РГБ, Отдел Рукописей
Фонд 213
Оптина пустынь
Картон 42
Единица хранения 2
Амвросий (Гренков)
«Веротерпимость»
статья по вопросу о представлении старообрядцам свободы вероисповедания
1850
Черновой автограф с правкой рукой Макария (Иванова)
Веротерпимость
В настоящее время есть некоторое мнение, дать Русским раскольникам полную свободу, чтобы им действовать самим по себе, как знают, без всякого над ними надзора Православной Церкви и правительства.
Полезно ли это будет для общего благосостояния Россия?
Сперва рассмотрим какую пользу принесли веротерпимость в России в отношении иноземных наций: немцев, французов и других не говоря о евреях, которые как народ Богом проклятый и всеми презираемый, и нигде не имеющем никакого значения?
На простой народ Русский веротерпимость не могла иметь никакого влияния, потому что быт простого нашего народа совершенно различен от состояния и положения этих наций: но в круге образованных людей Русских веротерпимость сия произвела великое влияние на нравственность и на самый домашний быт. Теперь многие из образованных Русских носят только одно имя православных, на самом деле вполне держаться нравов и обычаев иноземных и иноверных, без всякого зазрения совести, нарушая поставления Православной Церкви, касательно постов, и собираясь на балы под Великие праздники Господни, когда Православные христиане должны быть в церкви на молитвенном бдении. Извинительные это были бы, если бы совершались такие сборища под простые дни, а не под Праздники, и особенно Великие. Такие дела и поступки не суть ли явные внушения душегубца Врага, вопреки заповеди Господней: в шесть дней совершать обычные дела, а седьмой праздничный посвящать Богу благочестивым служением. Как же православные дошли до таких Богопротивных поступков? Не через что иное как чрез безразличное обращение с иноверцами, которые ночь превратили в день, а день в ночь. Какая этому причина? Сам Господь объявил причину сию в Евангелии говоря: «всяк ненавидяи света не приходит ко свету, да не обличаться дела его, яко зла суть».
Порча нравов, которые на Западе распространялись тысячу лет, в России достигли этой меры во сто лет, а теперь и в десятки годов равномерно приносит горькие и зловредные плоды сии. Не втузе Дух Святый предрек о древнем Израиле чрез пророка Давыда: «Смесишася во языцех, и навыкоша делом их». Это сбывается на многих образованных православных по причине безразличного обращения с иноверными. Итак, если без великого нравственного вреда не обошлось от веротерпимости в отношении иноземных наций, которые особое имеют вероисповедание и особые в этом обычаи и никого не хотят совращать с пути Православия, то какого добра ожидать от того, если допустить полную свободу раскольникам – людям, едино мысленным простому православному народу. И повсюду между ним рассеянным одними и теми же делами с ним занимающимся? Вред от этого должен произойти неимоверный, потому что раскольники такие грубые невежды, которые Православную Церковь почитают вместилищем всех ересей и всех мерзостей, чуждою Духа Святого Христова, и пастырей церкви называют хульными именами и водимую духом антихристовым, и которые тем более зловредны, что имеют безрассудную ревность внушать хульную эту нелепость всякому простодушному из православных, всячески убеждая его, что он погибнет если не отторгнется от Православной Церкви. В своем заблуждении дешево обещают Царство Небесное последнему негодяю и нечестивцу, лишь бы двуперстно полагал на себе крестное знамение и дерзостно хулил Православную Церковь.
Кто, кто поручится за таковых зловредных людей, что они будут не вредны для других, если дать им полную свободу? Хорошо знающие свойства раскольников, утверждают, что если позволить им действовать, так как они хотят, без всяких ограничений со стороны Церкви и правительства, то число их в один год удвоится, а в несколько лет умножится так, что из простого православного народа мало останется неповрежденных расколом. Далее что будет?
Так как раскольники – народ с зверским и разбойническим характером, и только из страха покоряются правительству – потому что их теперь мало. Когда же их будет много, то они могут воздвигнуть бунт, подобный Пугачеву, первыми жертвами которого должны стать все бритые и православное духовенство. Известно, что и Пугачев был из раскольников.
А что раскольники имеют не миролюбивый и враждебный дух, это доказывается и кроме свидетелей тем, что они по этой причине разделились на 70 слишком толков и поверий. И как же после этого можно согласиться, что полезного будет, для благосостояния России, если дать полную свободу таковым неосновательным невеждам, и вместе людям столь дерзким и опасным.
Откуда и по какой причине возродилось мнение о даровании свободы раскольникам? Во первых из умов и сердец с утонченными чувствами. Люди с подобными чувствами обыкновенно хотят достигать всякой цели мягкими и миролюбивыми мерами. Но будут ли приличны и действительны эти мягкие меры для людей с чувствами дубовыми и зверскими, и при нелепом образе их мыслей? Вторая причина мнения о свободе раскольников может вытекать из их искательства сей свободы. Обратившиеся из раскола доказывают, что раскольники не щадят денег на подкупку людей, могущих помогать им в неосновательных для них обстоятельствах и ищут таких людей не только из малых чиновников, но и из сильных, для которых всякая вера равно, а значительна лишь численность денежная. Такие сановники, быв задобрены раскольниками, при удобном случае подают в пользу их советы лицам высшим, благовидными предлогами прикрывая свое святотатственное мздоимство.
мздоимство. И не знающему хорошо подробностей сего дела трудно отвергнуть это лукавое предположение. Господь да вразумит всех нас в полезность, и да сохранит и избавит от лукавых внушений!