст. 230.
Несчастен, кто не признает немедленно того, чему учит писание. Востав, поими отроча и матерь его, это глас ангельский. Архангелы, конечно, лучше тебя знали, что относится к тайне рождения: но они не говорили: восстав поими Бога и матерь его, но возстав поими отроча и матерь его.
Там же, стр. 144. Учение Павла Самосатскаго и Нестория.
Павел. Мария родила человека такого же, каковы и мы.
Несторий. Родившийся от девы есть человек.
Там же, том 3, стр. 181. Послание св. Кирилла к Несторию.
Кто дерзает называть Христа человеком богоносным, а не лучше Богом истинным, как Сына единаго (со Отцем) по естеству, так как Слово стало плотию и приблизилось к нам, восприяв нашу плоть и кровь. Анафема.
Блаж. Феодорит, час. 6, сл. 11, стр. 45, изд. 1857 г.
Евионеи, феодотиане, артемониане, фотиниане говорили, что Христос родился от девы простым человеком.
Матфей Властарь, буква 1, глава 7, стр. 30, изд. 1892 г.
Ибо тот, кто сделался анафемою, становится чуждым Христу и собранию верных и отдается в удел сатане.
Зиновий мних, сл. 37, стр. 610, изд. 1863 г.
Яко кривовернии несть уды Христовы... И ниже от Христа начальствуеми суть, рекше, чужи Христова владычества... Яко всячески кривовернии Христова имени недостойни... Понеже кривовернии несть уды Христовы, ниже суть от телесе Христова, и приобщаяйся кривоверным, той отсекает себе от телесе Христова, не ктому может быть или именоватися уд Христов. Сего ради да соблюдают себе правовернии крепко ни в чесом же не приобщатися кривоверных, ниже не пщевати их быти удов Христовых, но имети их чюжих и Христа и Бога.
Новое учение:
Христос не возрасташе плотию во чреве Богородицы.
Скрижаль, глава 107, лис. 666.
А еже рождьшую, тя величаем Богородице, яже родила еси человечески, кроме естества, в девятый месяц, кроме болезни. Обаче, якоже выше рехом, не взят младенец совершение, растяй мало по малу, но абие вкупе со словом добраго извещения ангелом, во ипостаси Богослова составися совершенна плоть. Глаголет бо Богослов в первом послании ко Андонию. Начинаемое бо, или преспевающее, или совершаемое, не Бог сиречь, оно, еже есть начинаемое, или растет, или совершается, несть Бог. Стр. 655. Не вообразися воображенми, ими же бывают прочая отрочата, и растут помалу. Человек совершен от оного часа, воньже зачат его всесвятая мати его.
Жезл Правления, часть 1, лист 21.
Яко тако совершен Христос зачася, якоже совершен бе тридесяти лет быв.
Древнее учение:
Христос во чреве Богородицы возрасташе плотию.
Пролог месяца марта 25 дня. Слово на Благовещение.
Глаголет бо святыи апостол Павел Святым Духом. Нощь успе, а день приближеся. Днесь Сын и Слово Божие Господь и Бог наш неизреченно во чрево Девыя вмещается, хотя тварь руку своею создание своим вочеловечением обожити, и в древний рай паки возвести. Днесь несозданный в свое создание вмещается. Днесь невместимый в небеса, во чрево Девыя вмещается. Днесь невидимый, видим бывает. Днесь неосязаемый, во чреве Девиче зачинается, и осязаем бывает. Днесь Божие Слово плоть приемлет, Сын Божий сын человеч бывает. Иже прежде всех век из Отца без матере на небесех несказанно рождься. Ныне же дивно и страшно, на земли без отца и в деве воплощается.
Евангельския Беседы, на Матфея, час. 1, бес. 4, стр. 60–61, изд. 1886 г.
Как невместимый вмещается в утробе; как всесодержащий носится во чреве жены; как дева рождает и остается девою; скажи мне, как Дух устроил оный храм; каким образом не всю плоть приял от матери, но только часть оной, которую потом возрастал и образовал; А что точно произшел из плоти девы, Евангелист ясно показал сие словами: рождшее бо ся в ней, и Павел словами: рождаемаго от жены.
Св. Никифор цареградский, т. 2, стр. 28, изд. 1907 г.
Пусть выслушают: и Слово плоть бысть и возрастало, неосязаемое стало осязаемым.
Благовестное Евангелие, от Луки, зач. 8, лис. 29 об.
Возрасташе же Исус телом, аще и могий от самех ложесн в меру возраста мужеска доити, но мнелся бы по мечту, того ради по малу расте.
Материалы Субботина, том 4, стр. 130. Слово Иоанна пресвитера на Преображение.
Един сый от Троицы во двою естеству показа Божеска и человеческая, якоже бо во утробе матерни и растяше, яко Бог изыде и девства не вреже. Яко человек млеко матерне прият.
Евангелие от Луки, зач. 3.
И отвещав ангел рече ей, Дух Святый найдет на тя, и Сила Вышняго осенит тя. Темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий. Толк. И иже речет кто многажды, якоже и писец, прежде вообразит, таже совершено вапы сотворяет: тако и Господь сам себе плоть пиша, и образ человеку зижда, прежде вообрази сию в ложеснех Девы, от крове Присно Девы плоть сгустив, таже словом вообразив. Нецыи же мнят сие неверно: ови бо глаголют, яко абие Господу осенити ложесна девича, абие совершен бысть младенец. Аще ли не приемлют сего. слыши бо что рече; тем и рождаемое свято: се же есть по части в ложеснех твоих растыи, а не абие совершен есть. Да заградятся и зде уста Несторию.
Деяния вселенских соборов, т. 1, стр. 229.
Слово плоть бысть. Неподлежащий осязанию, по бестелесному естеству, делается осязаемым, безначальный приемлет начало по телу, совершенный возрастает.
Там же, т. 6, стр. 104, изд. 1882 г.
Ибо не прямо входит Он в человека совершеннаго и полнаго, но во чрево девы, так что потерпел и ношение во чреве, и рождение, и питание молоком, и возрастание, и продолжительностию времени и различием всех возрастов удостоверил в истине событие.
Там же, том 1, стр. 138, 139 и 233. Послание еретика Нестория.
Будут утверждать, что Бог Слово и молоком питался и постепенно возрастал.
Новое учение:
Бог Слово соединился и смесился с плотию во чреве Богородицы.
Скрижаль, гл. 98, лис. 355 и 359.
Верую Сына, иже сниде с небес нас ради человек и спасения ради нашего... Ибо снисходити толико, и смиритися Слову Божию, соединитися, и смеситися плоти человечестей с душею. Много паче тело Господне, еже создася ему, и составися, совершися, Святым Духом без греха, еже обожися соединением, и смешением Оного Бога, иже освящает вся.
Обожение яко обожи плоть, понеже Божество соединися, и смесися с нею и бысть едино лице.
Православное исповедание, подписанние 4-мя патриархами в 1643 г.: Парфением константинопольским, Иоанникием александрийским, Макарием антиохийским и Паисием Иерусалимским. Ответ 38, лис. 60, изд. 1722 г. в Москве.
Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему. Тогда абие человек совершен бысть, со всеми его частьми, и с душею словесною, смесися с Божеством, и во единой и той же ипостаси.
Древнее учение св. Церкви.
Божество и человечество во Христе неслитны и нераздельны.
Деяние 7 всел. собора, стр. 225, изд. 1891 г.
Кафолическая же церковь, исповедуя неслитное соединение... И все святые отцы наши, не допуская смешения... Стр. 230. Да не будет у нас одинаково, как несториева разделения, так и ариева, диоскорова, евтихиева и севирова слияния: то и другое есть зло.
Св. Иоанн Дамаскин, кн. 3 гл. 3, лис. 66 об., изд. 1834 г.
Христос же из двух совершенных естеств, сие есть, Божества и человечества соединение быти глаголем: не по смешению или слиянию, или смущению, или растворению, якоже Богом попущенный рече Диоскор и Евтих и Севир, и скверное их соборище.
Св. Никифор Константинопольский, ч. 1, стр. 114, изд. 1905 г.
Веруем, что при этом сохраняется полное единство ипостаси, пребывая нераздельным и неразличным, и да отвержено будет чудовищное слияние и смешение естеств (во Христе) обманщика Евтихия и Диоскора.
Деяние 6 вселенскаго собора, том 6, стр. 154, изд. 1882 г.
Что, как известно, допускают невежды Евтихий и Несторий и незнающие силы ипостаснаго соединения, по которой Слово воплотилось и плоть одушевленная и разумная неизменно обожилась: один увлекает в море слияния, а другой уносит в пропасть разделения.
Деяние 4 вселенскаго собора, том 3, стр. 72, изд. 1881 г.
Твоя же святость да заградит уста тем, кои проповедуют или тождество, или слияние, или смешение Слова Божия с плотию. Там же, послание святаго Кирилла ко Иоанну епископу, стр. 153. Пресвитер Евтихий (еретик) сказал: прикажите прочитать святаго Афанасия, и вы узнаете... Боголюбезнейший епископ Василий (православный) сказал: Если ты не признаешь двух естеств после соединения, то признаешь смешение и слияние.
Деяние 6 вселенскаго собора, том 6, стр. 259.
Возобновивши в новом виде ересь того стариннаго и глубокаго слияния, с которою погиб Аполинарий, анафематствован нечестивый Фемистий, низложены Евтихий и Диоскор...
Деяние 7 вселенскаго собора, том 7, стр. 224.
То нечестиво сливавшим (два естества) Евтихию и Диоскору. Очевидно, что эти еретики, как показано... Стр. 220. Потом следует великий и преславный собор Халкидонский, собравшийся при боголюбезном императоре Маркиане. Он анафематствовал Диоскора и несчастнаго Евтихия. Стр. 248. Подумайте об этом все слышащие и отделите истинну от лжи. Эти произведения не дело Отца, но какия-то манихейския: и потому будем бегать от них, как от переполненных горькою желчию. Манихеи же, как введение учения о слиянии естеств в Исусе Христе...
Катехизис Большой, глава 9, лист 41 обор., изд. 1895 г.
Несть убо, не смесишася во едино слияние, ниже Слово превратилося в плоть, ниже плоть погибла есть в Божественнем существе, якоже блядословят нечестивии еретицы.
Св. Никифор Константинопольский, час. 2, стр. 23, изд. 1907 г.
Ведь слияние есть нечто такое, что уничтожает соединяющияся части и ни одну из них не сохраняет в чистом виде, так что в нем не осталось ни Божества, ни человечества.
Глава 32
Учение о Божестве
Новое учение
Было время, когда не было Сына Божия.
Епископ Сильвестр, Богословие, том 2, стр. 341, изд. Киев, 1885 г.
Так как слово, существовавшее прежде под именем мудрости, разума и другими именами, исходя из Бога, родилось и стало сыном... И что было время, когда Бог не был Отцом, равно как было время, когда не было Сына.
Древнее учение
О предвечном бытии Бога Сына.
Св. Афанасий, ч. 2, сл. 1, стр. 181, изд. 1902 г.
Вот начало ариевой «талии» (Название одного из сочинений Ария) и ариева пустословия... Но было, когда один был только Бог и не было еще Отца: впоследствии же соделался он Отцем... И было, когда не было слова... Один был Бог, говорит Арий, и не было еще слова и премудрости.
Деяние 1 всел. собора, том 1, послание Александра Александрийскаго к Александру Константинопольскому, стр. 23.
Так же крайне нечестиво было бы утверждать, что некогда премудрость Божия не существовала, когда она сама свидетельствует о себе: Аз бех о нейже веселяшеся (Прич., гл. 8, ст. 29–30) или говорить, что силы Божией никогда не было.
Св. Григорий Нисский, часть 1, кн. 2, стр. 268 и 272.
О Божием и пречистом естестве не позволительно сказать, что оно не всегда прекрасно. Ибо если не всегда было тем, что оно теперь: то конечно превратилось или из лучшаго в худшее, или из худшаго в лучшее. Но равно нечестиво в этом то и другое.
Деяние 3 вселен. собора, том 2, стр. 455, св. Кирилл Александрийский.
Веруем во единаго Бога. Вместе с тем именуют они Бога Отцом: вседержителем, чтоб именем отца указать на сына, для котораго он отец сына, сосуществующаго и совечнаго Отцу. Потому что Бог Отец не во времени сделался Отцем, но всегда был тем, чем есть, то есть Отцем, превыше всего сотвореннаго и в высотах недоступных.
Св. Афанасий Великий, часть 2, стр. 189, изд. 1902 г.
Как внушено вам диаволом и думаете, что было, когда не было Сына... Стр. 192. Необходимо назвать это безумием, когда говорят: было, когда не было Вечнаго, и Сын и несущаго... Стр. 193. Но Он Отчий образ и вечное Отчее Слово, некогда-либо несуществовавший, но всегда сый, как вечное сияние вечнаго света... Стр. 195. Утверждающие: было некогда, когда не было Сына, подобно каким-то разбойникам, похищают у Бога Слово... Стр. 196. Поелику же таковыя умствования нелепы и явно противны истине... Стр. 200. Никто из христиан не потерпит таких еретиков. Ибо язычникам свойственно это вводить сотворенную троицу и уравнивать ее тварям.
Св. Иоанн Дамаскин, Богословие, гл. 8, о Святой Троице, изд. 1834 г.
Не бе бо николиже Отец, егда не бе Сына, но купно Отец, купно Сын, от Него рожен. Отец бо без сына не может ся нарещи: аще бо бе, не имый сына, то не бе Отец. Аще ли потом име сына, потом бысть Отец, не сый преже того отец, ти возратися от небытия отец в бытия отцу, иже всякия хулы злее есть.
Св. Афанасий, часть 2, стр. 209, изд. 1902 г.
Бог есть вечно сущий: а потому поелику всегда есть Отец, то вечно есть и его сияние, то есть его Слово. И еще: сущий Бог от себя имеет и сущее Слово: не после явилось, как несуществовавшее прежде, и Отец никогда не был без Сына. Дерзость против Сына влечет за собою хулу на Отца... Поэтому, что сего нечестивее;
Св. Епифаний, часть 4, стр. 293, изд. 1880 г.
Тех же, которые говорят, что было время, когда его не было... Всех таких проклинает соборная и апостольская церковь. Стр. 280. Еще они осмеливаются утверждать, что было время, когда его не было... И так я убежден, что говорящие это чужды кафолической церкви.
Новое учение
Бог из Себя бытие имеет.
Богословие Иоанна Дамаскина, переведено с греческаго на славянский Дионисием Греком в 1655 г., изд. Москва 1665 г., книга 1, глава 10, лист 6 обор.
Отец убо безвинный, и не рожден, небо иского, из себе во еже быти имать.
Его же, Синодальное издание 1834 г., глава 10, лис. 12 обор.
Отец бо без вины есть, и посему не рожден, небо от кого есть, от себе бо еже быти имать, ниже что от тех, елика имать.
Древнее учение.
Богословие Иоанна Дамаскина, древлеписьменная, слово 10, и Четь-Минея Макарьевская, декабря 4, столбец 159.
Отец бо безначален и безродства: ни от кого же, ни от себе бытие имать, ни ино ничтоже, елико же имать.
Св. Григорий Богослов, час. 2, сл. 20, стр. 138, изд. 1889 г.
Итак, Отец безначален: потому что ни от кого иного, даже от себя самого не заимствовал бытия. Если бы Отец происходил сам от себя, то мог бы он быть отделяем сам от себя, так что в одном могли бы мы представлять двух, одного предсуществовавшаго и другаго из него происходящаго. Слво 25, стр. 235. Заключи в пределы и наше благочестие, учи ведать, как единаго нерожденнаго Бога Отца... Бойся же приписывать Богу время и тварность: ибо, если произошел во время, то не Бог. Бойся, чтоб без нужды стоя за Бога, не отринуть Бога, соделав сослужебною тебе тварию Того.
Соборник Большой, слово 2, на святую Пасху, святаго Григория Богослова, лис. 638.
Бог, беяше убо присно, и есть и будет, паче же есть присно. Еже бо беяше и будет, еже по нас временю сечения, имеющаго естества. Сей же сый присно и се сам себе именует, Моисею сказуя на горе, всего бо в себе сприем, имать еже быти ниже начинаема, ниже престаема. Якоже некую почину существа неискусну и непредельну, всяку превосходя мысль.
Деяние 3 вселенскаго собора, том 2, стр. 455, Св. Кирилла Александрийскаго.
Бог Отец не во времени сделался отцем, но всегда был тем, чем есть, то есть отцем, превыше всего сотвореннаго и в высотах недоступных.
Св. Василий Великий, часть 3, стр. 64.
Бог же всяческих от безпредельной вечности есть Отец, и не начал быть Отцем когда-нибудь. Ибо ни недостаток силы не препятствовал исполнению его воли, ни то. чтобы Он выжидал истечения каких-нибудь веков, дабы подобно людям и прочим животным, достигнув зрелаго возраста, когда пришла бы сила чадорождения, получить желаемое (так мыслить и говорить о Нем свойственно сумасшедшим): напротив, Он имеет в себе, если могу так назвать, отечество, сораспростертое с его вечностию. Нет никакого начала для Отца.
Преп. Максим Грек, часть 1, слово 1, стр. 29, 30.
Безначален во Отец и не рожден и бесконечен, ниже сам себе приведе в божественное свое существо и ипостать, якоже нецыи безумники нечестиве мудрствуют. Аще бо дадим сие, последует от нужи глаголати, яко не бе прежде, еже привести сам себе в бытие, и сице возмнится создан, и сам себе вина и начало, и под время, и под начало и конец, иже единый не создан, безначален, присносущен, предвечен и бесконечен, вкупе с происходящими от Него Сыном и Святым Духом.
Св. Епифаний, часть 5, стр. 86.
И прежде всего пуститься в такую глубину мысли о Боге есть плод нечестия и еще более неистоваго ума. Ибо сказавши, что Он есть причина самого себя, или что Он сам себе дал бытие... Ужасаюсь и трепещу, следя за твоим нечестивым рассуждением. Оставь это, оставим и мы всегда основательно и праведно имеющие мыслить о Боге и веровать, что Он всегда был Богом.
Там же, стр. 163, опровержение 1-е против еретика Аетия.
И при конце, пиша к сборищу своему (еретическому), которое называет борцами, Аетий не оставил употребить столь нечестивыя слова, но и в приветствии показал свое чуждое истны учение. Ибо говорит: невредимыми вас да соблюдает саморожденный Бог.
Св. Кирилл Иерусалимский, Огласительныя поучения, слово 4, стр. 47.
Посему прежде всего в душе вашей да будет положен в основание догмат о Боге, именно, что Бог только един, не рожден, безначален, непреложен, не изменяем, не рожден от другаго, и не имеет другаго преемником жизни, не во времени начал жить и не скончается когда-либо. И еще, что Он благ и правдив.
Новое учение.
Дух святый есть Бог, разумом и волею одаренный.
Митрополит Платон, Богословие, часть 1, параграф 5, стр. 4, изд. 1819 г.
Бог не зависит ни от кого не может не быть, следует, что Он есть един... Следовательно, Дух наичистейший... Дух есть существо сложения непричастное, разумом и волею одаренное: такое существо по превосходству есть Бог.
Древнее учение:
Св. Кирилл Иерусалимский, Оглас. поучен., слово 4, стр. 47, изд. 1893 г.
Бог предвидец сущаго, Он свят, Он вседержитель, всех превосходит благостию, всех больше, все премудрее... Ибо должно веровать, что Бог во всем совершен, по слову Спасителя: Отец ваш небесный совершен есть (Матф., гл. 5, ст. 48).
Преп. Иосиф Волоколамский, слово 1, стр. 88, изд. 1896 г.
Дух истинный, иже от Отца исходя и сам Бог сый, существа Божия имея и состав свершен.
Св. Кирилл Иерусалимский, слово 16, стр. 221.
Посему Дух Святый есть наивеличайшая сила, Он Божествен и неизследим: потому что жив, разумен, освящает все творимое Богом чрез Христа...
Евфимий Зигабен, толков., на псалом 146, ст. 5, стр. 1138, изд. 1898 г.
Велий Господь наш, и велия крепость его, и разуму его несть числа. Толк. Нет, говорит, числа и количества премудрости и разумения у Бога, то есть, никто не может знать, сколь велика премудрость у Бога, потому что она превосходит всякую меру и всякую количественность. Посему не ищи, возлюбленный читатель, сколь велико Божие знание и какова Божия премудрость: ибо как нет предела и конца величию Божию, так нет предела и премудрости и знания его.
Св. Епифаний, часть 5, стр. 221, изд. 1873 г.
Не нуждается в разумении Божество, которое есть само разум, и не нуждается в премудрости, как само премудрость.
Апостол Толковый, зач. 107, лис. 412.
Апостол. Кто бо разуме ум Господень; или кто советник еу бысть; Или кто прежде даст ему, и воздастся ему; Златоуст. А еже глаголет таково есть. Тако зело мудр есть, яко не от другаго некоего имать, но сам источник есть благости... Ибо богат сый, не требующи ничесоже от некоего прияти. Тако же и премудр, не требующи ни от кого же совету, сам сущи един богатый и премудрый.
Св. Кирилл Александр., на прор. Исаию, час. 7, гл. 40, ст. 12, стр. 320, изд. 1889 г.
О! Глубина богатства и премудрости, и разума Божия, яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его. Кто бо разуме ум Господень (Рим., гл. 11, ст. 33 и 34); Толкование. Ибо если подлинно Он есть премудрость и сам подает мудрость всякому уму и сообщает свет разумения разумной твари: то как Он может иметь нужду в другом, или каким образом кто-либо может подать ему совет или сделать порицание;
Блаж. Феофилакт, толкование на послание к Римл., гл. 11, стр. 162, изд. 1866 г.
Будучи премудр, Он не от совета с другим заимствует премудрость, но сам по себе был и есть самодоволен.
Св. Епифаний, часть 4, стр. 314, изд. 1880 г.
И если кто, слыша о премудром Отце и премудрости Сына его, сию самую премудрость признает по сущности неподобною премудрости премудраго Бога, таковый, как непочитающий премудраго истинным Отцем премудрости, анафема да будет.
Благовестное евангелие, от Луки, зач. 8, л. 29 об.
Возрастающу же (Господу), являшеся Божия слова мудрость... Не приемля премудрости. Что бо совершеннаго будет совершеннее;
Кириллова, Богословие о Святей Троице, гл. 37, лис. 426.
Аще кто о Отце и Сыне добре верует, а о Святом Дусе не праве имать, еретик есть.
Никон Черныя горы, сл. 2, лис. 11, изд. 1672 г.
Аще мы или ангел с небесе благовестит вам, паче благовествования нашего, анафема да будет, анафема же, по сказанию святых, отлучает человека всякаго от Бога и прилагает его диаволу.