1 сентября
Начало Нового Лета – «Индикт».
Слово «Индикт» на латинском языке означает «повеление». Святая Божия Церковь восприняла от древних римлян празднование начала года первого сентября, но вложила в празднование Новолетия христианский смысл. В этот день, Церковному преданию, Христос начал проповедовать в Иудейском Храме: «Дух Господень на мне, Его же ради помазал меня, Я пришел, чтобы принести нищим духом благую весть, исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным свободу, а слепым, Я принес прозрение…».
Проповедь Христа – это единственное истинное учение и религия. Христианская Благая Весть возвеличивает человека, освобождает его от рабства плотскому миру и приобщает человека Богу. Начало нового года для христиан есть начало раскрытия Божественной Истины. Со времен царя Петра Первого, уничтожившего многие христианские обычаи, мирское общество празднует свой языческий «новый год» в январе. Помимо того, что само время для январского «нового года» выбрано непонятно на каких основаниях, оно еще приходится на последние дни Рождественского поста, когда христианам надо особенно строго поститься и молиться. Поэтому христианам надо помнить о подлинном начале года.
14 сентября
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Максентий сын Максимиана Еркулеса, брат Феодоры, жены царя Константина (первый христианский царь) начал в Риме гонение на христиан, в результате этих преследований многие христиане стали мучениками. Император Константин обратился к Максентию с просьбой прекратить гонение, но тот продолжал христианские погромы. Константин, для защиты христиан решил начать войну против нечестивого Максентия. Перед войной Константин стал молиться Богу, и Господь послал ему знамение – на небесах появился сияющий образ Креста, окруженный звездами. С небес раздался голос: «Константин – побеждай врагов образом Святого Креста». Во время сна Константину явился Христос и повелел ему создать рукотворный образ Небесного Креста и носить этот образ перед войсками. Христос сказал царю Константину: «Что не только Максентия победишь крестной силой, но и всех врагов видимых и невидимых».
Войско Максентия было разбито, сам он бежал, и когда его разгромленное войско переходило мост, то мост, с помощью Божией Силы, был разрушен и обрушился. Максентий и его воинство утонули как древний фараон с войском. Великий Константин вошел в Рим как победитель, после чего крестился вместе с матерью Еленой. После крещения Елена была послана Константином в Иерусалим для обретения Креста Господня. Блаженная Елена собрала иудеев попросила указать место, где находился Крест. Иудеи отказались показать это место, но после многих уговоров и пыток, иудеи представили Елене старого человека именем Иуда, сына одного из еврейских пророков. Иуда вначале отказался показать расположение Креста, за что был посажен Еленой в глубокий ров, где после некоторых раздумий согласился рассказать, где был спрятан Святой Крест.
Иуда показал высокую гору, на верху которой находился языческий храм богини Артемиды, построенный императором Андрианом. Царица Елена приказала уничтожить это капище. Иерусалимский патриарх Макарий начал молиться на этом месте и, неожиданно, из под земли поднялось благоухание. Вскоре было обретено три одинаковых креста, но не было ясно, который из них Крест Господень. В то время люди несли хоронить умершую девицу. Патриарх Макарий приложил к умершей девицы по очереди кресты. Когда Христов Крест прикоснулся к умершему телу, то силой Божественного Креста, девица была воскрешена.
После обретения Христова Креста, Он был, воздвигнут патриархом Макарием, в главной церкви Иерусалима, и показан всему народу. Увидев Крест, христиане пели «Господи помилуй». С тех пор Церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14 сентября по старому стилю. В Святой Великий Пост установлено поклонение Кресту на третьей недели Поста, на его «преполовение».
Царица Елена взяла в Константинополь часть Креста и Святые Гвозди. Сам Крест был положен в серебряную раку и передан патриарху Макарию для вечного сохранения в Иерусалиме. Увидев крестные чудеса, множество евреев вместе с Иудой приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии стал патриархом Иерусалима. Иуда будучи уже патриархом иерусалимской церкви принял мученическую смерть при царе Иулиане отступнике.
Церковь почитает Святой Крест, потому что на нем был распят Исус Христос – Бог Сын. Своим Распятием Христос уничтожил последствия преступления первого человека Адама, нарушившего запрещение и совершившего первородный грех. В результате грехопадения у Адама было отобрано идеальное, вечное существование. Поэтому как через Древо добра и зла, Адам был изгнан из Рая и погрузился в плотскую и тленную жизнь, так и через Крестное Древо Христом было снято первородное заклятие с потомков Адама.
Воздвижение Честнаго Креста
Тропарь, глас 1
Спаси Господи люди Своя, и благослови достояние Свое, победы православным християном на супротивныя даруй, и Своя сохраняя Крестом люди.
Кондак, глас 4
Вознесыися на Крест волею, тезоименитому ныне граду (жительству) Твоему, щедроты Твоя даруй Христе Боже. Возвесели силою Своею, православных християн, победы дая имо на супостаты, пособие имущим Твое оружие, миру непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой святыи, им же нас спасл еси от работы вражия.
26 сентября (9 октября)
Жизнь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Апостол Иоанн Богослов был сыном Заведея и Саломии, которая была дочерью Иосифа Обрученника. Иосиф до своего внешнего обручения с Богородицей имел четырех сыновей: Иакова, Симеона, Июду и Иосию и трех дочерей: Есфирь, Марфу и Саломию. Поэтому Господь наш Исус Христос был духовным родственником Иоанну Богослову по линии матери Саломии, бывшей дочерью Иосифа.
Отец Иоанна – Заведей занимался рыбной ловлей вместе с сыновьями на Тивериадском море. Однажды Исус пришел на берег моря, где ловили рыбу Иаков и Иоанн и позвал их: «Идите ко мне Иаков и Иоанн, я сделаю вас ловцами людей». Братья оставили отца и корабль и пошли с Исусом.
Иоанн Богослов был любимый ученик Господа, он присутствовал на Распятии Христа и неотступно сопровождал Святое Тело до Гроба. После Вознесения Христа, Иоанн до самого Успения, верно служил Богородице.
По апостольскому жребию, Иоанну выпало проповедовать учение Христа в Малой Азии. После тяжелого двухнедельного путешествия по морю Иоанн Богослов достиг малоазийского берега в месте, называемом Мармар. В этом городе св. Иоанн встретил своего ученика Прохора, пришедшего из города Селевкии. В этом городе Прохор был оклеветан и назван волхвом, но благодаря своему смирению и Божьей помощи Прохор был избавлен от мук и встретился со святым Апостолом.
Св. Иоанн и Прохор вошли в город Ефес (западный берег Малой Азии) там они встретили знатную и богатую женщину по имени Романа, которая славилась своей отменной злобой. Св. Иоанн и Прохор нанялись работать у этой женщины в ее бане. Иоанн был занят на тяжелейшей работе поддержания огня в бане. Здание бани было построено на фундаменте, в основание которого было положены ритуально убитые мальчик и девочка. Поэтому в бане жил злобный дух, часто умерщвлявший людей, приходивших туда мыться.
Прошло три месяца после того, как Иоанн и Прохор устроились на работу, в баню пришел сын Романы Домн, где его и убил бес. Отец Домна Диоскор от горя покончил жизнь самоубийством. Мать Домна Романа много молилась богине Артемиде о воскресении отрока, но молитвы были тщетными. Романа считала, что причиной смерти ее сына был св. Иоанн. Иоанн был подвергнут страшным пыткам. Ему было сказано, что если он не воскресит Домна, то будет убит. Апостол сжалился над материнским горем и воскресил отрока и ее мужа Диоскора. Воскресение сына так подействовало на Роману, что она приняла вместе с сыном и мужем Святое Крещение. После их обращения ко Христу, св. Иоанн изгнал лукавого беса из бани.
Жители города Эфеса поклонялись богине Артемиде. В один из праздников, посвященных этой богине, св. Иоанн Богослов вошел в капище Артемиды. Возмущенные язычники стали бросать в Апостола камнями. Но ни один камень не попал в Иоанна, а отскакивая от земли ударял бросавших. По молитве Апостола земля разверзлась и жаром, исходившем от туда было погублено двести человек. Язычники взмолились св. Иоанну о милости. Благодаря молитве Апостола все умершие были воскрешены, а жар, струившийся из под земли, прекратился, после чего все язычники приняли Крещение.
Св. Иоанн Богослов прославился многими чудесами, и его имя стало многим известно. Однажды Господь явился св. Иоанну во сне, и поведал ему о многих страданиях, которые он должен будет претерпеть. Господь предсказал, что Богослов будет изгнан на остров Патмос. Предсказание Христа сбылось, язычники изгнали св. Иоанна на остров. Во время своего путешествия св. Иоанн Именем Христа воскресил воина, второму воину не дал умереть от страшной болезни
На острове Патмос уединенно жил один языческий жрец (волхв), который с помощью языческих заклинаний мог соединяться с нечистыми духами. Волхва звали Кинопс, он был жрецом бога Апполона. Благодаря бесовской силе Кинопс мог творить чудеса, поэтому жители острова почитали этого волхва как бога. Апполоновы жрецы, а с ними и Кинопс, ненавидели Христианское учение, которое на острове проповедовал св. Иоанн. Кинопс обещал язычникам, что сможет предать душу св. Иоанна вечному суду. Однажды утром он послал одного из главных лукавых бесов, чтобы тот смог украсть душу св. Иоанна Богослова. Когда бес пришел на место, где жил Богослов, то св. Иоанн Именем Христа повелел бесу не двигаться с места, на которое он пришел, до тех пор пока бес не расскажет зачем он пришел. Бес поведал следующее: «Священники бога Апполона обратились к Кинопсу, чтобы он помог умертвить Апостола». Бес объяснил, что в Кинопсе присутствует вся сатанинская сила, и он может общаться с самыми главными лукавыми бесами и направлять их силу по своему усмотрению. Услышав это, Апостол запретил бесу оставаться на острове. Кинопс увидел, что посланный дух не вернулся. Волхв послал еще трех духов, чтобы погубить Иоанна, но только один из них смог вернуться обратно к Кинопсу. Когда Кинопс узнал истину, то он разгорелся страшной яростью. Он собрал все множество подчиненных ему лукавых духов и отправился в город. Язычники с радостью встретили волшебника. Кинопс пообещал язычникам, что он покажет, что св. Иоанна проповедует ложное учение.
Кинопс нашел юношу, у которого погиб отец в море. Жрец предложил Апостолу воскресить отца юноши. Св. Иоанн ответил, что он был послан Христом воскрешать мертвых и наказывать прельщенных от Лукавого людей. Кинопс обвинил Богослова во лжи и приказал держать его в темнице, до тех пор пока он сам не воскресит отца. После чего Кинопс ударил в ладоши, стал невидим, и растворился в море. После некоторого времени море разверзлось, и Кинопс вышел из морских бездн с отцом отрока. После этого жрец воскресил еще одного убитого человека и его убийцу. Увидев волшебную силу Кинопса, язычники ликовали. Св. Иоанн не удивился этим лжечудесам и пообещал, что вскоре их волшебное наваждение пропадет. Апостол знал, что «воскресшие» были не людьми, а бесами, принявшими образ людей. Когда Кинопс вновь, с помощью бесовской силы погрузился в море, св. Апостол помолился Христу, и жрец был навечно погребен в морских пучинах, как древний фараон. Бесам в облике «воскресших» людей св. Иоанн Именем распятого Исуса Христа, приказал покинуть остров Патмос.
Язычники собравшиеся на берегу моря и тщетно ждавшие три дня Кинопса, страдали от голода и солнечного жара. Во время этого ожидания умерло три ребенка, которых Апостол по своей милости воскресил умерших. Многие язычники, увидевшие подлинную силу чудес, совершаемых во Имя Христа, приняли Крещение.
По прошествии определенного времени, св. Иоанн со своим учеником Прохором уединился на высокой горе, где они молились и постились три дня и три ночи. После третьего дня, с небес раздался страшный гром и заблистали молнии, отчего сам гора содрогалась. Св. Иоанн, воззрев на небо начал диктовать Прохору «В начале было Слово…». На этой горе Апостол с помощью своего ученика Прохора написал Евангелие от Иоанна, Откровение о Втором Пришествии Исуса Христа и Страшном Суде.
После двадцати лет проповеди Христова Учения, когда св. Иоанну Богослову исполнилось пятьдесят шесть лет и семь месяцев он вернулся в Иерусалим. При достижении ста двадцати лет, св. Иоанн с семью учениками пришел на некое место. Он приказал ученикам ископать ему могилу в глубину, в виде Креста. Св. Иоанн Богослов поцеловав учеников, встал в могилу. Он сказал: «привлеките землю мою мать и покройте ей меня». Когда ученики покрыли землей св. Иоанна до плеч, они накрыли его лицо понявой и с плачем засыпали его целиком. После восхода солнца св. Иоанн предал свой дух Господу. Все множество учеников Апостола, узнав о его смерти, пришли к его могиле и решили ее откопать, но могила оказалась пуста. Об этом последнем чуде св. Иоанна Богослова свидетельствовал Поликрат епископ Ефеса, написавший о нем папе римскому Виктору.
1 октября (14 октября )
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы – праздник Православной церкви, установленный в память события, случившегося в Константинополе в середине Х века. Византийская Империя вела войну с сарацинами, которые осадили город.
Во Влахернской церкви, хранилась риза Богоматери, состоящая из Ее головного покрова (амфор) и части пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), увидел идущую по небу, окруженную лучами небесного света, Богородицу вместе с Ангелами и святыми. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Божию Матерь.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы Покров и накрыла им молящихся в храме людей, защищая их от чувственных и духовных врагов. Пресвятая Владычица блистала небесной славой, а Покров в Ее руках сверкал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с страхом наблюдал видение, и спросил, стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний, трепеща, ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь». Во время молитвы Богородица просила Сына своего Исуса Христа, принять молитвы всех людей, призывающих Бога Слова, и прибегающих к Сыну Божию, через помощь Святой Девы.
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертый над христианами Покров и на блиставшую, наподобие молнии Божественную Славу».
Во Влахернской церкви долгое время сохранилась память о великом явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за весь мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей.
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим Богомати пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем, покрый нас честным Си амфором, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Своего Христа Бога нашего, да спасет душа наша.
Кондак, глас 3
Девая днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо Богу за ны молится. Ангели со святители поклоняются, и апостоли с пророки ликовствуют. Нас бо ради Богородица молит Христа превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святыи покрово Твои, юже Тя Андрей виде на воздусе за ны Христу молящуся.
5 октября (18 октября)
Слово о Андрее Христа ради Уродиваго, о земном пути и вечной жизни
Святой Андрей был заточен в темнице. Однажды, во время сна, ему было видение, что из темницы, он призван был в Царские Палаты. Андрея подозвал к себе Царь и спросил: «Не хочешь ли быть верным мне всей душой?». Св. Андрей согласился, тогда Царь заставил его съесть что-то очень горькое. Царь сказал: «Таков есть скорбный путь верных мне в земном мире». Затем Царь дал Андрею съесть что-то белее снега и вкуснее манны. После этой новой пищи Андрей забыл первую горечь и возрадовался. Царь вновь сказал ему: «Такова есть пища для моих верных и вытерпевших земной путь до конца. Так и ты пройди земной путь до конца и получишь вечную жизнь». Когда св. Андрей проснулся он понял, что Царь – это Христос, горькая снедь есть терпение всяческих невзгод во время земной жизни, а сладкая еда есть жизнь вечная, ожидающая живущих по Христианскому Закону.
Это видение изменило св. Андрею жизнь, он вышел из темницы и принял на себя подвиг сознательного юродства. Днем он юродствовал, а ночью беспрестанно творил молитву, после чего вселилась в него благодать от Господа и Спаса нашего Исуса Христа.
15 октября (28 октября)
Слово святого Андрея о неправедном богатстве
Однажды святой Андрей увидел пышные похороны одного богатого и знатного человека. В последний путь его провожали со всяческими и многими почестями. Неожиданно св. Андрея посетило видение: вместо огромного множества народа, присутствующего на похоронах, Андрей увидел множество бесов, одни из которых говорили «горе ему», «горе ему», другие смеялись и плясали как блудницы, прочие лаяли как псы и хрюкали как свиньи. Св. Андрей понял, что богатый мертвец был им в радость. Бесы кропили лицо покойника скверной водой, летали вокруг его тела, источающего страшный смрад. Наконец св. Андрей увидел Князя демонов, страшного своим видом, держащего в руке серу и смолу. Он подошел к телу умершего охрита и спалил его огнем.
После погребения Андрей увидел прекрасного плачущего юношу, который скорбно шел за похоронной процессией. Св. Андрей спросил юношу почему он только один из всех окружающих плачет об умершем. Юноша ответил, что он Святой Ангел Хранитель, и был приставлен с рождения к этому человеку. А причиной его плача, есть то, что душу богача забрал к себе Дьявол. И Ангел поведал св. Андрею историю этого человека. Умерший был приближенным к царю вельможей, очень могущественным и богатым. Но при этом он был блудник, привержен содомскому греху, льстивый и немилосердный человек. Больше всего на свете он любил деньги, всегда помнил зло, был человеконенавистником. Он издевался над своими приближенными – морил их голодом, наносил им раны и не давал им одежды и обуви. Он убил много людей и закопал их под своей конюшней без христианского погребения. Вельможа осквернил и совратил своей содомской страстью триста человек. Умер этот человек без покаяния, поэтому страшную будет иметь участь после земной жизни.
После этой повести Ангел невидимо удалился, а св. Андрей пришел к могиле богача и стал молиться о нем с великой скорбью. По молитве святого с Небес сошел Святой Ангел и медной палицей прогнал нечистых духов от могилы нечестивца.
Человек, имеющий власть и деньги часто думает, что он становится избранным и свободным от всяких моральных обязательств. Он считает себя вправе совершать всяческие преступления, думая, что, купив все на свете, он может избежать праведного суда. Поэтому загробная судьба этого древнего вельможи должна быть предостережением всем беззаконным современным властителям, дела и хитрость которых не скроются от Божественного Суда.
21 ноября (4 декабря)
О том, как не подобает о испытывать судьбах Божиих
Человеку невозможно постигнуть Божественные Пути и Судьбы. Их смысл открывается только великим и благочестивым людям. Один отшельник обратился с молитвой к Богу, чтобы Господь открыл ему смысл Своих Решений на Земле. Видя чистоту его жизни, и его непрестанную и чистую молитву, Господь решил открыть отшельнику часть Божественного Суда в отношении людей.
Господь внушил отшельнику, что далеко от него живет старец, который может объяснить некоторые из Божественных Судеб. Взяв немного пищи, отшельник отправился к старцу, по пути к нему по Воле Божьей присоединился монах, под обличьем которого скрывался Ангел. После первого дня пути они остановились у одного боголюбивого мужа, который принял их с величайшим почтением. Этот муж положил перед старцами дорогое серебряное блюдо, с которого они ели. После трапезы, Ангел вдруг взял это блюдо и бросил далеко в море. Отшельник был сильно опечален таким непочтением к гостеприимному хозяину.
После второго дня пути, старцы остановились на ночлег у еще более почтенного и верующего человека, который омыл их ноги и оказал им всяческие почести. Наутро он привел под благословение своего единственного маленького сына. Неожиданно Ангел взял мальчика за гортань и удавил его. Отшельник от ужаса не мог ничего сказать, а хозяин, человек огромной веры, отпустил старцев с миром, не озлобляясь на них за убийство сына.
На третий день пути монахи смогли найти только древнее и пустое пристанище. После трапезы, Ангел встал, опоясался и начал разрушать ветхое и ненужное никому жилище и тут же начал восстанавливать его. Тогда наш отшельник с гневом вопросил Ангела: «Кто ты Ангел или бес? Скажи мне, потому что ты не Божии Дела творишь. В первый день ты после трапезы бросил дорогое блюдо в море, на второй день убил единственного сына, а сейчас ты разрушаешь и вновь строишь никому не нужное жилище». Тогда Ангел ответил ему: «Не удивляйся и не соблазняйся о мне старче».
Муж, у которого я отнял серебренное блюдо, очень благочестив и богобоязнен, но само блюдо досталось ему нечестным путем. Поэтому для его спасения я выбросил серебряное блюдо в море, чтобы оно не служило ему укором.
Второй муж также угоден Богу своей христианской жизнью, но если бы его малый сын был бы жив, то стал бы виновником очень большого зла и сосудом всяческого нечестия. Поэтому для спасения этого благочестивого человека, я удавил его сына.
Сейчас я разрушил и перестроил, сказал Ангел, старое и ветхое жилище по той причине, что раньше здесь жил очень злой человек, который разорился и покинул это жилище. Но его дед спрятал золотой клад в этом доме, поэтому я перестроил дом, чтобы никто из христиан не мог найти здесь нечестивое золото и погибнуть из-за него не ради Бога, а ради богатства.
После этого Ангел сказал отшельнику: «Иди ты старче назад в свою келью, и не утруждай свой ум без причины. Глаголет Святой Дух, что Святые Суды Господни есть не испытанная глубина неведомая для людей. Поэтому не испытывай Божий Суд, это тебе не пойдет на пользу». И после чего Ангел стал невидим. Старец испугался и вернулся в свою келью с покаянием, что больше не будет испытывать Судьбы Божии.
16 декабря (29 декабря)
О лености
Не осуждай того, кто согрешает, а считай себя самым грешным человеком. Не разглагольствуй о чужих грехах и недостатках, а лучше внимай своей душе, чтобы самому не впасть в грех и неверие.
Помни, что главное твое дело это чистая молитва и прилежание Богу. Если сделаешь какое-либо добро и этим вознесешь себя, то погубишь свое доброе дело. На всякий час – утром и днем имей память смертную.
Если хочешь спастись опасайся хвалящих и возносящих тебя, а ближних тебе укоряющих. Знай, что разбойник на кресте получил спасение одним только своим словом, а фарисей был осужден на вечные муки тоже одним словом. Иуда был одним из апостолов, но предательством Христа был сведен во ад. Все, кто только уповает на свои силы, может согрешить.
Если видишь согрешающего, то не вини его, а скажи себе: «Горе мне, так как прельстился он, не по своей воли. Я ведаю, что грешу, и все равно согрешаю». Плачь и проси от Бога помощи. Никто леностью и нерадением не одолеет Диавола. Из-за слабости нашего тела и жизненного небрежения мы бываем прельщаемы в этом суетном мире. Когда же порадуемся чужому падению и согрешению, то сами будем преданы бесовской брани. Но если крепко стоим в Христианской вере умом и сердцем, то Бог будет нам помощник, Ему же Слава.
20 декабря (2 января)
Поучение об узком пути, ведущим в Царство Небесное
Внимаем себе, что узкий и прискорбный путь, ведет к спасению, а пространный к погибели. Узкий путь – это воздержание христианина от дел плоти во время земной жизни. Узкий путь – это постоянная молитва, скудость в пище и питие. На своем узком пути христианин должен терпеть клевету, насмешки, бедность, ни на кого не гневаться, отсекать свою нечестивую волю, а во всем следовать Христову учению. Христианин должен терпеть многое, он не должен никого и ничего бояться, кроме греха. Поэтому узким путем ходят те блаженные христиане, для которых и открывается Царство Небесное.
22 декабря (4 января)
Житие великомученицы Анастасии Фармаколитрии или Узорешительнцы
Святая мученица Анастасия жила в Риме, при императоре Диоклетиане, который был жестокий гонитель и мучитель христиан. Она была дочь состоятельных и знатных родителей, ее отца звали Препексат, а мать звали Фавстой. Мать воспитала Анастасию в строгой христианской вере, а затем отдала ее в учение известному христианскому ученому Хрисогону, от которого Анастасия научилась христианскому богословию.
По воли отца святая Анастасия вышла замуж за язычника, но сумела избежать плотского смешения со своим мужем. Будучи очень красивой, она всегда одевалась в некрасивую, нищенскую одежду. Анастасия только с одной служанкой, втайне от всех, ради Христа, посещала римские темницы, где помогала заключенным. Она омывала гнойные раны, лечила болезни и приносила узникам обильную пищу. Отсюда и наименование Анастасии – Узорешительница.
Когда муж язычник узнал об этом, то он сам отвел Анастасию в темницу. После этого ее муж отправился по торговым делам и его корабль утонул в море. После смерти мужа Анастасия раздала все свое имущество нуждающимся. Когда начались гонения на христиан Анастасия помогала заключенным, поддерживала страдающих ради Христа.
Когда пришло время Анастасия исповедовала себя перед языческой властью себя христианкой, за что со многими женщинами была брошена в море, но чудесным образом спаслась. После чего она была растянута на четырех кольях и ввержена в огонь, где и приняла мученический венец.
25 декабря (7 января)
Рождество по плоти Господа и Бога нашего Исуса Христа
Человеколюбец Бог видя, что человеческий род мучится под властью Диавола, послал Ангела Гавриила, чтобы сообщить Пресвятой Богородице, благую весть, о зачатии Господа нашего Исуса Христа, Бога Сына и Слова Божия в пречестном ее чреве. По исполнении девяти месяцев от зачатия, пришло повеление от императора Августа о переписи всего населения Римской империи. От Августа в Иерусалим был послан Кириний, чтобы переписать население Палестины.
Иосиф, хранитель Богородицы Марии, пришел с ней для переписи в Вифлеем. Когда настало время Богородице родить Исуса Христа, не могла она найти дома для родов, так как все дома были заняты людьми, приехавшими для переписи. Тогда Богородица вошла в убогую пещеру и там нетленно родила Господа нашего Исуса Христа. Она запеленала Его как младенца и положила в ясли (кормушку) для бессловесных животных. Ясли были символом того, что Бог Слово, возлегший в них, избавил человечество от подчинения плоти. Христос вывел человека из животного состояния к духовному бытию, показал человеку Истинное Слово. Человек стал подобен Богу, он перестал быть только продуктом животного и растительного мира.
Святое Рождество есть обновление человеческого рода, который преступлением Заповеди Божией и прелестью Диавольской был лишен пищи Рая, и погрузился в тление смертного жития. Лукавый враг, видя, что люди были лишены Славы Божией, захотел украсть их от Бога, различными прелестями: воровством, блудом, идольскими жертвами и всякими другими злыми делами. Диавол хотел сделать людей врагами Бога.
В своем земном Рождестве, Господь не забыл свое творение, но преклонил Небеса и облекся в человеческую плоть. Он обожил плоть Своим Божеством. Повивающий Землю мглою, Христос повивается как младенец пеленами. Стоящий на плечах Херувимов, Исус возлежит в скотских яслях, чтобы нас избавить от скотского жития. Несозданный вмещается в свое создание, не осязаемый становится видимым. Сын Божий, становится Сыном Человеческим. Бог не изменяет Божества, но человек плотью своей становится совершенным как Бог. Творец скрывает плотью Божество и нисходит до нашего тленного состояния. Погибший человеческий состав Исус приносит обратно к Отцу, чтобы человек стал причастным Царству Небесному, а не скотскому царству.
Тропарь, глас 4
Рожество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разумныи. В нем бо иже звездам служащии, звездою поучахуся, Тебе кланятися Солнецу праведному, и Тебе ведети с выше Восток, Господи слава Тебе
Кондак, глас 3
Девая днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприкосновенному приносит. Ангели с пастыри славословят, волсви же по звезде путь шествуют. Нас бо ради родися Отроча младо превечныи Бог.
Величаи душе моя, Иже во вертепе рождешагося Царя Христа.
Таинство странно вижу и преславено: небо сущу пещеру: престол херувимиско Девицу, если вместилище, в нихже возлеже невоместимыи Христос Бог. Его же хвалище величаем.
Величаи душе моя, честнеишу небесных воинеств, Деву пречистую Богородицу.
Подобаше намо, яко без беды страхоме, удобе молчати. Любовию же Дево, песне соложити, силою обощрени: дело есте драго. Но, О Мати силу, елико же бысте изволение дайже.
В этот же день поклонение волхвов Христу
В персидском царстве жил волхв (языческий жрец) именем Валаам. Он был знатоком звездного течения и путей планет. Он и двое его помощников волхвов хранили древнее предание, по которому: «Воссияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля и погубит начальников моавитских». Когда пришло время, то волхвы увидели на Небесах звезду, шедшую не как все звезды, с Востока на Запад, а идущую на Юг. Тогда они поняли, что сбылось пророчество о рождении Великого Царя. Они пошли за звездой и обрели в пещере младенца Христа, которому они поклонились и принесли дары: золото, ливан и смирну. После чего, ангельским повелением, они вернулись в свою страну.
Царь Ирод узнав о рождении Исуса, спросил волхвов, где находится Божественный Младенец, хочу Ему поклонится. Но волхвы, зная, что Ирод хочет убить Исуса, ничего ему не сказали. Тогда Ирод, призвал иудейских мудрецов, и спросил у них, где должен родиться Мессия, в Вифлееме Иудейском, был ответ. Царь послал в Вифлеем безжалостных воинов, убивших там всех младенцев до двух лет.
Господь, зная о пагубных намерениях Ирода, послал Иосифу Ангела, который приказал Иосифу взять Исуса и Богородицу и бежать в Египет. Иосиф так и исполнил, взял Исуса, Его Мать и они ушли в Египетские страны.
6 января
Святое Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа
Крещением во Иордане от великого Иоанна Предотечи Господь Исус Христос освятил всякое человеческое естество. В струях иорданских Господь потопил всякий человеческий грех. Крещение обновило ветхого человека, даровало ему Небесное Царство.
Во время Богоявления и Крещения Исуса в водах иорданских, Ипостаси Святого Духа и Бога Слова сходятся в человеческом образе Исуса Христа, освящая не только человеческую плоть, но и всю тварь
«И было в те дни, пришел Исус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение».
В образе Крещения Исуса, Святой Дух через Христа, полностью освобождает человеческое естество от рабства плоти и тления. Взаимодействие и проникновение, во время крещения Христа, двух Ипостасей - Бога Сына и Святого Духа ведет к тому, что Христово Тело «помазывается» Духом Святым. После таинства крещения человеческое тело, а через него и вся тварь больше не «темница духа», несовершенный образ совершенной идеи, а сосуд, в котором обитает Бог и «Творец всяческих».
Дух Святой находящийся в Сыне по природе, и «исходящий» от Отца, теперь присутствует и в человеческой плоти Сына. Тварь через «помазывание» получает обожествление. «Помазывает Дух Христа. Человече, како разумеешь? В том ли смысле, что по Телу и Крови, или в другом смысле, что по Божеству, ... что никак не по Божеству, а только по человечеству» (Фотий, патриарх иерусалимский). «Помазание» Христа Святым Духом утверждает то, что личность Исуса не является только личностью человека. «Коль скоро Сын Божий не только Свою Божественную Ипостась - о несравненного человеколюбия! - соединил с нашей природой, воспряв тело одушевленное и душу разумную... но... и с самими человеческими ипостасями соединяется, срастворяя Себя каждому из верных чрез причащение Святого Тела, и становится сотелесным нам и делает нас храмом всего Божества - ведь и в самом теле Христовом «живет вся во исполнение Божества телесне» ( Кол. 2, 9. «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно)., то как же Он не просветит, облистав, души достойно причащающихся божественным сиянием Своего тела, которое в нас, как и учеников на Фаворе Он просветил [самые] тела? Ведь тогда еще не быв смешано с нашими телами, оное источник света имущее тело приближавшихся [к Нему] достойных просвещало извне и через чувственные очи посылало просвещение для души, ныне же, срастворившись нам и, пребывая в нас, Оно по справедливости облиставает душу изнутри» (св. Григорий Палама. Триады). Воплощение и Крещение Христа есть не только путь Бога к человеку, но и единственная возможность для человека, а через него и всему бытию приобщиться, через таинство причастия к Богу.
Тропарь, глас 1
Во Иордане крещающутися Господи, Троическое явися поклоняние, Родителев бо глас свидетельствоваше Ти, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в видении голубине извествоваше словеси утвержение. Явлеися Христе Боже, и мир просвещеи, слава Тебе.
Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселеннеи, и свет Твои Господи знаменася на нас, иже в разуме поющих Ти, прииде и явися Свет неприкосновенныи.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крещешагося ото Иоанна, в водах Иорданских.
2 февраля
Сретение Господне
На сороковой день после Рождества Исус Христос был принесен Богородицей и Иосифом Обручником в Иерусалимский Храм. Христа встретил первосвященник Храма Симеон, которому Святым Духом было заповедано, что он не умрет до тех пор пока не встретит Христа Господня во плоти. Взяв Исуса на руки, Симеон возгласил: «ныне отпущаеши раба своего Владыко, по глаголу Твоему с миром» и с радостью преставился, сменив временную земную жизнь на небесную и бесконечную. Перед своей кончиной Симеон пророчествовал о Крестных Страданиях Христа и, что Богородица, с лютой и тяжкой печалью, увидит, как ее Сына распинают на Кресте.
Вместе с Симеоном, Христа встретила пророчица Анна, которая воздала должную хвалу Богу Слово, принявшему человеческую плоть. С этих пор наша печаль превращается в радость, двери Рая открываются всем верным. Древнее проклятие, тяготевшее над человеческим родом Рождением Христа отменено. Сретение старцем Симеоном и пророчицей Анной Господа, свидетельствует о конце действия Ветхого Закона и появлении Новой Благодати.
Святой Симеон был из иудейского колена Леввиина, он был сыном великого иерея Ионии. В четвертом веке до Рождества Христова, при египетском царе Птолемее, были переведены на греческий язык все книги Ветхого Завета, так называемый «перевод семидесяти толковников» или по гречески «Септуагинта». Этим переводом Библии мы христиане пользуемся до сих пор. Никонианская церковь использует талмудический (масоретский) перевод книг Ветхого Завета, значительно разнящийся с подлинным переводом Семидесяти.
Симеону, при царе Птолемее, было поручено перевести книгу пророка Исаии. Когда он дошел до места, где писалось, что «Дева примет во чреве и родит Сына - Исуса Христа», то Симеон как иудей, хотел уничтожить этот стих. И тогда руку его остановил Ангел Господень, сказавший: «Веруй написанному, оно сбудется. И пока не примешь на свои руки Господа не умрешь». Почти через триста лет пророчество Ангела сбылось.
Тропарь, глас 1
Радуися обрадованная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце праведное Христос Бог наш, просвещая иже во тме сущих. Веселися и ты старче праведныи, приемыи на руку Свободителя душям нашим, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 1
Иже утробу Девичю, освятив Рожеством Си, и руце Симеони благословил, яко же подобаше предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже. Но умири в бранех житие наше, и укрепи православных христиан их же возлюбил еси.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем пречистую Матере Твою, Ею же по закону ныне принесеся в церковь Господню.
13 февраля
Слово о покорности человека Богу
Если тебе кто-то причинит тебе неприятность, то не осуждай обидчика Христа ради. Если кто-то ненавидит и клевещет на тебя, то пошли ему дар по силе твоей и получишь великую милость в День Судный. «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем долги должником своим».
Если разленишься встать ночью на утреннюю службу то не ешь ничего, так как написано – «праздный человек да не ест». Всякий не посещающий службу Господню, только разве недуга и великой занятости, примет вину от Господа.
Если клевещешь на брата своего и возмутится совесть твоя, то иди к человеку, которого оклеветал и поклонись ему до земли. Клевета есть смерть души.
Вставая от сна, прославь Бога своими устами, молись Богу всегда и утром и днем и ночью. Когда молишься с тобой всегда присутствует Ангел Господень, отгоняющий от тебя злых духов. Если не молишься, то Ангел отходит от тебя, и ты попадаешь в руки своих врагов - бесов.
О чем человек думает днем то в ночи видит и творит. Вначале молись об очищении страстей, потом о послании тебе разума, далее чтобы Господь избавил тебя от всякой напасти и последнее, молись об оставлении твоих грехов.
В своей молитве проси правды, добронравия и разумения и все остальное приложится тебе. Если увидишь брата впавшего в грех, то скажи себе: «Проклят, будь ты Сатана, грех – это твое дело». Всегда блюди себя, чтобы не осуждать своего брата и чтобы не оставил тебя Святой Дух.
Если кто-то клевещет при тебе на кого-либо, то не молчи, а возбрани ему. Когда ложишься спать, то помни, что постель твоя есть прообраз гроба, и молись прилежно прежде сна своему Творцу, Ему же Слава, ныне и присно и во веки веком.
25 марта
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Благовещение Богородицы есть неизреченное таинство, говорящее о воплощении Сына Божия. Человеколюбивый и милостивый Господь Бог наш, Творец всякой твари видел, что человек как высшее творение порабощен Диаволом. Первый человек Адам совершил грехопадение, отрекся от Бога, поэтому Господь посылает Своего Единородного Сына, чтобы избавить тленное человечество от «державы смерти». Чтобы благовестить о пришествии Исуса Христа, Господь посылает своего Архангела Гавриила к Честной Деве Марии. Только она из всех людей была достойна принять этот дар. Именно Архангел Гавриил возвещает эту неведомую тайну Марии. Тайна Божественного Воплощения была скрыта от всей твари, о ней знала только Мария, получившая эту весть от Гавриила. Архангел поведал Марии, что от нее неизреченно родится Божие Слово, Единосущное от Троицы, которое воплотится в человеческой плоти.
Гавриил пришел в город Назарет и сказал Марии: «Радуйся Обрадованная Господь с Тобою, Благословенна ты в женах...». Мария спросила Гавриила, как может произойти это событие, когда я не знаю мужа. И Ангел ответил ей: «Дух Святый наидет на тя и сила Вышняго осенит тя». И с этими словами в честной утробе Марии зачался Сын и Слово Божие, благоговением и советом Отчим и содействием Святого Духа. И тогда свершилась тайна, победившая мучащего нас Диавола, и была разрушена лесть его, и связан был Сатана нерушимыми узами. Как первой женщиной Евой пришло зло на землю, так и Пресвятой Богородицей спасено человечество.
Во чреве Девы зачинается несозданный Господь, который вмещается в свое создание. Бог невидимый и недоступный становится видимым и осязаемым для всей твари и человека. Неведомое и Превечное Слово приемлет человеческую плоть. Ради человеческого спасения Он пришел на землю, оставаясь при этом Богом. Творец Адама пришел на землю, чтобы найти заблудшее человечество, впавшее в многобожие и поработившееся ему.
Тропарь, глас 4
Днесь спасению нашему начаток, и вечней таине явление. Сыне Божии Сын Девичь бывает, и Гавриил благовествует. Тем и мы с ним Богородице возопием, радуися обрадованная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице. Но яко имуще державу непобедимую, от всех нас бед свободи, да зовем Ти, радуися Невесто неневестная.
Величание
Архангелескии гласо вопиемо Ти чистая, Оле таине, ай, не не на ни, радуися, Обрадованная, Господь с Тобою.
28 марта
Слово о некоем воине именем Таксиот, воскресшем из мертвых
В Северной Африке, в городе Карфагене жил воин именем Таксиот, который был повинен во многих убийствах людей. Со временем он пришел к покаянию, ушел из города и вместе со своей женой жил в безмолвии, в пустыне. Диавол, завидующий человеческому спасению, ввергнул Таксиота в прелюбодеяние с женой хлебопашца. По истечении нескольких дней, после греха, воин был укушен змеей и умер. Его жена упросила монахов близлежащего монастыря предать Таксиота христианскому погребению. Гроб с телом Таксиота был поставлен в церкви и во время службы Девятого Часа из гроба послышался страшный крик: «Помилуйте мя». Люди, приступившие к гробу, обрели Таксиота воскресшим. Вначале от страха и ужаса Таксиот не мог прейти в себя, но по прошествии некоторого времени воскресший воин попросил отвести его к епископу Тарасию. В течении трех дней Таксиот рассказал епископу, что он видел после своей смерти. Он рассказал, что когда он умирал, то видел несколько бесов, стоявших рядом, увидел он также и двух прекрасных юношей. Эти юноши взяли душу Таксиота и стали поднимать ее высоко в воздух. Во время подъема он видел, что душа каждого человека подвергается испытаниям за каждый грех, совершенный во время земной жизни.
Таксиот видел, как его добрые дела соизмерялись во время воздушных мытарств с делами злыми. Рядом с Небесными Вратами душа Таксиота подверглась испытанию. Ангелы сказали, что все грехи, совершенные Таксиотом в городе были прощены Богом, так как он в них раскаялся. Но последний блудный грех с женой хлебопашца, был грехом нераскаянным и Ангел не нашел уже доброго дела, чтобы закрыть это последнее преступление. После этого Ангел оставил душу Таксиота, и его забрали вниз лукавые духи. Его душа прошла узкими воротами сквозь смрадные скалы, и Таксиот попал в самые преисподние темницы, где были затворены души грешных. Там была вечная тьма, вечная мука, неутешимый плачь. В этом месте, поведал Таксиот, всегда кричат «Горе нам, о горе». И нельзя поведать той беды, которая там есть, невозможно изречь тех болезней, которые он там видел. Там грешники стонут от сердца, и никто их не помилует, они плачут, и нет утешающего их, молятся, и нет избавляющего их. В этих темных местах была посажена душа Таксиота и содержалась там от Третьего Часа до Девятого.
Неожиданно воин увидел двух Ангелов, и он начал им молиться, чтобы избавили его от вечного мучения. Ангелы ответили, что его мольбы напрасны, из этих мест, никто не возвратиться до дня всеобщего Воскресения. Тогда Таксиот еще более взмолился и обещал во всем покаяться. Один из Ангелов сказал другому: «Не поручишься ли за него, так как от всего сердца обещает покаяться». И сказал другой Ангел: «Поручаюсь». Тогда ангелы взяли Таксиота из преисподней и вернули его на землю, подвели его душу к телу, лежащему во гробе. Таксиот видел свое душевное естество, похожее на блистающий бисер, тело же свое он видел мертвым и черным, смердящим как тина. Душа Таксиота всеми силами гнушалась войти обратно в тело. Тогда сказал Ангел: «Невозможно тебе покаяться, если не войдешь обратно в тело, в котором согрешил. Если не захочешь войти в свое тело, то отведем тебя обратно туда, откуда пришел». После чего Таксиот вошел в тело и закричал уже телесными устами: «Помилуйте мя».
После своего воскресения Таксион ходил от церкви к церкви, молился и исповедовался Богу. Везде он говорил с воздыханием и слезами: «Горе, согрешающим, мука вечная ждет их! Горе, не кающимся пока есть время! Горе, оскверняющим свое тело»! После сорока дней Таксион отошел чистым к Богу, предупредив о своей кончине за три дня. Видевшее это чудо, святые отцы поведали нам, спасения нашего ради.
1 апреля
Память преподобной матери Марьи Египтяныни
Преподобная Марья родилась в Египте, от малых лет она жила как блудница. В семнадцать лет Марья пришла в покаяние. Однажды она увидела как некоторые юноши садились на корабль, она спросила их куда они плывут. На поклонение Честному Кресту в Иерусалиме, был ответ. Марья упросила их взять ее с собой. Но в глубине души она не желала поклониться Честному Древу, а по прежнему разгоралась блудной страстью. Во время путешествия в Иерусалим, Марья осквернила греховным неистовством многих христиан.
В Иерусалиме она пыталась зайти в храм, где находился Честной Крест, трижды она хотела зайти и трижды Ангел не пустил ее в церковь. Оставшись на церковной паперти Марья увидела икону Богородицы и стала каяться о своих грехах перед ней. «О Пресвятая Богородице Дева, родившая Спаса всего мира, не могу я, скверная блудница, взирать на твою икону, неправедна и мерзостна я пред твоею чистотой. Но будь мне помощница и спасительница моему покаянию к твоему Сыну и Богу моему». После этой молитвы Марья смогла зайти в храм и поцеловать Честное Крестное Древо. Затем она пошла в Иудейскую пустыню, к реке Иордан. В церкви Иоанна Предотечи, она причастилась Пречистых Таин и, пройдя через Иордан, предалась великому воздержанию и добродетелям.
Сорок семь лет Марья подвизалась в пустыне, без одежды, не видев, за это время, ни единого человека. Марья так вознеслась своим бесстрастием и чистой молитвой, что могла переходить реку как земле. По Божественному Промыслу Марья явилась святому старцу Зосиме, которому она рассказала о себе. Зосима видел святую Марью, стоящую на воздухе. Через год Зосима увидел святую Марью мертвой, но из-за своей старости и немощи не мог ископать ей могилу. Тогда неожиданно появился лев и своими передними ногами ископал могилу святой Марьи. Старец Зосима Промышлением Божиим погреб ее.
21 апреля
Святая мученица Царица Александра
Александра была женой царя Диоклетиана, одного из самых зверских гонителей и мучителей христиан. Диоклетиан был фанатичный язычник и ненавидел христианство. Видя мучения христиан, которых, по приказу Диоклетиана, подвергали всяким изощренным пыткам, царица пришла к своему мужу. Диоклетиан в это время совершал жертвы нечестивым богам. Невзирая на идольскую службу, Царица исповедовала перед Диоклетианом свою веру в Исуса Христа. По приказу царя, Александра была брошена в темницу и обезглавлена.
Мы современные христиане очень прохладно относимся к своей вере. Нам часто не досуг просто прийти в Храм Божий за службу, мы оправдываем свое отсутствие всякими благовидными и неблаговидными предлогами. Нашим укором и примером может явиться жизнь царицы Александры, которая ради Христа, пожертвовала царским званием, счастливым и сытым существованием и самой жизнью. А мы не можем совершить над собой небольшое усилие.
19 мая
О судьях
Судьи должны праведно судить, не брать мзды, не оправдывать виновного, даже если виновный является другом судьи. Нельзя осуждать невиновного, так как Господь посылает на дом кривосудящего небесный огонь. Ради слез неправедно осужденных после смерти такой судья будет осужден на вечную смерть и вечную муку. Судья не должен слушать клеветников, гневаться на осужденного, не обижать сирот и вдовиц. Судья не должен возноситься из-за данной ему власти.
26 мая
Страдание святого великомученика Георгия Нового, пострадавшего от нечестивого царя Селима Турецкого
Блаженный Георгий был сыном христолюбивых и благочестивых родителей Иоанна и Марии. Долгое время его родители были безчадны. Всю свою жизнь родители молились Богу и Пресвятой Богородице, а также великомученику Георгию Каппадокийскому о ниспослании им ребенка. Вняв их молитвам, Господь послал им сына, которого они окрестили именем Георгий.
Георгий воспитывался в Христианском Законе и скоро постиг все Божественные Писания. Господь одарил Георгия прекрасной внешностью, он был высок и красив. Когда ему исполнилось 25 лет родители его отошли к Господу. Видя его красоту, ясный ум и широкую образованность, мусульмане, правившие городом, начали убеждать Георгия оставить Христианскую веру и принять ислам. Имамы пытались надеть на голову святого тафью, и пригласили его в мечеть, где они безбожные сарацины, приносили жертву бесам. На что святой Георгий ответил им, что христианам не подобает соблюдать поганых обычаев, и что он никогда не отречется от Христа Истинного Бога и от Святого Крещения. Да и кому верить в исламе – Магомету? Но этот лживый пророк не от Бога, не от Божьих пророков, ни от Апостолов, но сатанинского полка полководец, проповедующий под знаменами Диавола.
Святой Георгий во всеуслышание перед мусульманами исповедовал Христа как Истинного Бога, Творца небу и земли, всей видимой и невидимой твари. Георгий плюнул в мерзкие лица, сорвал тафью со своей головы и попрал ее ногами. Нечестивые схватили святого и со многим поруганием отвели к мусульманскому правителю. Правитель очень был удивлен красотой и умом Георгия и предложил святому отречься от Исуса Христа Сына Божия. Зная, что Георгий был знатного рода, правитель обещал ему, что после принятия ислама, он обретет высокое положение при дворе турецкого царя Селима.
Мученик Христов перед многотысячным скоплением мусульман вновь исповедовал Христа и хулил ислам. После этого последнего исповедания мусульманский мучитель приказал заковать Георгия в железные оковы и отвести на мучения. Правитель приказал разрезать тело мученика во многих местах, от головы до ног. В эти раны были вставлены и подожжены льняные фитили, от огня которых тело святого стало таять как воск, а кровь безостановочно потекла на землю. После этого мучения мученика стали водить по городу как хулителя Магомета и ислама. Святой возносил тайные молитвы к Господу и учил мусульман вере в Исуса Христа.
Поганые разожгли в центре города огромный костер для сожжения святого Георгия. Но мученик из-за упадка сил не смог дойти до костра и упав на землю продолжал творить Исусову молитву – «Господи Исусе Христе, Сыне Божий помилуй нас». Тогда сарацины бросили мученика в огонь. Оставшиеся мощи святого были отданы на попрание псам.
Несмотря на все усилия мусульман, Бог прославил своего угодника. Внезапно с небес полился сильный дождь и послышался страшный гром. Дождь сразу потушил костер. Нечестивые сарацины увидевшие такое чудо в великом страхе разбежались. Ночью над мощами святого мученика появился чудесный свет.
Протопоп городской соборной церкви дал деньги мусульманам, и те вернули мощи святого Георгия, которые оказались нетронутыми огнем. Святое тело было положено со всеми христианскими почестями в церкви святого великомученика Георгия, где от них христиане получали дар исцеления. Святое мученичество произошло в году 7022 от сотворения мира (1514 год от Р.Х.).
5 июня
Слово святого Василия Великого о любви
Братья убоимся смерти и ужаснемся, убоимся вечного огня, который не угасим, убоимся темноты, потому что не прелагается в свет, убоимся червей, которые бессмертны, убоимся Ангелов, которые выше суда и оттого не милосердны. Поэтому душа очисти от всякого осквернения и мерзости тело как храм свой. За малый грех можно утратить Царство Небесное и лишиться Райской пищи.
Братья не почитайте ничего более любви, постоянно каждый день и час мы согрешаем, но если имеем любовь, то прощаются нам грехи. Нет ничего больше любви на Небесах и земли. Любовью Ад пленился и Адам обновился. Ради любви объединяются Ангелы и люди. Без любви каждое дело нечисто есть.
Если кто имеет целомудрие, строго поститься, бодрствует в молитве, но если все это творит без любви, ничтожен перед Богом. Если говоришь, что не хочешь мириться с братом своим, но говоришь, что любишь Христа, то лжешь. Не твори зла ближнему, не воздавай злом за зло и клеветой за клевету. Не завидуй, не прекословь. Люби не только приятных тебе людей, но старайся любить ненавидящих тебя. Святую любовь имел первомученик Стефан, когда его убивали, он просил Господа простить грешников.
Бог есть любовь и кто живет в любви, в Боге живет. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком.
24 июня
Память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских
Князь Петр справедливо правил во граде Муроме, он был воспитан в духе христианской любви и целомудрии. По прошествии времени он сочетался браком с Февронией, происходящий от благоверного христианского рода. Княжеская пара вела праведную и чистую жизнь и безмерно любили друг друга. Петр и Феврония были милосердны и праведны, всячески прилежали посту и воздержанию. Своими добрыми делами они угодили Христу.
В старосте блаженный князь Петр впал в тяжелую болезнь и предвидя смертный конец, принял монашеское пострижение с именем Давыд. После его смерти блаженная Феврония так же приняла постриг с именем Евфросиния, и в скором времени предала дух свой Богу.
Весь град Муром скорбел об их смерти, они были погребены в одном гробе и от их мощей многие получили исцеление.
29 июня
Похвала святым верховным апостолам Петру и Павлу
Святой Петр был братом апостола Андрея, они были сыновьями Ионина, происходившего из Симеонова колена. Они жили в нищете и кормились от дел рук своих в небольшом и безвестном городе Вифсаиде. Первоначальное имя Петра было Симон, он женился на дочери Аристовула, брата апостола Варнавы и имел от нее детей. Андрей же прожил жизнь в чистоте и целомудрии.
Когда Христос пришел к Генисаретскому озеру, то Он обрел Андрея и Петра за ловлей рыбы. Исус позвал их последовать ему. Петр проповедовал Евангелие в Иудее, в Антиохии, в Понте, Галатии, Каппадокии и в Вифинии, он дошел даже до Рима. Во время императора Нерона он был распят по своей просьбе головой вниз.
Апостол Павел происходил из колена Вениамина, его иудейское имя было Савл, и жил в городе Тарс. Он был учеником известного иудейского раввина Гамалиила и принадлежал к фарисеям-талмудистам. Он был ревностный приверженец иудейскому закону. За то, что он разорял Церковь, Господь ослепил его, что привело Павла к покаянию и принятию Христа. Павел принял крещение от Анании, жившего в городе Дамаск. Он также как и Петр проповедовал в Риме, через год после смерти Петра. За исповедание Христа он был обезглавлен. Из его раны потекла кровь с молоком. Мощи Павла погребли вместе с мощами Петра.
Петр – наставник апостолов, Павел – свидетель ангельского мира. Петр – злонравным иудеям укорение, Павел – всем народам надежда. Петр был рыбаком, а Павел кожевником. Господь сказал Петру – иди в море и закинь сеть, когда поймаешь первую рыбу, то отверзи ее уста и найдешь в них статир (монету). Под морем понимается нрав беззаконных иудеев, сеть есть Христианское учение, рыба – Новый Закон, а отвержение уст рыбы – проповедь Христианской веры.
Павлу кожевнику подчиняются все народы, которые облекутся Новым Законом и Благодатью как золотой кожей. Петр начало православия, великий церковный богослов, сосуд вышних сил. Павел церковный Ангел, похвала Вселенной, небесный человек, сосуд избранный. Петр – Церковь Божия, Павел – Уста Христовы. Петр и Павел пронесли Имя Христово через всю Вселенную.
Тропарь, глас 4
Иже апостолом первопрестольницы и вселенней учители Владыку всех молите, мир вселеннеи даровати, и душям нашим велию милость.
Кондак, глас 3
Твердыя и боговещенныя проповедатели, верх ученик Твоих Господи, прият в наслаждение благих Твоих покой, труды бо и смерть прият паче всякаго приношения, Едине сведыи сердечная.
Величание
Величаем вас, апостоли Христови Петре и Павле, иже весь мир учеными своими просветивоше и вся конца ко Христу приведоша.
1 июля
Повесть о христианине, укравшем золото у иудея, и клявшегося, что не брал
В городе Александрия жили друзья христианин и иудей. Иудей был купец, когда он уехал по своим торговым делам, то оставил у христианина ларец с золотом для сохранения. Когда же вернулся иудей, то прислал дорогие дары христианину за хранение золота. Христианин принял эти дары, но в сердце своем всячески поносил иудея. Посовещавшись со своей женой, христианин решил утаить золото, решив, что клялся в верности он иудею, а не христианину, поэтому имеет право украсть золото.
Утром пришел иудей за своими деньгами, а христианин по наваждению Диавольскому, сказал, что ничего не брал у иудея. Иудей очень опечалился и сказал: «Друг, знаешь ли ты о святом Мине, как велика слава его, и что посрамляет нарушителей клятвы». Христианин ответил, что готов поклясться в своей честности в церкви святого Мины. Тогда иудей сказал: «Друг, побойся Бога и помилуй свою душу, возьми сколько хочешь золота, а прочее отдай мне, только не клянись ложно».
Когда они подошли к церкви святого Мины, то иудей остался наружи, он встал на колени и обратился к Богу, чтобы тот рассудил его и христианина. Христианин зашел в церковь св. Мины и дал там ложную клятву. Когда они возвращались из церкви, конь сбросил с себя христианина и тот потерял ключ от ларца с золотом. Христианин долго искал его, но не нашел, он подумал, что утеря ключа и есть его наказание за ложную клятву.
Иудей и христианин пришли на место, называемое Лусконит, купили на рынке пищу и начали трапезу. Неожиданно рядом с ними появился слуга христианина, который принес иудейский ларец с золотом. Христианин очень испугался и спросил, зачем он принес золото. Слуга сказал, что выполнил распоряжение жены христианина. Он рассказал, что к ним в дом, явился некий славный воин, который принес ключ от ларца. Воин спросил жену, знает ли она от чего этот ключ, та ответила, что знает. Тогда, сказал воин, пошли своего слугу, чтобы он отнес ларец с золотом твоему мужу и назвал место Лусконит, где были иудей с христианином. Когда слуга взял ларец, то воин вручил ему и ключ.
Иудей, увидевший это чудо, восхвалил святого мученика Мину и Христианскую веру. Он отдал треть своего золота в церковь св. Мины и крестился вместе со своей семьей. Христианин, устыдившись своей лжи, отдал половину своего имения в церковь св. Мины и до конца своей жизни печалился о своих грехах. Преставился он Господу в покаянии и получил оставление своих грехов от мученика Мины.
20 июля
Слово святого Иоанна Златоустого о злых женах
Нет ничего на земле подобного по злобе, чем злая жена. Никакой зверь не сравняется с женой злоязычной. Соломон говорил, что лучше жить со львом и змеем в пустыне, чем со злой женой. Даниила во рве не тронули львы, а праведного Науфея Иезавель убила. Кит Иону во чреве сохранил. Далида же мужа своего Сампсона предала в руки иноплеменников. Змеи и аспиды убоялись Иоанна Предотечу, а Иродиада усекнула его главу. Вороны кормили пророка Илию в пустыне, а царица Иезавель хотела убить Илию. Самого Златоуста царица Евдокия изгнала в страну Арменскую. Жены ради Евы Адам был изгнан из Рая. Ради жены пророк Давыд убил Урию.
Злая жена острое Диавола оружие. Бесстыдная жена никого не стыдится. О зло! Всего есть злее злая жена. Если жена убога, то всех осуждает. Если богатство имеет, то всех укоряет. Видел, как аспиды и львы укрощаются, а злая жена никогда не укротится. Лучше варить железо, чем убеждать злую жену. Если кто из христиан имеет злую жену, то многие грехи ему будут прощены. Злая жена никогда не смиряется, когда ее наказывают, то бесится, а когда к ней относятся с кротостью, то возносится и никогда она не имеет любви.
21 июля
Слово святого Афанасия, о том, как многие праведные умирают злой смертью, а грешные праведной.
Во время оно жил один отшельник, который при жизни совершал разные чудеса и знамения. В пустыне, где он жил, у него был некий ученик. Однажды ученик по делам посетил близлежащий город. В этом городе был правитель, исполненный всякой злобы и не боящийся Бога. Когда ученик вошел в город, то правитель к тому времени скончался. Ученик увидел величественные похороны этого правителя, впереди его гроба шло множество народа со свечами и фимиамом. Все люди воздавали ему всевозможные почести.
Когда ученик вернулся в пустыню, то увидел старца мертвым и изъеденным до половины гиеной. Ученик заплакал и сказал: «Почему Господи, злой правитель так славно умер, а святой духовный старец был изъеден зверем после смерти?». Перед учеником явился Ангел Господень и сказал ему: «Злой властитель имел одно доброе дело за свою жизнь, за что и через честное свое погребение приял на земле, вместо того доброго дела. Но он осужден на вечные муки. Твой правитель и учитель, честной старец во всем угодил Богу. Но, как человек, имел одну малую хулу, за которую и получил такую горькую смерть, через которую и получил прощение за свой грех. Ныне же он во Царстве Небесном».
Поэтому мы должны понимать, что ничто на земле не происходит без Божественного Промысла. На Небесах и Земле, Судьбы Божии и Промыслы Его во всех делах Его.
6 августа
Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа
В этот день Господь возвел троих своих учеников Петра, Иоанна и Иакова на гору Фавор и преобразился перед ними – «Просветилось Лицо Его как солнце и ризы Его были белыми как свет».
На этой горе Исус Христос открыл ученикам славу Своего Божества. Своим Преображением Господь показал своим избранным ученикам, как должна преобразиться тварь через Господа. Из темной вещественности, наполненной злыми и противоречивыми силами, тварь через Христа, приобретает чистый и идеальный образ. Скрытый и неведомый Бог в Исусе Христе, открывает себя как Творец Неба и Земли. Христос – Сын Божий, прежде веков родившийся от Отца и воплотившийся от Девы, которая неизреченно и нетленно пребывала в девстве. С Рождением Христа нарушается все неотвратимое течение природного закона, где все подчинено жестокой необходимости. До воплощения Бога Слова, человек не мог вырваться из вечного, неизбежного и часто врожденного человеку закона нашего мира.
Само воплощение Христа есть нарушение установленного естественного порядка. Огонь Божества не опалил девичье естество, но сохранил утробу девичью. Превышающий все естество Бог умещается в утробе Приснодевы не изменяя ее. На горе Фаворской апостолы видят уже не просто человека, сына Марии, но Сына Божия и Бога Неведомого. В обычной жизни апостолы видели Христа как обычного человека, едящего и пьющего со всеми. Они не видели Божественного Естества в человеке, который трудиться и отдыхает, спит и боится. Поэтому на горе Христос перед своим распятием показывает апостолам свою Силу и Славу, прежде уничижения своего. Он проявляет им подлинную честь свою перед своим земным бесчестием.
Слава Господня увиденная учениками на Фаворе, не просветление, приобретенное человеческими трудами, а Слава, бывшая с Отцом и Духом, бывшую до бытия мира. Поэтому верные ученики видели Лицо Его, как молнию сияющую, а одежды Его стали белыми как свет. Во время Преображения апостолы видели как бы два солнца, одно из них было солнце, освещающее Землю, а второе солнце, исходящий от Христа свет Божественной Славы, затмевающий свет естественного солнца. Человеческая плоть, во время Преображенья Христа осталась плотью человека, она не унизила Божественное Достоинство, воплощенное казалось бы в смертную плоть. Бог предстал в Человеке, но от этого не умалился. Исус не отлучим телом человеческим от Славы Божией, Един есть Бог во плоти. Едино Естество Отца и Сына и Святого Духа, Единая Сила, Едино Существо, Едино Царство.
В момент Преображенья явились апостолам пророки Моисей и Илия, которые как рабы, смиренно предстояли и беседовали со Христом. Из лучей неописуемого света, раздался Голос: «Это Сын мой возлюбленный». Отчий голос возвестил, что Христос есть Сын Божий, единородный от Отца, совершенный Бог, воплотившейся в человеческую плоть и ставший во всем подобен человеку, кроме греха. Преображенье Господне возвещает нам, что Едино Лице Отца, Едино Лицо Сына, Едино Лицо Святого Духа, едины Три Лица или Ипостаси. Потому и славим Святую Троицу, Единицу в Троице и Троицу в Единице. Святой Троице поклоняемся, исповедуем и славим.
Тропарь, глас 7
Преобразивыися на горе Христе Боже, показав учеником славу Свою якоже можааху. Да восияет и нам грешным свет Твои присносущныи, молитвами Богородицы. Светодавче слава Тебе.
Кондак, глас 7
На горе преобразися, и елико вмещаху ученицы Твои славу Твою Христе Боже видевше. Да егда Тя узрят распинаема, страсть убо разумеют вольную, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем божественныя плоти Твоея преславеное Преображение.
15 августа
Успение Пресвятой Богородицы
Богородица узнала от Ангелов о своем Успении за три дня. Она взошла на Елеонскую гору для молитвы. Во время ее восхождения все растения на горе как живые поклонились Божией Матери. После молитвы Дева Мария собрала всех своих родственников и соседей, украсила свой смертный одр финиковыми ветвями и стала прощаться с близкими. У Богородицы не осталось никакого имущества кроме двух риз, которые она завещала двум нищим вдовицам. Сама она одела свою обычную одежду, которую носила всегда.
Внезапно послышался сильный шум и со всего мира, на облаках в дом Богородице собрались Христовы ученики. Среди них были священноначальницы: Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей. К ним, с Ангельской помощью, присоединился апостол Павел, падший к ногам Богородицы.
Божия Матерь перед кончиной заповедует собравшимся жить в мире, непрестанно творить молитвы и избегать всякого греха. Вскоре Богородица испустила Дух свой. В это время вокруг совершались всяческие чудеса: слепые прозрели, глухие стали слышать, хромые исцелились. Тогда тело Пречистой Богородицы апостолы, во главе с Петром, со всякими почестями, свещами и молитвами понесли к месту погребения. С Небес раздавалось Ангельское пение.
Начальники иудеев, исполненные всякой злобы, подговорили некоторых из иудейского народа, ниспровергнуть на землю ковчег, где лежало живоначальное тело Богородицы. Но гнев Божий обрушился на нечестивцев, один ослеп, второй лишился двух рук, как только прикоснулся священного одра. Руки, отрубленные невидимым мечом отмщения, висели у одра Девы Марии. После этого наказания нечестивые иудеи искренно покаялись и им было возвращено зрения, а руки чудесным образом приросли.
Апостолы положили живоначальное тело во гроб, находившийся в Гефсимании и три дня молились рядом с одром, слыша Ангельское пение. Один из апостолов, опоздавший, по Божественному смотрению, на погребение, сильно тужил и плакал, что не мог проститься с Богородицей. Видя его горе, апостолы посовещавшись, решили последний раз поклониться пресвятому и пренепорочному телу. Но когда вскрыли гроб, то к своему ужасу увидели, что он пуст, там лежала только плащаница, которой было укрыто святое тело. Господним повелением, рождьшая Зиждителя всей твари, в неистленном теле была оставлена. До наших времен каменный гроб Богородицы существует, и ему христиане приносят поклонение.
Тропарь, глас 1
В Рожестве девство сохранила еси, и во успении мира не остави Богородице, преставибося к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душя наша.
Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть неудержаста. Но яко Животу Матерь, а живот престави, Иже во утробу вселивыися приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое.