старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
 
Контакты Полезные ссылки О нас

Устав

Христианские правила

О нахождении в Церкви

Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное и трепетное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь, следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными стороны: "встани на обычном месте со страхом и трепетом, яко перед грозным судиею истязующем мысли и словеса, и дела наша, и всякия в себе упраздни до конца житейския помыслы, и яко на небо взыди. Ногами же встани плотно, сомжив оныя от колен до пят и от пят до перстов. Не смотри же на ненаказанных иже разставляют едину от другой далече, сие бо вражие усилие, который яко бы некиим клином раздвигая, разставляет. И видя сему повинующихся, бес, скача между ногами, играет, веселяся о нерадивом стоянии пред образом Божиим». Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая рука должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплотных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы.

Об этом было открыто в видении святому пророку Исайи: «в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной па-рой крыл закрывали лица, другой - ноги, а с помощью третьей пары летали» (Ис. 6, 1-4). Именно подражая ангельским чинам, славящим Бога, христиане, таким образом, складывают на молитве руки.

Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан мужчин было большим, чем сегодня, мужчины занимали правую, а женщины левую части храма. Став на свое место, надо находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиреной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании к святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а, в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:

Во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа наставника до молитвы «Приидите, поклонимся».

Во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, «во образ смирения и покаяния»;

Во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении шестопсалмия, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая Слову Божию.

Всякие движения, а тем более разговоры строго запрещены:

Во время чтения или пения Символа Православной веры: «Верую во Единаго Бога...»

Во время чтения молитв «Трисвятого» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно на Часах;

Во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается. Во время произнесения старшим в службе лицом, завершающего службу отпуста, который начинается словами, или «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради...».

Во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами «Радуйся, Невесто Неневестная» и «Аллилуйя».

Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами, а тем более с опаздывающими. Сотрудники храма и миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка - делать замечания. Однако, за-мечания надо делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Ни в коем случае нельзя изгонять инаковерующих, только указать отведенное для них место. Необходимо помнить, что если своими неправильными действиями отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.

Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали, как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, что делать. Нельзя вслух разговаривать с детьми, не понукать, не поучать в то время, когда уже идет служба. Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Родители должны следить, чтобы дети вели себя скромно. Дети должны приучаться слушать молитву. Ребенок не должен есть в храме. Если ребенок расплакался в храме, то необходимо сразу вывести его. Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят. Необходимо приучать детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением неспешно и благоговейно.

Находясь в храме, не думай осуждать вольные и невольные ошибки молящихся и прихожан, гораздо полезнее сокрушаться и вникать в собственные грехи и недостатки. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, надо всеми силами постараться справиться с этим искушением, при этом не раздражаясь. Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма, исключая вышеперечисленные случаи, когда надо сохранять особое благоговение, то при выходе из храма следует помолиться также как и при вхождении в храм.

Наверх