Все поклоны, поясные и земные, молящиеся совершают единодушно и единомыс-ленно, согласно указаниям церковного Устава, а не когда кому взбредет в голову. Поклоны необходимо творить истово и чинно, без излишней суетливости, или нарочитого замедления в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно строго определенному моменту службы. Христианские правила так описывают совершение крестного знамения: «Егда же начнеши знаменатися правою рукою, юже не подымай высоко, но от праваго плеча прямо уст на левое плече отнеси, левою же руку держа с вервицею (лестовкою) набок, выше пояса... Кланяяся разложи паки персты и мало руку отмахни книзу, и на другой поклон паки сложи. И тако слагая и распростирая на всякой молитве и поклоне и кланяйся обычно до пояса...». Священномученик протопоп Аввакум пишет, что при поясном поклоне надо главу с пупом уравнять. Из сказанного становится понятным, что поясной поклон не шейное кивание, но и опускать голову до колен тоже не следует. Причем всегда следует помнить, что по учению святых отец и Стоглавого собора «Аще кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да есть проклят». Перстос-ложение для крестного знамения должно быть только двуперстным. Земные поклоны полагаются на подручник. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли настолько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне. В древней Церкви не было принято молиться стоя на коленях, нет такого закона и в древлеправославии. В никонианскую церковь этот обычай проник после раскола, когда бездумно и небрежно были восприняты еретические законы Латинского Запада. В определенной степени моление в храме на коленях есть обычай кощунственный. Господь Исус Христос перед Своим добровольным страданием за род человеческий, в Гефсиманском саду дал нам образ молитвы: «Паде на лицы своем, моляся» (Евангелие от Матфея, зач. 108). Воины же, «ругавшиеся» т.е. насмехавшийся Господу во время Его Страстей, творили поругание «поклоньшеся на колену пред Ним» (Евангелие от Матфея, зач. 112). Понятно, какому из двух евангельских примеров соответствует обычай православный, а какому - латинский, проникшей затем в никонианизм.
Теперь попытаемся разобраться в Уставе о поклонах, который согласно святоотеческому церковному преданию учит следующему.
На молитве Святому Духу «Царю Небесныи», когда она читается или поется в ее начале, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, после завершения молитвы полагаем поклон с крестным знамением. В Великий Пост в конечный поклон этой молитвы совершается до земли, с крестным знамением. На «Трисвятом»: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» (трижды), три поклона с крестным знамением. На «Приидйте, поклонимся», три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: «кланяюсь», «поклоняюсь», «кланяемся», «поклоняемся», «поклонимся», «поклоняющееся», «поклоняющихся» и «поклоняющимся», всегда кланяются в пояс. На «Аллилуйя», когда она бывает после «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» за каким-либо псалмом, так: «Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже», трижды, три поклона в пояс, кроме «Аллилуйи» среди шестопсалмия. На молитвах «Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися нам» на Вечерни и «Слава в вышних Богу» (вначале) на Павечернице и на Утрени - три поясных поклона. На «Честнейшую херувим», когда эта молитва бывает в середине какого-либо исследования например, при молитве за ужин, всегда поясной поклон. В начале Полунощницы, на молитве «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе всяческих ради», ограждаются крестным знаме-нием без поклона единожды, а на следующей за этим молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», три поклона в пояс. После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени, совершаемой обычно с вечера, поклон всегда земной. После катавасии (схождения двух клиросов на середину храма), восьмой песни канона на утрени - поклон в пояс. На молебнах, на каждую катавасию совершается в общей сложности три поклона. На песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», которая поется на Утрени перед девятой песнью канона, на каждый припев «Честнейшую херувим» - поясной поклон, а на последний, шестой припев — поклон в землю. После молитвы Богородице «Достойно есть», или заменяющего его песнопения («задостойника») поклон всегда должен быть земной.
В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни до «Сподоби, Господи, в вечер сей ...» и Павечерницы до «Слава в вышних Богу ...» в воскресные дни Великого Поста вечером, и Утрени повседневной до первой «славы» на кафизмах - во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Главные поклоны в Великий Пост это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему ...», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на воскресных Вечернях под понедельник и в праздничные или полиелеосные службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной ве-ликопостной Утрени - до трех. На совершаемой в Пост в храме великой Павечернице после прочтения Символа Веры «Верую во Единаго Бога Отца...» поются по клиросам по дважды припевы: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных», и другие с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма, совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом - другой.
На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы все указанные поклоны - поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О, Пресвятая Госпоже...» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс. Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста, и поклоны на велико-постных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.