Церковь заповедает христианам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания, которые называются постами. Традиция постов очень древняя, глубоко постились ветхозаветные праведники и пророки, постился и Господь Исус Христос (Мф. 4). Пост - это духовное и телесное ограничение нашей плоти и духа. Пост есть сведение наших чувств от рассеянности на вещественном и сосредоточение на Божественном. Так как человек во время земной жизни находится в бездне искушений на-чалородной тьмы и порока то с помощью поста и молитвы человек должен вырваться из земной клети или темницы, в которой заточил его Сатана. Наше освобождение возможно только через подвиг, через тяжелый переход от своего собственного «Я», которое по своей природе стремится вниз в бездну, далеко от Бога. Именно эту слабую и изменчивую природу мы должны преодолеть. Для этого существует пост и молитва, которые вновь собирают человека от земной беспорядоченности и рассеянности, выводя человека из вещественной замкнутости, приводя его к Богу.
Для праведника пост и молитва легки и радостны, для человека находящегося в самом низу праведности, но стремящегося к вечности, пост в начале может показаться чем-то тяжелым и неосуществимым. Но чем больше человек проникается своим небольшим подвигом тем светлей и чище становится его бытие. В христианстве свобода есть полное подчинение Христу и самоограничение. Чем больше человек отделяет себя от искаженного вещественного мира, тем более он становится свободным. Христианин как бы следует Господу Исусу, который будучи свободным «от всех» подчинил себя всем. Плотское и тяжелое бытие не может дать свободы, подчинившись ему и не восходя в горнии вершины человек становится рабом плоти, существование которой быстротекуще, изменчиво и ограничено самой плотью. Чтобы вырваться их телесных пут и устанавливается для человека ограничение его страстных желаний и мыслей, и это ограничение и есть пост. Высших духовных высот, и высшей свободы смогли достичь люди, не подчинившиеся стихиям мира, отдали свою жизнь за Христа. В своем великом ограничении своей плоти они приобрели полную свободу и вечную жизнь. Поэтому у христианина на протяжении земного бытия есть один путь - поста и молитвы, приводящей к двери, вводящей в Жизнь Вечную, и эта дверь есть Христос.
Посты установленные Святой Церковью обязательны и непреложны для каждого христианина. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание. Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина. Еженедельными постными днями за исключением «сплошных» недель является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, который «на тридесятих сребреницех продаде Господа», а в пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя, который «на страсть вольную пришед». В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу. По Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло можно принимать в среду и пятницу. В период от Недели всех Святых, первое воскресенье после праздника Троицы, до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла. Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий -Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них - Первая и Последняя, Страстная. Великий пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне. Этот пост не отменяется и в том случае, когда христианин находится в путешествии, Близок по строгости к Великому Посту.
Успенский пост, но он короче - с 14 по 27 августа (по новому стилю). Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза - в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа). Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николы (19 декабря), рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо держать постные дни по полной строгости как и в Великий Пост.
Четвертый пост - Святых апостолов (Петра и Павла). Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского поста. Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Все даты даны по новому грегорианскому стилю. Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд. Пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, учит святитель Иоанн Златоуст, есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».