старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Последние времена

Учение Евфимия [1]

НАСТОЯЩЕМ В ДРЕВЛЕЦЕРКОВНОМ ПОСЛЕДОВАНИИ, НЕСОГЛАСИИ С АНТИХРИСТОВЫМИ ЖРЕЦАМИ"

О нечестивом и злохульном Антихриста повелении (указ), «где именуются потаённые раскольники явились бы к подаянию сказок и приходя в раскольнический оклад писались: дается им свобода тое содержати без притеснения». Тако завистник враг воздвиже бурю на церковь Христову, свое богомерзкое учение, яко апостольское святых содержание воспроповеда, помышляя окаянный, яко воцарися на земли и огласи последователей древлецерковному святых учению раскольниками прельщенными и еретиками погибшими. Подобно и духовный его собор, гортанию своею блюя, тоже на церковь Христову смрадная испущает, коя неудобно есть и писанию предати. Святую соборную и Апостольскую церковь нарече прелесть бытии раскольническую, а Никонианскую веру – православную[2].

Прежде же первые ревизии, до I-го императора, не бе в Российстей державе людям описания, ни подушнаго сбору, ниже народного удержания, но яко кто восхотев, куда отлучися[3]. Он же на последующих великороссийской церкви, яко на православных, дани семь гривен положи, а на удаляющихся Никоновых новых преданий, яко на раскольников церковных, двое положи[4].

Таково их похуление веры Христовы значит самое бытии отвержение Спасителя Христа. Сего ради записания во всех ныне согласиях имеющегося, за жрецами антихристовыми укрывающихся, мню тоже, отвержение бытии Христа[5]. Чесо ради первейший от всех вселенских и поместных соборов рече: весьма от всякого еретика же удивси живятся, сим же (т.е. укрывающиеся за АнтиХристовыми жрецами) от состава удов оных отвергошася, не к тому прибывающую имут благодать Св. Духа: еже убо сами не имут, како иным преподают? И Василий Великий повеле второе крещати воздержницы: не паче ли же следует вторично крестить приемших раскольническую хартию, юже даде им Антихрист?

Тее из христиан, укрывающихся за нечестивыми жрецами, или за Никонианскими попами, кому востребуется нужда куды проехать, для проезду, дабы не задержанным быть, яко беглым, первее приходят к ту сущим вкупе живущим нечестивым и кланяяся просят, во еже бы дали им отпускное письмо, для взятия печатного паспорта, тоже приходят к сельскому попу яко к своему духовному отцу и кланяяся просят его руку приложити; от него приходят в государев приказный дом, вручают паспорт обывателем ту сущим, имущим образ некоего зверя[6] и даются им печатные паспорты не просто, но вся уды их списав, и тако вземше сия не осудишася ли христиане за сравнение с злочестивыми?

Егда из купцов записному куды нужда вскоре востребует проехать, то он взяв чужой паспорт у самого Никонианина, щепотника[7] суща, его именем проезжает и бывает с ним единоверный и единодушный, понеже и объявляет себя по нем сего и сего града N.N., 2 гильдии купец, или мещанин: подобие Никонианину, не подлежат ли таковии наказанию[8]?

Премногое ныне множество по России размножися согласие Федосеево. Основатель Феодосей Васильев. Он прия в свой закон Никонианскую титлу на кресте Христове: I.H.Ц.I.[9], яже просто человека бытии прообразует, аще и царя славит, обаче не всея твари царя небесного, но земного, Иудейского; яко же бо Несторий еретик нарек Божию матерь Христородицею, тако и сей цернородицею[10]. Еще браки еретические и поганские, до веры состоявшиеся, прия в закон свой и по крещении сих за правые и церковнозаконные имети повеле и мужа с женою в веру приходящих чадородием житии попусти[11]; иноческий образ отметаше и брашно продано на торгу, яко от неверных доспетое, скверно и нечисто вознепцева и раскол учини в лето 7214/1768 г[12]. Чему подлежат за сие мудрование?

Еще есть согласие «Новомонастырских»[13], еже явися в лето 1748 (1742), и прия Богомолие за иноверные лицы в тропарях и кондаках, и оных благочестивыми, благоверными, православными, крестоносными и христолюбивыми именовати а неприемлющих[14]сего Богомолия Галилейскими еретиками оглашают: коим убо правилам повинны, яви от писания?

Прежние же больше скитские Поморские отцы, иже о древнем благочестии к великороссийскому Синоду ответствоваша[15] и на глас раскольничъ от Синода и от императора в записке своей отвещаша сице[16]: мы в древлеправославныя церкве преданиих никоего раскола не сотворихом, но тая опасно соблюдающее пребываем, сего ради несть мы расколотворцы и в подорожных письмах извествоваху себя староверцами, скитскими жителями и пустынножителями. Не подлежат ли за сие зазрению? (старомонастырщики).

Еще согласие именуется «Новоженское», наставник ему Москвич Василий Емельянов[17], иже к совокуплению брачному, жениху и невесте сошедшимся, повелевает начало положити и тако можем совокуплятися. Чему убо они подобьны: отступником или беззаконником?

Еще над сими имеется согласие, извествующе о себе последовати отцу Филиппу, иже изшед из обители Поморския[18], показанного ради Богомолия (за неверных)[19]. В показанной выше записке (поморских отцов) Филипповы извествуют себя проповедниками бытии веры, а раскольническое подписание отвержение веры и таковых (т.е. Старо и Ново-Поморцев) яко не правых мудрователей еретиками осудиша быти, да и в сие последнее Антихристова гонения время, странствуемое согласие, множайшим еретикам уподобиша. За такое разумение чему повинни, яви от писание[20]?

Сии согласия, разнствующее мудрованием, и свое содержание спасительнейшее всех извествующе, не в единомудрственных не обнадеживают спасение получити, а крещение вси сии друг от друга за православное приемлющее, мнози бо учители в самовольстве обретаются, крестят и кают и настоятелей запрещают; и вси сии согласия один от другого приходящих малым неким исправлением или единем началом приходящему к ним извествуют духовную благодать прияти: Не повинни ли они по суду церковеных правил паки покрещиватися?

В сие последнее время не можно житие свое от насилия вражия управити в вере, чего ради мнози людие, в познании древнего благочестия сущее, зде в Ярославской стране и в самом граде, еже мню и по прочим странам бытии, обаче зде множое видится, таков разум имущее. Кому уж близь дверей смертных бытии, то первее он или она потребует к себе духовника от Никонианские церкви[21], – той же пришед исповедав его или ее, причистит и маслом пособорствует, потом же паки от староверцев крестителя призывают, мня от него всю скверну Никонианскую отмыти. Прием же исправление (крещение) скрывают е, яко ничто же сущее, да не какое познано явится: тако и по крещении устрояют сына Великороссийския церкви разумети, а с ними и креститель он согласная исполняет и вся своя исправления тьмою неведения покрывает и по крещении тело отдается  на погребение скверному Антихристу: сие творимо видится в Феодосеевых и в Филипповых. Таковое крещение вменится ли в крещение, яки от писания?

Убо в настоящия последние дни сея Антихристовы прелести, кий путь спасительный сущим в вере прообразовася? Пространный ли, еже о доме, о жене, о чадах, о торгах и стяжаниях попечение имети, или же тесный, нуждный и прискорбный, еже не имети града, ни села, ни дому?

Надсловие. Егда приял еси от Бога талант, да не скрыши его, и сии наши вопросы разреши достоверными от святых писаний свидетельствами и тем да упразднится сумнение.

(до селе из разглагольствования Евфимия, 7292/1784 г. 28 марта)

 

 

***

 

1. «Образ зверя» (Апокал. Гл. XIII, 14) сотвори патриарх Никон, его же Лжепророком, заступником и предтечею Антихристовым писание нарече, зане он, по принятии престола Патриарша, а трею летых, егда правоверен ся твори, присно беседуя с Сатаною, поучаем им о низложении древнего благоверия, еже како св. книги отложити, а вместо их своя новая начертав, церквам всей России предати, и егда улучи царя в том согласни, аще бы в исправление лучшее тыя привести, обольстив его; ему же повелевшу абие напечата их церквам и монастырем, во исправление службы, действуем бесовскою силою губительною, разсылати тыя нача по всем Епархиям, и аще кия и не хотящее, обаче приемлющее я, службу по них совершаху, кроме Соловецкия обители[22] и прочих малых. Сице образ зверя сотвори он лжепророк и уготова царя непоколняющияся ему избавити, еже и бысть в Соловетцей обители отцех их же тогда до 500 братий горькою смертию жития сего лиши, посланием войска на обитель.

2. Никониане последнего Антихриста по Апостолу грядущего ждут, яко бы еще не прииде, не по писанию бо изыскивают вещь. Понеже с 1666 лета (год собора и введения исправленных книг был не 1666, а 1667-й), другому Антихристу последнему уже не сказуется бытии на земле, но всех со оного числа (лета 1666-го) льстец прельстит и смутит и от правды отведет.

3. Имя бо Антихриста 666 (Апокал.). Он был на 1000 лет связан (гл. XX, 2); По сем развязан и сие власть Римскую являет; возвратися бо на 1-е свое возлюбленное место и нача отступление папежено, егда исполнися 1555 лет бысть отступление унитов[23] к папе, иже предтеча Антихристу наречеся, а по исполнении 1666 лет наста день Христов, день брани с Диаволом; при Антихристе бо с самем Сатаною братися имут, иже и воцарится по Ефрему, во всем мире.

4. Св. Кирилл Иерусалимский, яснее изобразил глаголя: се ибо, рече, во имя Симона Петра имать всести гордый князь мира сего Антихрист. Самого бо Петра во оно время назва сатаною, но Петрово отвержение Господь молитвою исправи.

5. Св. Ефрем рече: егда последний Антихрист придет, ничто же заповедает истинно или здраво, но вся ложна, и законопреступна, и Богопротивна.

6. Император нашиваше на плещах их (староверов) козыри червленые с словами (еже есть: еретик, раскольник, отступник) и наложил на них двойной оклад за отвращение от святой его церкви.

7. Обаче егда священная бывают под властию ратных, по слову Никона Черногорского, перестают бытии священна – сице глаголет он же: погани и царством земным владеют и места святые обдержат, но верою Христовою един царствующий Христос Бог владеет.

8. В последние дни, по Св. Мефодию[24], над всеми 4 частями мира воцарствует Диавол … и непрестанно будет искати работающих Господеви. Тогда и пустыня овдовевшая от жителей своих будет; тогда напишут вся пределы земные… и камение и плодове земные и труды и потове делительны… и приносимая святым и злато и сребро и камение честно… и вознесется сердце их, дондеже не воспросят от мертвых дани… и пустыня овдовеет своих жителей пуста имать быть спасаемых…

9. Не явственнее ли таковое Антихриста одержание являет бытии в 1-ю опись народную, егда I император описал всех человек и разделил их на разные чиныим же размежив землю, леса и воды, даде я в наследие комуждо их[25], откуду и дань потребовася от умерших… и нача посылати в пустынныя места оных властей своих губительных искати безмолвных работающих Господеви киих прежде благочестивии царие (7) почитающее и принося к ним потребная, благословение от них приимаху… он же иде же обретая их грабленник им сотворися… мучаше и смерти предаяше[26].

10. Абие исправися змий седмиглавый в полности он бытии, его же нарицают Диаволом и Сатаною. Главы же его являют бытии седмь смертные грехи, ими же он сам осьмой царствует в человецех: 1-я глава его – зависть, 2-я сребролюбие, 3-я блуд, 4-я чревоугодие, 5-я гордость, 6-я гнев, 7-я небрежение, и таковыми главами своими он черный и десяторогий, пожре тогда покоришихся ему, им же, выну поучавшимся житию пустынному начемшим нощеденствовати и советоватися о языческих обрядах, как домы строити, купли деяти и торги распространяти и имение ноживати и прочие страсти мира сего. Как же тогда взакони той император, обычаи его и доныне исправляются, со всякою строгостию хранятся наблюдаеми.

11. Паде, паде град великий Вавилон: зане от вина ярости любодеяния своего напои вся языки… Вавилон всего мира смешение, Вавилон Антихриста тело, т.е. все послушающие его. Нецые глаголют раскольнических и потаенных раскольников не принимать и книг противных правому Святой Церкви мудрованию, как печатных, так и письменных отнюдь не держать… Сице оный зверь не токмо посрамя проведание спасаемых раскольническою прелестию, но и Св. Богодухновенные книги оглоголуя (называя) раскольническими прелести и соблазну учащими зрится, а свою еретическую церковь святу. Богохульно рече бытии, но аще бы он не изрек хулы оныя на правоверие не бы убо спаслася всяка плоть, все бо впали бы в его прелесть яко во мрежие рыбы[27].

12. Егда бо оный Император запрети сие, тогда он седмиглавый исправися в человецех (т.е. явился во всем величии семиглавом, см. п. 10) и воцарися на земли; понеже егда и располояш дань подушную, потом же и друг на друга ротоборствовати межи бо яко границы чуждым землям устави, аже комуждо глаголати свое: Сей же глагол Св. Златоуст проклятый и скверный нарицает; глагол: мое от Диавола, рече, введеся; вся вам общая сотворил есть Бог[28].

13. Отнеле же, егда тако удержаны врагом человецы при имениях своих, яко же мравия неусыпно тщание возымеша, как большая собрати, и сего ради оттоле начаша бывати обманы неправые меры, неистовые весы, и во всякую вещь неудобные примеси: родишася божбы и клятвы, жаждательства имения, ненависть, зависть, вражда и драка и междоусобные брани до свирепства, обиды до грабительств, все сие оного ради запрещения и разделения: кому оный император надели много, кому мало, иному же ничего же дав, токмо едино рукоделие имети повеле.

14. Реченный Кириллом [Иерусалимским] гордый князь мира во имя Симона Петра Антихрист, егда переписал народ и взаконил Богопротивные обычаи, тогда воцарися вполне, дотоле бо подобен бе Князьку[29] некоему, потом же подчетверта лета царствовав, скончался в лете 1715[30] Августа дня, устроив оному мысленному Антихристу дом царствующий, повелев указом 1722 г. В 5 день Февраля признавать объявленного им наследнике.

15. Гордость же, по Кириллу не от иного чесого рождается, точию от богатства, яже император оный введе и почти[31], им же и Диаволе строение в синаксари изъявляется в неделю мясопустную, идеже приводится апостольское слово: тогда открыется сын беззакония и пагубы во всякой силе, знамении же и чудесех, иже кто церкве его (см. п. 11) удаляяся бегает, тот еще не поклонился Антихристу, сие блазь есть: токмо немощи ради своея сице глаголют; яко же бо царство Христово внутрь нас, и Бог истинною царствует в нас, егда ничто же мирское царствует в нас, душа бо свята, по псал. 46, престол Божий есть, и по Макарии[32], ум наш престол Божества мнится, сего ради и рече: да не на престоле Божии Диавола посадить: тако на сем престоле Божии поселяется оный враг, егда ум склонится вниманием на вещи суетные, зане Господь в суетных не пребывает, ниже на ня призирает, по пророку. Почему он Князь мира сего, и наречеся Царь Вавилонский.

От лета 7220/1712, егда первым императором очинися опись народная, тогда он нача повсюду искати беглых, коего иску прежде не было, аще и мнози быша по пустыням скитающиися отцы и близь неверных властей пребывающее, обаче таковаго злейшаго их иску и гонения не бе; зде же непрестанно содея враг всюду искати: онех бегствующих мира хватати и связав в темницах заключати, дондеже покори во область свою темную, ни старого бо и измозжалого остави на воле своей спастися… сего ради и подвиг спасаемым оттом претерпевый до конца спасется.

Зверь же Антихрист наречется, тело его всех отступников знаменает бытии, по подобию тела Христова, якоже тело Христово, вси правоверные людие, по Апостолу сказуются, тако и тело того зловерении людие нарицаются. Обаче тело его на 3 части делится: на образы, телесы демонстии и трупы мертвые; образ зверин являет гражданская власть, у ней же вси человецы в покорстве состоятся, иже бо властелем сим покорится зверю и образу его, сиречь Диаволу поклонится зане оный зверь Диавол есть, неотступно в образе своем пребывающ. Телеса демонская яве духовная власть изначала разумеется, яко же глаголет св. Ефрем: прием бо безстудный власть, демоны послет во вся концы земные, яко да проповедят всем яко велик царь явися со славою; се бо телеса демонская в проповедницех его заключишася, зане демони видом черни суть. Мертвая же трупия весь общий народ оказуется: зане во время царства Антихристова по всюду по вселенной будут мертвых трупия лежати, рече св. Ефрем. Понеже и душа мертва глаголет бытии тогда, егда пусту оставит ю Дух Святый, а егда вовсе Бог оставит, абие место оно бесом жилище бывает, рече Златоустый.

Указом 1722 г. Повелел всех раскольников обязать сказками с подтверждением лишения имений и ссылкою на галеры, да будет сам токмо (записавшийся в оклад) в расколе, другими же о той раскольнической прелести разговоров и учения, не токмо посторонним, но и в одном доме живущим никому отнюдь не произносить и никакими способы к ней не привлекать.

По разуму учителей об Антихристе: человек от блуда родится и все сатанино действо подымет и угодит людем и Божественная писания пройдет и посту навыкнет, и царь проповесться и (яко сын девки Еврейския) возлюбит еврейский род и во Иерусалиме уставится и церковь их воздвигнет, придут тогда, по Даниилу, Енох и Илия проповедующа людем не приимати его, сей же ем их умучит, и главы отсечет, благочествовати же извольшии далече отбегнут, их же в горах обрет с бесы искусит, умаляет же ся семь лет онех ради избранных, и глад будет велик яко потребитися в мале убо всем. По сих же яко молние пришествие Господне будет.

16. Вонмите же, любимцы, слово: егда он удержав народ в мирском смущении и мятежи, путь же Христов спасительный загради обыноща человецы чудитися и похваляти, чтобы он нисоделал: колико благ он и благоразсудителен; но вся его знамения чудительная ложна суть и не полезна душе, зане и православный мир его тьма и Вавилон и Египет и двор Христораспинательный и прелюбодейца наречеся.

17. Оный же император введе и почти сии нечистоты, сиречь три страсти: стяжание богатства, самолюбие и сластолюбие. А еже во Иерусалиме уставится и церковь жидовскую воздвигнет, то о сем во Апокалипсии писано: сядет он, рече, в древней жидовской церкви, обновив ю, и творяся яко Бог, сим знаменается похищение им духовные власти, яко неподобательное ему, подобное Иозиеву похождению. Сядет бо, рече, в церкви: первоседательство его являет бытии, творяся яко Бог: бози же всякое, патриарси глаголеми суть, а церковь собрание[33] (Синод) оказуется, яко же и пророк рече: возненавидех церковь лукавствующих и с нечестивыми не сяду: сице и глаголема церковь есть собрание лукавых и нечестивых.

18. И зде еще разумнее вонмите вещь: егда бо оный император умысли Елинские и Латинские и прочие языческие законы устаменяти, яко се: брады брити, платье немецкое носити, власы растити и плести косы, банты привязывати, петли на шеях имети, пукли связывати и лаверж салом намазывати, и мукою главу припудривати[34] и табак носом пити и устами курити, и со псы из единых сосудов ясти[35], и всяку давленину и звероядину употребляти, и прочая тако поганская деяти, а древние останки благочестивых обычаев до конца истребити – исполнися реченное: и глад будет велик.

19. Тогда убо прежде сего ону преимущую надо всеми власть упраздни, сиречь патриаршее лице отстави, яко хотящее в намерениях онех языческих дел ему препятствовати и состави Синод, сиречь собрание к рассуждению совокупи: четырех бо Екзархов, поборников себе, в такое же присутствие тогда избра, папежского отрода, сущих обливанцев[36], и табачников и усоподсекателей: Стефана Рязанского (Яворского), Митрия Ростовского, Федосея Новгородского и Смоленского шляхтича; сам же в них 5-ой седе, в лице оного патриарха рассуждати духовная: и се являет сидение его в церкви жидостей, жидовство бо не ино что сказуется, точию идее же истинного учения Христова не приемлют: там обо его распинают.

И тогда убо оная духовная власть ничтоже нача без повеления его действовати, яко же и ныне видимо есть вся бо воля отъяся от духовных гражданскою властию, не могут бо воспретити и отлучити от своея церкви ядущих в посты и в постные дни мясо и имущих жен наложниц, или в операх творящих беснование на воскресные и господские праздники, всуе бо о постех и воздержании и целомудрии и прочем проповедают.

20. А еже обновляет он жидовскую церковь, есть сице: понеже при оной патриаршей власти, якоже древне правовернии, от всякого неподобного удержахуся отлучением и наказанием, запрещаху бо ся и епитимиею обличахуся грешащии и сие тяжко бремя отступником бе; он же абие пришед тако седе в церкви их и даде слабое и легкое им житие имети, еже вне оного наказания и запрещения им бытии; эпитимство бо оно и отлучение упраздни, и каждого, аще и зело тяжки грехи на исповеди сказующего, причащати своим агнецем повеле. И се знаменает обновление церкви жидовские, яко же бо Иудеом оной закон токмо в догматех соблюдеся, сей вся остави древние обычаи до конца и истреби и отложением казни церковные каждого понуди приити во вся страсти и грехопадения.

21. Илия же и Енох суть обличники Никоновы ереси: Павел епископ Коломенский, протопоп Аввакум, преподобнии отцы Соловецкие и прочие многочислении, коим оный император ово гортань оловом заливая, ово же уста кляпами забивая, да не проповедают слова поучающее люди, к нему во область не впадатися. Иным же проповедником слова отсече главы: сиречь веру отыя во Христа Бога, глава бо верным есть Христос и вера.

22. У Никониан крыж в лице креста Христова состоится, Несть бо се крест еже в сложении перст, но тайна св. Троицы и двойственное смотрение Сына Божия исповедается онема двема перстама, яко же графиею некоею или тростию предаша нам св. Апостоли, а св. Отцы на своих челех начертовати крест Христов и на нем распятого в двою естеству исповедать; двема бо персты Сын Божий прообразуется в двою естеству, страдавый на кресте, кто убо крест сей неистово изображает; не возносит руки на чело, живот, правое плечо и левое, той по сказанию большаго катихизиса, имать приятии на чело свое и на десную руку свою Антихристову печать: идее же бо света лишение, ту бывает тме пришествие.

23. Св. Андрей[37] истолкова: начертание даемое зверем на челе и руце, согласие с противными словом и делом в мудровании и отступлении. Вступившие бо в оклад раскольническ – Антихриста обоготвориша яко правоверна, себя же зловерных и отступников нарекоша бытии.

24. Мнози же ныне именем раскольник, яко безчестным и церковию отверженным нарещися ужасаются, чесо ради не хотят и объявити себе сказкою: (заметка на краю: Федосеи и Филиппоны[38]).

25. Егда доносят, яко он сице (такой-то) не приимаше Таин, тогда не хотя оставит дому и разлучитися с домашнии, идет еще и поневоле и причащается: не едино ли тело с ними (Никонианами) бывает? Егда некто от них речет: ты раскольник, во церковь не ходишь, Таин не принимаешь, он оправдая себе, глаголет: аз в церковь хожу, вся тайны ее приемлю, есть ми отец духовный и имя мое в книгах написано: сим сравнением, аще и по всему христианин есть, творит, творит себе еретика[39].

26. Несть тою видети в писании, егда бы познав истину человецы, у нечестивых властей своих спрашивались, да позволят им веру Христову имети, не содеяша бо веру во Христа раболепну! Вы же (Федосеевцы и Филипповцы) егда во 2 и 3 ревизии требовасте, да позволят вам ону имети, безстудное и скверное дело сие являет бытии. Имя бо Христово преславно и свято пачеже и Христоименито есть сего ради и мы Христовы люди нарекохомся.

27 Сам Бог пророкам бегати заповеда, глаголя: бежите от среды Вавилона, сиречь мира сего. Иже бо восхощет друг бытии миру враг Божий бывает (Иоанн Лествиничек. Гл. 14). Сего ради и Христос Сын Божий в последние дни, не оглядываясь назад, яко жена Лотова, от прелести мира бегати повеле.

28. В той день пришествия Антихристова свей на крове, еже есть на высоте добродетелей, да не слазит, ниже ослабеет… не домовное и стяжательное тогда житие, но кроме бытии глаголет писание.

29. Защитников вражиих – змиевых св. Даниил Митрополит нарече лукавыми бесы и самем Сатаною, зане достояние им за своего владыку старание имети.

30. Созерцайте убо крест себе, и разумейте кто есть Христораспинатель, и узрите всякого того бытии, иже со еретики любовь и мир и совокупление имать.

31. Пишут лжеправедницы, яко речено в писании: у Даниила владеет вышним царством и ему же хощет дает е; у Исаии: тако глаголет Господь Бог помазанному своему Киру (неверному); у Ап. Павла: несть власти аще не от Бога ученины суть, Михаил князь Черниговский царю Батыю Татарскому сице исповеда: тебе, царю, вручено от Бога царство и нас десница Вышняго покорила есть; подобне и Александр Князь Невский тому же Батыю поклонися: понеже, рече Бог почти тебе царством; Св. Ап. Петр рече: повинитеся царю, яко обладающу. Князем, яко от него посланным, не токмо благим и кротким, но и строптивым, и паки Ап. Павел всяка душа властем предержащим да повинуется; в ветхом завете: Св. Даниил рече: царю во веки живи и проч.; в новом Св. Феодор Стратилат царю Диоклитиану глагола: радуйся царю Божественнейший, и инии святи многочисленнии иноверных властей хулити не дерзаху, чему последующее и Поморские отцы нынешним властем покоряхуся и честным титулом оных, аще и неверных во ответах своих нарицаху; писано бо есть. Князю людей твоих да не речеши зла, яко же и Апостол к Фирсту начальнику глагола: О державный Фирсте и пр. чему и нам последовати долженствует, и почитати власти, аще и иноверные подобает.

32. Разумейте, любимцы, неприличность к сему времени повестей лженеправедных: в начале бо Евангельские проповеди всюду бе власть языческая, а зде еретицы богохульнии обладаша и они тогда, языческие властителие, слуги токмо диаволи нарекошася, зде же о самом сатане по числу его (666) состоит слово, и не в покорение к нему святи верных утверждают, но на брань побуждают: сице бо кто слышится силен бытии да борется с Сатаною.

33. Они пси адстии, новыми своими книгами Господа Исуса присно лают, нарицающе проклятии, чертом, демоном, Навуходоносором мысленным и прочими хулении[40]; тако и крест его трисоставный (из певга, кедра и кипариса по реченному в 60 гл. Исаии), злословящее нарицают раскольническим и брынским[41] – и все святое богодуховное писание осудиша еретическим и анафемом предающее, и тако оных сынов гнева Божия пророк невежливыми словемы почитати я, но яко врагов истине повелевает ненавидети, глаголя ненавидящие тя, Господи, возненавидех, совершенною ненавистию возненавидех их, бо враги быша ми. Слышите, что глаголет св. Даниил Митрополит: буди ревнитель по Господе Бозе, не попусти еретиком хулити Христа Бога. Аще и пиеши с ними, покрываеши и заступаеши, како христианин наречешися? Ни какоже, но паче лукавый бес и самый Сатана.

34. По Св. Кириллу Иерусалимскому, аще кто достигнет времен после 1666 года на брань с самим Диаволом даже до 2-го пришествия Христова, глаголет бо: аще кто слышется силен бытии, да борется с Сатаною, не ослабляя церковных жил, страшливии же да бегают. И паки Ипполит (папа Рим.) глаголет: блажени, иже тогда воздвигнутся на мучителя… самого Антихриста попрут со победители будут и св. Ефрем рече: он прескверный не престая будет иский всех сущих на земли и в мори помышляя тако: яко воцарился есть, кои вещи и лице действующа есть настоящего времени избытия прияша (сбылись), яко удержательство беззаконника в мятежи суетном и иск его непрестанен есть крыющихся от очию его и на непокоряющихся (ему) лютое наводит томление, яко князь мира каждого влекущь под власть свою, и от спасительного пути отверзающ[42] и с оною владычицею мира блудити понуждающ: то по сему всякому разумно есть, яко верным кроме его покорения (т.е. непокоряться) являет бытии, понеже мир он суетный и при благочестии Вавилон и Египет и двор Христораспинательный и тьма его и любодейца наречеся и бегати его заповедася. Сего ради запрещает писание таковому льстецу и гонителю покорятися, не покоривыйся, бо мучителю спасется. Сей же гордый князь мира о сребролюбии пещися понуждает: явственна его погибель состоит.

35. Наконец бежав от Антихриста должно перекреститься. Вси бо иже во имя сатаны погружаются[43], обличаются в студ и срамоту и кто в Антихристову купель слазит – не водой измывается, но яко в кал главня омочается и выходит из не и скверней и смрадней.

 

 

ИЗ ПОСЛАНИЯ ЕВФИМИЯ К МОСКОВСКИМ СТАРЦАМ ФИЛИППОВСКОГО ТОЛКА 1787 г.

 

Апокалипсичный (глав. XIII) зверь есть царская власть; Икона его – власть Гражданская, а тело же его – духовная.

В имени Патриарха Никона число зверино 666. Ибо он по гречески в бельцех Никитиос (н = 50, и = 8, к = 20, И = 8, т = 300,  = 10, о = 70, с = 200) речеся. При нем совершилось падение вавилонское, т.е. всемирное отступничество от православной веры, чрез введение везде богохульных книг его (в Цветнике Евфимия он именуется Лжепророком, предтечей Антихриста. Апокалипсис гл. XIII, ст. 5, 6, XVI, 13).

Прииде же и последний враг Божий, чувственный Антихрист[44], на великороссийскую седее державу, поплени вся храмы Божия, пусты сотвори вся церкви Христовы.

Кто убо есть скверный оный чувственный Антихрист? Не инаго мню, разве Петра Первого врага же Божия последнего; о нем бо ясно св. Кирилл Иерусалимский рече: во имя Симона Петра имать всести гордый князь мира сего Антихрист.

В начале бо указных повелений своих рече: мы, Божиею милостию, Император понеже (с ним) в еретическом провозглашении и Диавол провозглашается.

Яко же бо в Сатане число имени его знаменает Титин (т = 300, м = 8, т = 300, м = 8, и = 50) 666, тако и в Петре властительное имя его Император тоже показует 666. Понеже Петр не прият на ся царского имени; восхоте по римски именоватися император, а в Римлянех оное императорское именование без м состоится, якоже то показуют троязычные буквари сиречь император (I = 10, п = 80, е = 5, р = 100, а = I, т = 300, о = 70 и р = 100).

Исчислив обое Титин (сатана) и Император узриши (в том и другом 666).

Начатие скверные печати онаго чувственного Антихриста, налагаемой на телех человеческих (Апок. XII, 9) от начатия оным императором народные описи знаменает быти. Понеже до сей описи человецы свободны беше. Он же описавшийся народ в груду собра; хотя его во власти своей удержати, по реченному Ипполитом (Рим. папой): Антихрист соберет расточенные люди.

В оной описи по сатанину велению, в двойный по расколу, оклад записатися повелевает.

Для народного описания посла чувственные бесы, глаголившие повсюду о нем, яко о Боге своем: царь велий явися всей земли, – и ложны отступническое Никоново учение православным быти проповедавших. Проклятую же мерзость запустения Православием нарицати отнюдь не возможно.

И по реченному тогда беззаконный вознесется сердцем и соберет бесы во образе человечи и сотворит из них себе начальники, будет жесток, гневлив, нагл, лют, яр, нестроен, страшен, ненавистен, мерзок, мучитель лукав воззовет гласом крепким: кто силен якоже аз, по Ипполиту, возглаголют повсюду царь велий явися… придите, видите крепость его в силу, сиречь: дияволя власть полная, егда сей враг поплени последнее наследие Божие Российское царствие, тогда наречеся царь бытии всей земли, его же разсыльщики чувственные бесы, проповедаша крепость его и силу величества полномощную: новый Бог дает вам вино, богатство многочисленное и честь, роскошное и славное житие, плоти угодное, а не путь Господень указует нужный и прискорбный, ведущий в царствие небесное, но закон новый, разслабляющий, плотолюбивый, пьянственный, раскольный, свинский. По Ипполиту: тогда даяния чести и богатства, балы, пиры и всякие роскошные прохлады, взаимные воздравствования.

После описи 1722 года потребовала подписки: дабы записавшиеся в двойной оклад, по расколу, своей раскольнической прелести никого не учили и книг древних не держали, яко прелести и соблазну учащих, которой подписки, мнё никтоже избежа тогда, кроме Поморских отцов.

Прославляя он своего новоявившагося Димитрия Ростовского Чертотворца глагола: православия учителю, раскола искоренителю. Но вникните в его Богохульную книгу розыск и познаете: яко наченших последовати святым старопечатным книгам раскольниками да еретиками нарече, зане, по откровению Богослова (Иоанна) из единых его уст исходящие духи, яко жабы (Апок. XVI, 13); вси они в едином лице змиевы гадины познаваются бытии, им же всем глава седмиглавый змий. (Апок. гл. XVII, 3)

Учредив с хитростию запасные хлебные магазины, льстец он дает малые снеди печати[45] ради тоя скверные. Подобно сему зверю издала указ Анна Ивановна в 1731 году. Сему же подобится и дщерь того Петра – Елизавета: в 1745 году того же зверя расширяя уста вещает: Благочестивейший Государь Император Петр Великий ко обращению гибнущих душ на путь спасительный многая употреби тщания в 1714 и 1716 году соизволив повелеть: раскол описать и положить в оклад, дабы осмотряся и уразумея свободно, к пути спасительному прибегнути.

Такожде и в указе (Императрицы Елизаветы) 1744 года сказано: как называются, так и пишутся ложно староверцами, каковое название до раскольников, яко до недоверцев крайне не принадлежит: ибо они не в дальних весьма временах от правого пути и древней святои церкви сами отщепились. Подобно же в 1745 и 1764 г. Взыскуемы быша повсюду потаенные раскольники, сиречь знаменовавшиеся двуперстным знамением.

Сим отступническим именованием оного Антихриста обоготвориша православным бытии, внегда он преобрати святую Богодухновенную книгу Псаломскую, в Богохульную нарицая[46] тех кои знаменают себе двуперстным креста знамением, арианами, македонианами, несторианами и армянами проклятыми: Сицевый хульный глагол на Христа Бога за оное владычнее знамение! Проклятием и анафемою сын Геенский он облагает их!!

В предоброй же книге избранной от св. Отец, изданной при царе Михаиле Феодоровиче, в благочестии сиявшем и закон Христов добре хранившем, еретиками и раскольниками названы Римляны и Латины, Лютеры и Кальвины их же обычаи он введе.

Того ради не повелено оному льстецу и гонителю повиноватися и покорятися воле его; слушай бо повелений онаго чувственного Антихриста слушает самого Сатаны.

Спасется лишь непокоривыся мучителю; до самого дне судного непокоривым бытии Антихристу повелено.

Покорившиеся же ему (вышеприведенному указу 1722 года) трижды отреклись от Христа, ибо назвавшись раскольниками, Никона отступника со всеми последователями правыми быть разрешиша, ересь его оправдаша, и весь собор святых с самим Господом осудиша, сиречь его учение похулиша. У нечестивых бо просиша, дабы им позволили веру Христову приятии, яко некую купленную рабу.

Святый же Кирилл Иерусалимский не могущим против врага стати бегство проповедует имети, глаголя: Страшливии да бегут, того ради достоит таитися и бегати, или с ним на брань вступити, по тому же Кириллу [Иерусалимскому].

Тем же и Пророк рече: сеете в тлю семена ваша, всуе, страждущее, труждаете нивы ваша (т.е. всуе теперь трудитесь), созиждут грады и не имут пожити в них, насадят винограды и не имут вкусити от плода их и вина их испити.

 

 



[1] Основателя страннического согласия. Выписано из Цветника, представленного М.В.Д. 1852 г. Это учение Евфимия напечатано в 4-ом томе Сборника Кельсеева, изданного заграницей. – Эти Сборники распространены между староверами в большом количестве.

[2] Евфимий осуждает запись древлепраславных христиан в списки так называемых раскольников. Он подразумевает, что запись в «раскольники», совершенная для ухода от социальных и религиозных преследований, фактически ведет к признанию самих себя раскольниками и еретиками. Поэтому зная о реальных и жестоких преследованиях Евфимий призывает проявить мужество и стойкость не только в исповедании веры, но и в общественной жизни. Вкратце история вопроса такова. После раскола, русской Церкви, на приверженцев истинной веры были воздвигнуты страшные и жестокие гонения. При Петре Первом указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, под условием платежа двойного оклада, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Проповедь истинного учения каралась со стороны власти и господствующей церкви смертью или ссылкой на каторгу. Антихристова власть издевалась и над самим обликом староверов, их заставляли носить особую одежду: мужчины – однорядный кафтан с лежащим ожерельем и сермяжный зипун, с стоячим клееным козырем красного сукна, женщины – опашни и шапки с рогами. Староверы могли носить бороду, но за нее полагалась отдельная подать. При императрицах Анне Иоановне и Елизавете Петровне староверов силой заставляли молиться за царя (закон 1738 года), они насильственно привлекались к отбытию солдатчины. При всяких отлучках с места жительства староверы обязаны были брать паспорта, при чем проводилось строгое следствие о причине и месте отлучки (закон 1745 года). В этом же году им было запрещено называться «староверцами, скитскими общежителями и пустынножителями», велено было называть старовером самими себя «раскольниками», на что, естественно христиане пойти не могли. В 1752 году, был повторен указ Петра Первого, чтобы нашивать на верхнее платье раскольников медные знаки с надписью: «борода – лишняя тягота, с бороды пошлина взята». В 1768 и 1778 годах были изданы указы, по которым запрещалась христианам строить церкви и часовни и иметь колокола. На этом «бредовом» социальном фоне и появилось учение Евфимия.

[3] Евфимий указывает на отсутствие до Петра Первого подушной подати, налогового обложения. До первого императора налоги платили не отдельные люди, а та или иная община. Евфимий считал, что подушная подать, взятая с каждого отдельного человека, разрушает в нем образ и подобие Божие, унижает вечную и бессмертную душу. Кроме того, петровскими чиновниками было произведено формальное разделение людей на сословия, описание и закрепление за строго определенными местами, чем была ограничена свобода человека как высшего Божественного создания. Евфимий и ставит в осуждение существующей власти именно ограничение личной свободы христианина, подчинение ее жестоким и бессмысленным социальным законам.

[4] То есть двойную подать.

[5] Многие из староверов устрашившись преследований формально называли себя «раскольниками», а многие официально числились «православными» и укрывались за попами или в терминологии Евфимия «антихристовыми жрецами». Такие по мнению Евфимия отвергают само христианское бытие, более того Евфимий призывает вновь крестить таких «христиан».

[6] Паспорт как формальное ограничение человеческой свободы, с описанием примет человеческого тела, носит на себе образ зверя.

[7] То есть крестящегося троеперстно или «щепотью», как распинающего на кресте Святую Троицу.

[8] Евфимий выступает именно против социального лицемерия, часто ведущего к измене веры.

[9] Речь здесь идет о довольно сложной богословско-символической проблеме: надписание на «титле» Святого Креста. Большая часть староверов-беспоповцев не признавала надписи «Исус Назорей, Царь Иудейский» («I.H.Ц.I»), а ограничивалась надписью «Исус Христос» или «!8С Х8С». Основатель федосеевского согласия Феодосий Васильев первоначально принял надписание «I.H.Ц.I», но вскоре вернулся к общеупотребительному «!8С Х8С».

[10] Евфимий осуждает Феодосия за то, что благодаря титле «I.H.Ц.I», прославляется не Бог, а просто человек из города Назорет. Сама Богородица здесь выступает как «порождающая не Бога, а некоего царя», отсюда уместно сравнение надписание «I.H.Ц.I» с ересью Нестория.

[11] По учению Феодосия Васильева, приходившие в его согласие брачные или венчанные в Православной церкви муж и жена не разводились и брак считался законным и не подвергался расторжению, несмотря на отсутствие священства, а следовательно отсутствия подлинно-церковного благословленного брака. Евфимий как и большинство беспоповцев не допускало до общей молитвы живущих в гражданском «не венчанном» браке. Феодосий допускал послабление для так называемых «староженов», то есть людей живших в браке до прихода в федосеевское согласие. Вообще вопрос о браке был одним из главных в полемике внутри беспоповских согласий.

[12] Федосеевцы отмаливают все купленные продукты, созданные не христианскими руками. Обычно – это 17 или 100 поклонов (одна лестовка).

[13] «Новомонастырскими» (в отличие от прежних основателей Выгорецкого монастыря) называлась часть поморцев, живших в Выговском монастыре, и которые вследствие комиссии г. Самарина – приняли моление за Царя, что противоречило наименованию власти как антихристовой.

[14] Т.е. Филипповцев и Федосеевцев или Преображенцев.

[15] Имеются в виду знаменитые Поморские ответы, где отрицается молитва за царя, как иноверного властителя. Трудно понять «никонианскую» сторону, которая не считала староверов вообще за христиан, но с маниакальным упорством требовала молитвы за власть. Видно для никониан важна не молитва, а сама власть.

[16] Поморские ответы. 50-й ответ.

[17] 2-й, основатель Покровской Монинской часовни в Москве. Василий Емельянов один из основателей так называемого беспоповского начала «венчания». «Венчальные» мудрствования Емельянова вызвали сугубое осуждение со стороны всех беспоповских согласий.

[18] В 1742 г.

[19] Основатель Филипповского согласия бывший стрелец Филипп, ушел из Выгорецкого монастыря, протестуя против принятия молитвы за власть и царя.

[20] Филипповцы как и странники строго осуждали записи христиан в так называемые «раскольничьи сказки».

[21] Староверам запрещалось даже хоронить умерших по «старому» обряду, поэтому многие христиане формально числившиеся в официальной церкви, для отвода от себя излишних преследований приглашали никонианских попов для соборования. Тоже было и с таинством крещения, истинное христианское крещение скрывалось, формально христианин числился членом Великороссийской Церкви. Против такого лицемерия резко выступал Евфимий.

[22] Соловецкие иноки не приняли церковных нововведений и с достоинством отстаивали истинную веру. Осада монастыря продолжалась около семи лет. Царские войска захватили монастырь только с помощью предателя. Большинство монахов были подвергнуты мучительной казни, оставшиеся иноки разошлись по лесам Поморья, именно ими и был основан знаменитый Выгорецкий Поморский монастырь. Замучив 500 иноков, царская власть и церковь всячески замалчивали это событие. В марксиско-ленинские времена в Соловецком монастыре были не менее жестоко замучены представители самой никонианской церкви.

[23] Имеется ввиду уния западнорусской церкви.

[24] Св. Мефодий Патрский.

[25] По христианскому преданию земля и все, что на ней реки, горы, поля и т. д. не может быть отдано в окончательную частную собственность. Земля как творение принадлежит Богу Творцу, поэтому человек, как имеющий временное пребывание на земле и, как не создавший ее, может только пользоваться ее благами. Другое дело созданные человеком вещи – они должны находится в полной собственности создавшего их человека.

Насильственное создание Петром Первым сословий или каст, также противоречит основным принципам духовной христианской свободы. Человек становится законоположен самой системой, он не может выйти из нее в силу факта своего рождения и принадлежности. До Петра такой системы не было.

[26] Здесь Евфимий указывает на достоинства прежней власти. При всех своих недостатках власть называлась благочестивой в том смысле, что делала ставку на подлинную духовную элиту – «работающих Господеви» людей: иноков и мирян. От них она получала свое право на существование. Как говорил св. Иосиф Волоцкий: «Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми Божий». Царь – в этом смысле «первый среди равных», он не некий священный идол. Цена человека измерялась близостью ко Христу, а не мерялась «бездной ада преглубокого». Новая власть сделала ставку на людей, добивающихся личного успеха в земной жизни, для которых подлинные христианские ценности являются в лучшем случае отвлеченными понятиями, а в худшем случае прямым препятствием. Такая власть не может быть христианской – она вся антихристова.

[27] Евфимий видит в самой трагедии Раскола тот положительный момент, что если бы Антихрист не воздвиг гонение на христиан, то тогда и наступила бы окончательная погибель христианства. То есть если бы не было самого факта противоборства, то окончательно победил бы Антихрист, и здесь уже не важно под каким знаком состоялась бы его победа, под видом «старых» или «новых» обрядов. За внешним и губительным прельщением и существованием Церкви, не видна была бы антихристова проказа Опаснее «слащавое» и прекраснодушное единство, ложно включающее в себя противоположности, чем деятельное противостояние. Именно в борьбе выявляется истина, в духовной борьбе она живет. Истина уходит, когда она и неинтересна, когда человек замкнутый сам на себя, на свои страсти, становится не «холодным» и «горячим», а «теплым». Отсюда всякое церковное объединение, основанное на духовной «всеядности», есть антихристов дух, ложное и опасное самообольщение.

[28] В этих словах Евфимия не надо видеть идей примитивного, прагматичного коммунизма. Здесь имеется в виду, что человек распоряжается тем, что ему не принадлежит – он говорит «мое», когда это Божие, то есть созданное для всех людей. Беда этого социального устройства, заключена в том, что люди не видят подлинного смысла вещей, а кипят в своем «страстном» котле вечного самовыражения и стяжательства собственного «Я».

[29] По объяснению одного странника это и значит два рога: один царский, другой императорский.

[30] Петр Первый скончался в 1722 году.

[31] Для власть предержащих, становится главным богатство, а не духовная сила.

[32] Св. Макарий Египетский.

[33] Отмена института патриаршества и превращение Церкви в казенное «Ведомство Православного исповедания».

[34] По прошествии времени кажется дикими и смешными те порядки, которые Петр Первый насаждал силой и, которым придавал абсолютное значение.

[35] Христиане не должны смешиваться с еретиками и язычниками в посуде.

[36] То есть крещенных обливанием, а не троекратным погружением, в соответствии с 50 апостольским правилом.

[37] Св. Андрей Критский.

[38] То есть представители Федосеевского и Филипповского согласий.

[39] Непримиримость Евфимия против лицемерия и человеческой слабости понятна и справедлива.

[40] Имя Христа до раскола писалось с одной буквой «И» - «!с8ы», а не «Иисус». Именно старое и правильное имя Спасителя и подвергалось глумлению новыми духовными адептами. Например, Дмитрий Ростовский, который выдан никонианами за святого, с помощью невероятных филологических изысканий переводил имя «Исус» как «равноухий» осел.

[41] Трехсоставный крест подвергал глумлению тот же Дмитрий Туптало (Ростовский)

[42] Т.е. бегства от антихристова мира.

[43] Дониконовский Чин Крещения говорил: «Велий еси Господи… молимся тебе, Господи, ниже да снидет с крешающимся дух лукавый». Новый никоновский текст Чина Крещения говорил следующее: «… ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый». То есть в месте отречения от Сатаны и дел его новообращенный молился «духу лукавому». Эта явная ересь была изменена только в ХХ веке.

[44] Петр Первый.

[45] Казенная печать на билетах к получению хлеба.

[46] В предисловии в Псалтыри.

Наверх