По древлеправославному обычаю християнин, приступая к молитве, должен взять на левую руку лестовку. В «Номоканоне» (лист 30-й) дано завещание св. Василия Великого бескнижному иноку, который должен за церковные службы класть поклоны или говорить молитву Исусову, по лестовке, там же указано, что лестовка должна иметь сто три узла, и на каждом узле нужно говорить молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В книге древлеписьменный «Гранограф» (лист 230) находится объяснение лестовки, а именно: «Лестовка имеет в себе 4 лапостка - в коих исповедуется 4 евангелиста. Обшивка около лапостков - Евангельское уче-ние. Между лапостками 7 передвижек - в знак 7 церковных Таинств. Где связана лестовка -по три ступеньки на стороне и в лестовке еще три - Великая, всего 9 - означает девять чинов ангельских и 9-месячное ношение в утробе Пресвятою Богородицею Превечного младен-ца Исуса Христа. От связки простое место -земля. Затем в лестовке 12 узлов, или бобоч-ков, означает - 12 апостолов с Господом по земле ходили, 39 бобочков - означает 39 не-дель и 2 дня Пресвятая Богородица во чреве Христа носила, 33 бобочка - тридцать три года Господь по земле ходил, а 17 бобочков -17 пророчеств о Христе было».
Нравственное значение лестовки для молящихся состоит в том, что христианин, будучи занят молитвою, не только душею своею тяготеет к Богу, но и в руках имеет такой предмет, который напоминает молящемуся о восхождении чрез молитву к Богу, как бы по лестнице, от земли на небо.