Для участия в соборной молитве верующие собираются в установленные Церковным Уставом дни и часы в храмы Божии. По древлеправославному уставу соборная молитва начинается началом от замирщения, включающий в себя 17 поклонов или лестовку, так как молящиеся христиане живут и общаются со скверным миром. Присутствуя в храме, христиане помнят назидание св. пророка Давыда: «пойте Богу нашему, пойте, пойте цареви нашему пойте, яко царь всея земли Бог, пойте разумно». (Пс. 46, 6 и 7 ст.)- Настоящие верующие должны участвовать в богослужении, присутствуя в святом храме не только телом, но и своим умом. Они должны созерцать и понимать таинственный смысл церковных песнопений и всех тех священных действий, которыми сопровождается каждое богослужение. Богослужение - это не просто механическое перечисление молитв, весь процесс священной службы наполнен глубоким и таинственным смыслом, в котором нет ничего лишнего или необязательного. Богослужение мистически раскрывает перед нашими земными очами вечную, небесную жизнь.
Круг церковной службы начинается с вечерни. По учению Церкви, такой обычай установлен на основании слов Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. И был вечер...», говорит книга Бытия (Быт. 1-5). Надо учитывать, что новые церковные сутки в древности начинались сразу от захода солнца, а не с двенадцати часов ночи.
В вечернем Богослужении св. Церковь прославляет Бога как Творца и Промыслителя за Его заботы о творении и человеке как высшем творении Бога. Напоминая нам о грехопадении первых людей, Церковь побуждает нас сознавать свою греховность и молиться о прощении наших согрешений. Вечернее время должно напоминать о конце нашей жизни, утро знаменует наше рождение и младенчество, а вечер старость и приближение смерти.
Служба вечерни совершается с каждения Животворящего Креста и икон на клиросе. Затем наставник совершает каждение престола. Каждение наставником престола, символизирует процесс сотворения мира, когда «Дух Божий носился над бездною», еще неустроенного вещества, созданного вначале Богом. После каждения наставник возглашает: «востаните», Словом «востаните» верующие приглашаются встать со своих мест и все внимание обратить на молитву. Затем поется или читается псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа», в котором пророк Давыд изображает мироздание, как оно изложено в первой библейской книге «Бытие», и где прославляется Творец, создавший Словом Своим всю тварь.
Кафизмы, которые после этого читают, напоминают верующим о грехопадении прародителей, чтобы христиане почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира -родителей, чтобы христиане почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою гре-ховность, мы должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира –«Воскресни, Господи», «Спаси мя, Боже мой». В подтверждение этой надежды на помощь Божию, читаются псалмы 140, 141 и 129, которые поются с прибавлением стихер, заключающих в себе воспоминания о тех или иных благодеяниях Божиих, или о праведной жизни святых угодников.
В господские праздники, если они приходятся не на воскресный день, чтение кафизмы не полагается на вечерне потому, что тогда во всех песнопениях прославляется Исус Христос. В субботний же вечер читается вся кафизма, так как с субботы начинается новое чтение псалтыри, которая, по уставу церковному, прочитывается каждую седмицу один раз, а в Великий пост - дважды.
Каждение храма во время пения «Господи воззвах», «Из глубины воззвах», «Гласом моим», выражает наше желание, что через Христа наша молитва, как кадильный дым, поднимающийся вверх, достигнет престола Божия и Господь пошлет на нас Свою божественную благодать. В завершение Вечерни читается молитва св. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши...» для того, чтобы мы, отходя ко сну, который есть образ смерти, думали о нашей кончине. Словами старца Симеона Ветхозаветная Церковь приветствовала Исуса Христа как Главу и Архиерея Новозаветной Церкви. Таким образом, Вечерня включает в себя воспоминание о сотворении мира, повествует о грехопадении и раскаянии людей, и их надежде на Искупителя от греха, проклятия и смерти. Заканчивается Вечерня радостью, с которою люди встретили воплощение Спасителя мира.
После торжественного окончания Вечерни, молятся Полунощницу, а затем начинается Утреня. Если с окончанием вечерни вспоминается конец Ветхого Завета, то с началом Утрени утверждается начало Нового Завета. Среди всеобщего безмолвия в храме читается ангельское славословие «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Троекратным славословием призываются верующие к тому, чтобы «отверзли уста своя» для прославления Господа. Потом чтец или обычно наставник дважды возглашает: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». Этим возгласом христиане призываются к вниманию и благоговению. Чтец или наставник читает покаянные псалмы (3, 37, 62, 87, 102 и 142) или «Шестопсалмие» (по-гречески «Ексапсалмы»). Древний церковный обычай определял чтение Ексапсалмов почетным лицам, духовным старцам или инокам, Стоящий по середине храма чтец, во время чтения Шестопсалмия, символически изображает ангела. Покаянные псалмы избраны здесь для того, чтобы мы помнили, что Господь наш Исус Христос вначале проповедовал покаяние, а потом искупает человеческие грехи Своей крестной смертью.
Свещи в храме примиряются. Теплются свещи лишь пред образами Спасителя и Богородицы. Уменьшение, примирение света делается для того, чтобы наши телесные очи меньше видели земных предметов, и меньше рассеивались на земном. Шестопсалмие - это время когда открываются умные очи и наша душа, находящаяся в темноте вещественных соблазнов, приносит Богу сердечное покаяние. При чтении «аллилуйя» после трех псалмов отменяются обычные поклоны. В это время запрещается сходить с места и совершать какие-либо движения. Дверь храма должна быть закрыта. В покаянных псалмах выражается твердое упование на Бога, наше глубокое смирение ибо человек «яко трава, дне его яко цвет сельныи...», и просьба ко Господу услышать мольбы наша «в правде Своей». После Шестопсалмия поется «Бог Господь» по гласу тропаря, при этом молящиеся должны воспоминать о явлении Христа с евангельскою проповедью, что и выражается увеличением освещения в храме. Кроме этого пение, повторяемое несколько раз, наводит нас на мысль о Втором Пришествии Христа.
Когда по уставу полагается пение Полиелеоса, то тогда оно знаменует собою славное Воскресение Господа и победу Его над врага-ми, поэтому храм освещается как можно светлее. «Полиелеос» в переводе с греческого языка означает «многомаслие», другой смысл перевода слова «елеос» милость. При пении по-лиелеоса (двух псалмов 134 и 135) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», припевают по дважды «аллилуйя», ибо здесь прославляется Господь как Богочеловек, имеющий два естества во Едином Лице и означает два пришествия Его на землю - первое бывшее при "Понтийстем Пилате" и второе - во время Страшного Суда.
Затем читается тропарь, представляющий собой краткое песнопение, излагающее сущность праздника или прославляющий святого, память которого празднуется. Если наутро праздник, то читается тропарь празднику, если утром воскресение то читается недельный или воскресный тропарь. За тропарем следует пение кафизм Псалтыря. Чтение кафизм происходит только в Великий Пост. Псалтырь заключает в себе 150 псалмов и разделяется для богослужебного употребления на 20 кафизм, каждая кафизма краткими славословиями разделяется на 3 «славы». «Кафизма» - греческое слово, переводится как «сидение». Но необходимо помнить, что по толкованию Вальсамона на 17 правило Лаодикийского Собора, сидеть разрешается лишь во время поучительных чтений.
По кафизмах читаются седальны и поучения. Чтение Псалтыря - основа всей служ-бы на Утрени. В воскресный день, когда вспоминается Воскресение Христа из мертвых, после семнадцатой кафизмы на утрени, поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися», в которых вспоминаются события, сопровождающие Воскресение Христово - явление ангелов мироносицам и другое. Каждение в это время или при пении полиелеоса напоминает верующим благоухание мира, которое принесли жены-мироносицы для возлияния па Пречистое Тело Господа, но вместо сего получили радостную весть о Воскресении Христовом.
После пения или чтения антифонов следует чтение св. Евангелия, которое предваряется славословием: «Слава Тебе, Господи». В это время также как и во время шестопсалмия всякие движения в храме запрещены. После Евангелия поется в воскресные дни стихера «Воскресение Христово видевше...», а в праздники стихера празднику. Чтением покаянного псалма «Помилуй мя, Боже» заканчивается первая часть Утрени.
Вторая часть Утрени, начинающаяся каноном, посвящена прославлению события или святого, которому посвящен праздник. «Канон» - греческое слово, означает правило. Во время службы канон означает соединение нескольких песнопений, составленных по известному правилу, или порядку. Всех песней в каноне девять, и каждая начинается ирмосом, т. е. образцом для остальных стихов, или тропарей. На греческом языке каноны имели стихотворную форму и составлялись так, что из начальных букв каждого стиха составлялось какое-либо предложение, выражавшее известную мысль, что-то вроде современного акростиха. Эта мысль и называется «краеграние».
Содержание ирмоса первой песни заимствовано из песни Моисея, воспетой им после перехода через Чермное (Красное) море. Вторая песнь говорит об осуждении Моисеем непокорных евреев, и как обличительная песнь полагается только во время Великого поста, а в остальное время опускается. Содержание третьей песни - заимствовано из благодарственной песни матери пророка Самуила Анны, которая была прообразом неплодной языческой церкви. Четвертая песнь раскрывает хвалу пророка Аввакума, пророчески видевшего пришествие Господа на землю. Пятая молитва пророка Исайи о просвещении верующих. Шестая - песнь пророка Ионы, взывавшего к Богу из чрева китова. Седьмая и восьмая — это песни трех отроков, брошенных в вавилонскую пещь. Девятая песнь взята из пророческой песни Захарии о сыне своем Иоанне Пре-дотече, причем во время этой песни прославляется Пресвятая Богородица. Перед пением девятой песни лик певчих поет песнь Самой Богородицы «Величит душа моя Господа...».
Седален, чтение которого положено после третьей песни канона, показывает своим названием, что в это время читались какие-либо поучения, во время которых можно было сидеть. Кондак после шестой песни означает краткую песнь, в которой заключается краткий смысл праздника или похвала святому. Икос более пространно и широко раскрывает содержание праздника, намеченное в кондаке, поэтому икос без кондака один не читается. Ипакой, переводимый как внимание, послушание, означает, что надо выслушать это чтение с особым вниманием, так как содержанием ипакоя является истина Воскресения Христова и благовестие об этом событии мироносицам, апостолам и всему миру.
Светильны воскресные повествуют о послании апостолов ко всем народам для их христианского просвещения. В воскресенье светильнами оканчивается вторая часть утрени и начинается последняя - прославлением Бога Творца, и призыванием всей твари к Его славословию.
Заключительная часть утрени начинается с удивительного по красоте песнопения –«Хвалите Господа с небес». В великие праздники поются псалмы 148, 149, 150, в обычные дни эти псалмы читаются. После этих псалмов поются хвалитные стихеры. Затем звучит песнопение «Слава показавшему нам свет». Торжественно исполняется великое славословие «Слава в вышних Богу», «Хвалим Тя», которые заканчиваются трисвятою песнью «Святыи Боже». Наставник читает отпуст.
Богослужение утрени посвящено прославлению Господа, давшего нам не только дневной свет, но и духовный — Исуса Христа. В этом богослужении вспоминается то время, когда Христос явился на землю и жил в уничижении, проповедуя покаяние и приближение Царства Небесного. После утрени начинается Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра. Служба первого часа совершается в память приведения Христа на суд Пилату. В трех псалмах первого часа слышаться древнейшие утренние молитвы. В пер-вом из них пророк Давыд проявляет ревность свою о благочестии и отрицается от нечестивых, молится, чтобы грешники отлучились от своих мыслей. Во втором - исповедуется вечность и величие Творца и ничтожество человека, который, как трава, утром процветет, а вечером - отпадет, ожестеет и изсохнет. В третьем — воспевается милость и суд, указываются прошения и молитвы к Богу о удалении и наказании клеветников и гордых, о приближении к Себе только верных и непорочных. По окончании Первого часа совершается малый отпуст и прощение по обычаю. Крылошане поют три раза «Господи помилуй». Затем совершается исходное начало (семь поклонов) за завершение службы, после чего еще раз читаются исходное начало как благословение в путь. Затем христиане и тихо, со вниманием исходят все в свои дома.
Служба третьего часа начинается утром и содержит воспоминания о страданиях Господа, бывшие на суде у Пилата и до крестного шествия Спасителя на Голгофу. Церковь избрала для службы третьего часа 16 и 24 псалмы, в которых пророчески изображены: с одной стороны, наветы и злоба иудеев на Искупителя, а с другой — внутреннее состояние Господа, окруженного неистовыми врагами. Совершая третий час, христиане должны размышлять о тех надругательствах и невыносимых муках, которые перенес Спаситель во время суда над ним.
В шестой час Господь наш принес Себя в непорочную жертву Отцу и взошел на крест за спасение всего мира. На кресте Господь омыл грехи человеческого рода и взяв от среды рукописание этого долга, пригвоздил его ко Кресту. Избранные для этой службы псалмы - 53-й, 54-й и 90-й - указывают на предательство Иудино, на ненасытную ненависть и убийство Господа, совершенное иудеями, на землетрясение и мрак, покрывавший землю от шестого часа и девятого, на победу над смертью и адом.
В девятый час Господь сошел во ад и Своим Божественным Светом разрушил не-проницаемую тьму адовой бездны. Христос разрушил медные врата ада и сломал висевшие на них железные запоры. Господь «пленил спасительно плен святых», и переселил их с собой на небеса в «лоно Авраамово». Псалом 83-й девятого часа изображает желание, и стремление благочестивой души войти во дворы Господни, чтобы вечно обитать там со Спасителем. 84-й псалом возвещает об искуплении рода человеческого, совершенного Крестной смертью Спасителя, 85-й псалом заключает моление об усвоении нам силы Крестной смерти сына Божия, и о спасении людей уповающих на Исуса Христа.
Полунощница, как показывает самое название, есть богослужение, совершаемое в
полночь, в память полунощной молитвы Исуса Христа в Гефсиманском саду. Служба Полуношинцы учит помнить, что христиане должны быть всегда готовыми к ответу на Страшном Христовом Суде. «Не весте дне и часа, в онь же Сын человеческий придет» - сказал Христос, который появится неожиданно, подобно жениху в полунощи, как повествуется в евангельской притче «О десяти девах». На Полуношнице мы прежде всего очищаем себя чувствами покаяния и поэтому читаем 50-й псалом — покаянный. Затем чтением Великого 118 псалма (17-й кафизмы) утверждаем волю свою в законе Божием. Соединив свою волю с Божественной Волей, христианин, востав от сна, должен утвердить и сердце свое в истинной вере - для чего читается Символ Веры. Тропари на полуношнице напоминают нам о Втором Пришествии Господа, чтобы оно не застигло нас неподготовленными. Но приводя на память день Страшного Суда мы не можем не помянуть отцов и братию нашю. Поэтому в конце полуношницы полагается моление за усопших.
Павечерница — это краткое богослужение перед отходом ко сну. Сон есть образ смерти, поэтому молитвословия этого богослужения проникнуты мыслью о смерти и о том, что Христос после Своей смерти сошел во ад и вывел оттуда души людей, умерших с надеждою на пришествие в мир Искупителя. Павечерница бывает великая, средняя и малая. Великая Павечерница полагается в дни Великого поста и накануне праздников Рожества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы. Она разделяется на три части. В первой мы благодарим Бога за прошедший день и высказываем надежду, что Он даст нам спокойный сон в наступающую ночь, а после нашей смерти упокоит наши души вместе с праведными. Во второй высказываем свое покаяние пред Богом, а в третьей - славословим Бога и святых угодников. Средняя Павечерни-ца полагается в дни постов: она несколько сокращеннее Великой Павечерницы. Малая павечерница — это сокращение великой.