старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
 
Контакты Полезные ссылки О нас

Устав

Христианские правила

О молитвах за умерших

Члены Истинной Церкви Христовой, соединенные братской любовью на земле, не разлучаются и после смерти. Смерть есть страшный и таинственный переход от земной жизни в загробную жизнь. Нам надо любить ближних своих, по заповеди Господней (Мф. 22, 39). Чем мы можем выказать любовь свою к нашим умершим родителям и родственникам, как не молитвою? «Умершие надеются, говорит блаженный Августин - получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них». Нам надо молиться, чтобы усопший обрел Судию милостивым. Один Господь знает, кто из усопших праведен, кто грешник.

Мы должны молиться за ушедших в загробный мир, чтобы Господь простил вся их прегрешения вольная и невольная. «Просите -и дастся вам» - говорит Священное Писание. Усопшие же в свою очередь молятся о нас: «Потщуся и всегда имети вас на моем исходе, память о сих творити» (2 Петр. 1, 15).

«Молитва, милостыня - говорит св. Иоанн Златоуст - много помогают усопшим в улуч-шении их загробного состояния. Если молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов?». «Поминайте наставники ваши» - сказал св. апостол Павел (Евр. 13,7).

Первыми же наставниками нашими являются родители и наши христианские воспитатели. Они бывают нашими наставниками от нашей юности. Поэтому в Церкви с древнейших времен установлено почитание усопших. 06 усопших молились воины Иуды Маккавея (2 Мак. 12, 39-45). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» - говорит премудрый Иосиф, сын Сирахов (7, 36) (зри еще: 1 Цар. 34; 2 Цар. 1, 11-12; Вар. 3, 31; Суд. 11, 40). Об Онисифоре молился св. апостол Павел (2 Тим. 1, 16-18). Так же и св. апостол Иаков нам заповедал (Иак. 5, 16).Чтобы оказать большую помощь умершим, Св. Церковь Христова установила особые поминовения после смерти християнина.

В 3-й день - в память того, что умерший веровал во Святую Троицу и перешел в вечную жизнь к Триипостасному Божеству. В 9-й день - чтобы душа умершего сопричастна была девяти чинам ангельским. В 40-й день по прехождении мытарств - ангелы возносят душу на поклонение Богу и она получает определение в небесных обителях до Второго Пришествия Господня (Симеон Солунский. Гл. 1, 337, с. 311). До третьего дня после смерти душа пребывает рядом с телом, поэтому и существует обычай поставлять гроб с телом умершего во храме и читать Псалтырь. С третьего по девятый день душе показывают небесные обители, а с девятого по сороковой день душа проходит мытарства и зрит адовы муки. Совершается также поминовение по прошествии года после смерти (годовая панихида), а также во Вселенские и родительские субботы. Субботу мясопустную, Троицкую (Дмитриевскую) и во вторник Фоминой недели, и в субботы совершаются заупокойные службы (14 правило Св. Апостол Петра и Павла. Устав Большой, гл. 58 Ник. Черн., гл. 52. Кн. о Вере, гл. 13).

При совершении поминовений (панихид) ставится пред образами кутия (вареная или невареная (зависит от местного обычая) пшеница с медом). Зерна пшеницы являются символом воскресения мертвых, а мед - символом сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Лишаются церковного погребения и поминовения самоубийцы, как явно отвергшие над собою волю Божию, отказавшиеся от дарованной Богом жизни. Христиан, скончавшихся не своей смертью называются самоубийцами, к которым относятся удавившиеся, сознательно себя отравившие, скончавшиеся от перепития вином или водкой, погребать и поминать соборно запрещается: «Пьяницы умирают, как удавленцы и самоубийцы» гласит 14 правило св. Тимофея Александрийского.

Наверх