Одно из главных жизненных правил христиан есть сохранение себя в телесной и душевной чистоте. Для этого христиане должны соблюдать определенные законы, по которым в определенных областях жизни они не должны соприкасаться с иноверными и язычника-ми. Основа этих правил была еще положена в Ветхом Завете. Пророк Исаия (гл.52, ст. 11) говорит правоверным иудеям «Изыдите от среды их (язычников) и отлучитеся, глаголет Господь, к нечистоте не прикасайтеся: и аз прииму вы, и буду вам во отца, и вы будете мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель». Христианская Церковь призывает христиан соблюдать заповедь чистоты отношений.
Святые отцы и учителя Церкви много писали об ограждении христиан от обмирщения, как о неуклонной обязанности. Древлеправославная Церковь учит, что христиане не должны вступать в общение с еретиками в дружбе, ядении и питии, и только в таком случае, возможно, удержать звание и достоинство сынов Божиих.
За купленные на мирском рынке продукты, соборно или келейно отмаливались лестовку, очищая - себя от вынужденного вкушения того, чего касались поганые руки иноверных и еретиков. Староверам необходимо всячески избегать такого общения, а если оно все же имеет место, то нести за совершенные проступки епитимью или церковное наказание.
Святоотеческое предание однозначно запрещает замирщение с еретиками. Брат Божий апостол Июда, предписал ненавидеть и ризу (одежду), от плоти еретиков оскверненную (зач.78). Кириллова книга говорит: «Аще армянин испиет из сосуда, таковому сосуду (си-речь чаши или иной какой посуде) молитвы не давати, но разбитии» (лист 369).
Прп. Феодор игумен Студийский: «Враги Божии, как объявил Златоуст великим и громким голосом, суть не только еретики, но и вступающие в общение с ними... Не будем молчать, чтобы у нас не сделался вопль содомский, не будем желать дольняго, чтобы нам не потерять горняго» (39 письмо, 1 часть). Святой Фотий митрополит московский, в послании своем во Псков, пишет: «А что сынове пишете, что из немецкия земли приходит что потребное, вино или хлеб, или овощь, и то сынове очистивше то от иерей, и потом ясти и пити" [Печатная книга. Послания Митрополичьи, лето 6925 (1417)].
Вслед за митрополитом Фотием, один из величайших русских святых преподобный Иосиф игумен Волоцкий, победитель ереси жидовствующих, видел как из общения с еретиками разрослась ересь, грозившая самим устоям Православия. Святой Иосиф строжайше заповедовал христианам не вступать в общение с иноверными. «Многожды глаголах вам о безбожных еретицех, и ныне молю: не совокуплятися с ними, ни в ядении, ни в дружбе, творяи сия, чужа себе творит Христовы Церкви. Аще кто и безплотных житие поживет с еретики приобщался, таковым друг Диавола». (Слово 13).
Св. Василий Великий в Книге о постничестве в главе 279 говорит «... с еретики или с еллины, или с жиды, еже с ними ясти (глаго-лет) имамы запрещения». Священномученик Климент Папа Римский заповедует: «егда его верховным апостол Петр научи, такожде егда Климентова мати обретеся. Дондеже не сподобися крещения, не повеле апостол с нею ясти детем ея, уже крещеным сущим». Св. Иоанн Златоуст в книге Маргарит называет общающихся христиан в еде и питье врагами христовыми и устанавливает для него наказание «таковый со християны да не яст и в церкви да не приемлется».
Древней Церковью устанавливались очень жесткие требования к замирщенным християнам, им грозило до трех лет отлучения от церкви. Христианин в таком случае замирщения приравнивался к идолослужителю, пишет 76 глава книги Зонар. Кормчая книга (Гл. 33) не менее категорична: «Строго возбраняю с еретики молитися, ясти или пити или приимати от руку их милостыню». В древнем чине исповеди задается вопрос «Не ядал ли с волхвом (языческим жрецом или волшебником) или с еретиком, не пил ли из их сосуда, в корчме иноверных не пил ли».
Как мы видим св. отцы ясно и безусловно запрещают христианам входить в любое общение с нечестивыми и еретиками, будь то в единой трапезе, дружбе и любви, не говоря уже о молитвенном общении, о нахождении в чуждых нашей вере храмах. Христиане должны удаляться от этих греховных обычаев. В связи с этим нам нельзя читать безбожных и непотребных книг, в которых изложена хула на Бога, святых Его и прочие кошунства, а также книг, возбуждающих греховные мысли и чувства, т.е. учащих разврату и другим порокам. Христиане должны удаляться также и от кощунственных зрелищ, бесед и прочих злых дел, суда входят бесовские песни, пляски, посещение театра, смотрение телевизора и т.п.
Духовный смысл перечисленных запрещений не бессмысленен как может показаться современным плотолюбцам, а состоит в том, что все христиане, просвещенные по благодати веры святым крещением соединяются во единое тело, в сотелесность самому Христу Богу. По глаголу апостола Павла: «Не весте ли яко телеса ваша удове Христовы суть... Храм живущему в вас Святому Духу суть, его же имате от Бога». (зач. 135). Поэтому всякое осквернение человека как храма, как члена единого тела Христова, оскорбляет Бога, а соблазненного изводит вон из лона Церкви, поскольку Христова Церковь есть «вертоград заключен, источник запечатлен». (Песнь песней, гл.4, ст. 12).
Поэтому, не соблюдая правил и вступая в пагубное общение надо вспомнить о своей душе. Книга о Правой Вере пишет на этот счет: «О нынешних не благополучных временах, слезам достойных, яко християне частое смешение с еретики и жиды имеют, ядят и пиют, в корчмы их ходят, а инии безумнии служат им, се же все (возбраняет) строгое запрещение святых отец, ясти пити и молится или что от них приимати милостыню и общение имети. Со святыми ходя освятится, а с нечестивыми ходит, причастник им есть. Сие же наигоршая беда, яко с ними смесихомся и приобщаемся делам их и нравам, и ядим и пием и молимся и милостыню приимаем».
Наше современное обмирщение не может быть оправдано никакими внешними обстоятельствами и внутренними причинами. Наше христианское духовное отличие от мира есть наше достоинство и преимущество, но одновременно и тяжелый подвиг. В своей личной жизни, а не только в Церкви мы обязаны соблюдать внутреннее и внешнее единство, жить соборно или сообща. И в своей жизни мы должны отличаться от суетного окружения, если не хотим быть им поглощенными.
Система ценностей современного мира нам абсолютна чужда и непереносима для нас. Общество выбирает духовные пути, не знающие смирения, почтения, благоговения. Современный мир - это как никогда ранее, общество гордых, преуспевающих и жестоких людей, но при этом достаточно глупых людей, думающих только о себе и замкнутых только на свои страстные предрассудки, которые прикрываются бессмысленной и лживой улыбкой.
Но всеобщему культу силы и успеха мы должны противопоставить душевную чистоту и телесное бесстрастие, словом жить как учил христиан один из столпов Православия св. Василий Великий «Ступанйе кротко. Глас умерен. Слово благочинно. Пищу и питие немятежно. При старейших молчание. При мудрейших послушание. К преимущим повиновение. К равным себе и меньшим любовь нелицемерную. От злых плотских и любоплотных отлучатися. Мало вещати, множайшая разумевати. Не продерзовати словом. Не избыточествовати беседою. Не дерзым быти на смех, стыдением украшатися. Женам нечистым не беседовати. Долу зрение имети, горе же душу. Бегати супротивословия. Не гонити учительский сан. Ничтоже вменяти, еже от всех чести. Аще ли кто от вас может - иных пользовати, и сих ради всех, яже от Бога, мзду ожидает, и вечных благ наслаждение». (Нравоучение св. Василия Великого из предисловия грамматики Иосифа Патриарха).