старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
 
Контакты Полезные ссылки О нас

Основы вероучения

О религиозном воспитании

"Религиозное воспитание в семье", Рига, 1937г. Из сборника статей под редакцией И.Н. ЗАВОЛОКО

      Жуткие дни мы переживаем. Быстро летят годы, годы полные грозных и апокалиптических событий. По попущению Божию "умножися нечестие в мире, везде и повсюду злая содевают".

На наших глазах люди превращаются в прожорливых червей, пользующих в прахе земном. Увлеченные житейской суетою, без мысли о будущем загробном воздаянии мы все прилепились к земному. Братская любовь, воздержанность в жизни и целомудрие - забыты. Наше правило - "кто кого может, тот того и гложет". Заветы старины благочестивой для нас устарели. Мы живем по духу времени.

"Возлюбиша мир и яже в мире. Похоть плотскую, похоть очес, гордость житейскую". Небывалый расцвет техники и в то же время небывалое духовное одичание. Совершается полная переоценка всех ценностей. То, что считалось когда-то самым высоким, теперь стало низким. Наоборот, мерзкое пред Господом стало высоким. Порок возводится в добродетель. А добродетель - в порок.

Современная семья часто напоминает гостиницу, где живут случайные люди. Семья теряет свое воспитательное значение. Пора оставить духовную спячку. Жизнь не ждет. Духовное гниение будет продолжаться и дальше, если не будем оказывать противодействия. Мало мечтать о прошлом. Надо строить будущее.

Дети — наше будущее. Основы человеческой личности закладываются в семье. Семья опять должна стать религиозно-воспитательной средой. Отсюда борьба за оздоровление устоев семьи, за религиозное воспитание. В этом нуждается общество, государство, церковь. Да послужит наше издание скромным вкладом в это общее дело.

Человек является на Божий свет самым беспомощным существом. В первые дни рождения он слабее всех тварей земных. Ребенок нуждается в помощи извне - в воспитании. Питать, напитать - значит ввести в организм необходимые питательные вещества. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества.

Воспитание - руководство, возведение человека к тому, чем он должен быть, оказание извне помощи в сложном деле формирования души человеческой. Воспитание - это передача старшим поколением подрастающему поколению умственного и нравственного опыта. Велико значение воспитания. Только через воспитание человек делается лучшим, говорил еще за много лет до Рождества Христова ученый мыслитель Платон. Воспитание мы находим и в мире животных, и птиц. Но у них оно носит бессознательный характер. Воспитание же ребенка должно быть сознательным. Воспитатели должны ясно предоставлять себе цель воспитания и пути достижения этой цели (способы и средства).

Люди, к сожалению, по-разному думают о том, чем должен быть воспитанный человек. Для многих это значит быть хорошо одетым, уметь красиво говорить на разных языках. Иные видят цель воспитания в развитии сухой учености, в развитии телесного здоровья. Такое воспитание частично необходимо, но оно недостаточно. Оно не касается глубин души человеческой. Цель истинного воспитания - образовать людей по уму мудрых, по действиям благоразумных, по сердцу благочестивых.

"Будите совершенни, якоже Отец ваш со-вершенен есть" (Мф. 5, 48). Вот наше предназначение, говорит христианство. Вот высокая цель, к которой мы должны постоянно стремиться.

Но как мало среди нас таких людей, которые живут четким сознанием этой цели. Как мало среди нас сознающих, что душа человеческая превыше всех благ мира. Забывая высокое благородство души, мы ценим только то, что блестит и сверкает, что хорошо пахнет и имеет хороший вкус, что веселит наши чувства, что удовлетворяет низшую (животную) половину нашего существа. Мы собираем богатства, любим почести, наслаждения, и праздные удовольствия, а о душевном развитии мало печемся.

"Мы не для того родились, чтобы только есть и пить, и облекаться в одежды, - говорит св. Иоанн Златоустый, - но чтобы приять божественное любомудрие, избегать зла, подвигаться в добродетели..., ибо созидая человека, Бог сказал, сотворим человека по образу Нашему и по подобию, а подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды (потому что Бог не ест, не пьет, не облекается в одежды), но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего, украшаемся добродетелью". Назначение человека в том, чтобы он познавал своего Творца и прославлял Его. Прославить же Бога мы можем своей благочестивой и праведной жизнью. Строить жизнь свою не так, как нам хочется, а как Бог и законы Церкви требуют.

"Прославите Бога в телесех ваших и в ду-шах ваших, яже суть Божия" (I Кор. 6, 20). "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" - говорит пре-мудрый Соломон (Еккл. 12, 13). К этой высокой цели и ведет религиозное воспитание. В основу человеческого воспитания должно положить учение Господа нашего Исуса Христа. В этом учении заключается истинное просвещение, истинная добродетель и истинное счастье для человека.

Религиозное чувство присуще человеку. Нужно помочь развитию этого чувства. Без него нет ни истинной любви к себе, к близким, ни верности родине. Дети безотчетно чувствуют Бога. Чувствуют Его сердцем, не умом, как взрослые. Дети стремятся к общению с Богом - они любят молиться. И молятся лучше нас.

Они желают служить Богу любовью, исполнять волю Божию. Это все добрыя задатки. Их надо развивать. В своем развитии они создают то, что св. апостол называет "мир и радость о Святом Духе". Развитие этих задатков и есть задача религиозного воспитания.

Если у ребенка будет хорошее религиозное воспитание - эти чувства разовьются. Если ребенок такого воспитания не получит, эти чувства у него ослабеют, заглохнут и он вырастет безбожником. Вот почему детям надо помогать в их духовном развитии. Надо их воспитывать. Питать - здоровой духовной пищей. Укреплять и развивать духовно-нравственные свойства детской души. Развивать у них хорошие привычки.
Задача истинного воспитания - помочь ребенку освободиться от оков грубой животности, воспитать чувство истины, нравственного добра и красоты. Подготовить ребенка и к этой жизни, и к жизни небесной. Направить главные силы свои на воспитание сердца. "От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лже-свидетельства, хулы" (Мф. 15, 19, зач.61). Надо всегда помнить воспитателям, что истинная культурность - в развитии и совершенствовании высших качеств души человека, в красоте его нравственных свойств, а не в совершенстве одного внешнего технического образования.

Воспитание детей у древних християн

Ревностно стремились древние христиане к достижению Царства Небесного, все усилия употребляли, чтобы и детей своих сделать достойными наследниками сего Царства.

К этой святой и высокой цели было направлено все образование и воспитание, какое они старались дать детям. Прежде всего древние христиане старались запечатлеть в дет-ском уме живое познание Исуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с молоком матери. Естественно поэтому, что в самых юных летах дети бестрепетно исповедовали святейше имя Господа пред мучителями. Одного христианского мальчика спрашивали: "Откуда узнал ты христианское учение о Едином Боге?" Он отвечал: "Мать моя научила меня. Когда я питался грудью своей матери, тогда я научился веровать во Христа".

Вместе с понятием об Искупителе детям внушали высокое учение об истинах веры. Христовой и правилах богоугодной жизни, как-то: об Едином Боге, вечной жизни, о любви к Богу, почтении к родителям, прощении обид, смирении, терпении, скромности, сострадательности, покорности и целомудрии.

Вообще св. Писание было первой учебной книгой, так что церковные писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Св. Писания, упражнением в Божественных Писаниях, а каждый дом християнский, семейство християнское - церковью. Св. учители Церкви говорили родителям: "Если вы хотите, чтобы дети ваши слушались вас, то приучайте их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться слушать и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий". Воспитывая детей, древние христиане тщательно удаляли их от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и чувства. Так, они детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, театральных зрелищах и играх, скрывали от них соблазнительные сочинения языческих писателей, предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой, удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения.

Вообще же древние христиане старались удалять от детей все то, что могло возмутить тихое и чистое сердце детей и произвести в нем нецеломудренные чувства и движения. Для этого они ограничивали в детях грубую и неумеренную похоть объедений и приучали их к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии. Невоздержность и сластолюбие считались главной причиной расстройства в теле, а также и началом всех телесных страстей, привязывающих человека к земле. Поэтому благоразумие воспитателей требовало давать детям пищу легкую, простую, не многосложную, полезную для тела, а не такую, которая бы нравилась и удовлетворяла прихотливому сластолюбию молодости, и которая не препятствовала бы упражнению в благочестивых занятиях.

Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для упражнения в чтении Св. Писание. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Св. Писания. Когда доходила очередь до устного изучения религиозных истин (догматических) и обязанностей христианина к Богу и ближним (нравственных), в руководство по этому предмету опять давали детям Св. Писание, задавая из него уроки для изучения наизусть. Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия, скоро свыкалась с этим благочестивым занятием, находила в нем, высокое для себя наслаждение и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям.

Блаженный Иероним рассказывает об од-ном христианине, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не прочитав наперед какой-нибудь главы из Св. Писания, никогда не ложился спать, прежде чем кто-нибудь из семейных его прочитает ему из св. книги какое-либо место. То же делал и поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимался за чтение.

Изучение истин веры и правил христианской жизни сопровождалось практическими примерами, деятельным образом, чрез совершение домашних молитв и общественных богослужений. Древние христиане в молитве проводили наибольшую часть Своего времени. Можно сказать, что вся их жизнь была непрестанная молитва. Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду и раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделье, садились за стол, вкушали пищу и выходили из-за стола, входили в дом и выходили из дому, - вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву Исусову. И в этой непрестанной молитве пребывали не одни взрослые или старые, но призывали и детей участвовать в богослужении общественном, а также и в домашнем, совершаемом главой семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли детей выучивать молитвы наизусть, петь псалмы, вставать на молитву и ночью.

Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыка к христианским добродетелям. Дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. В храм Божий родители обязательно брали на общую молитву своих детей. Дети христиан с малых лет приучались к Христовой службе. Они с вниманием следили за происходящим богослужением.

Поэтому храм Божий был истинным училищем всех христианских добродетелей, ибо здесь в молитвах своих дети со всеми вместе не только славили Бога и воздавали Ему должное поклонение, но и молились о ближних своих, так что приучались на практике выполнять две главнейшие заповеди Христа: о любви к Богу и о любви к ближним.

Вот какими мерами благочестивые воспитатели насаждали в сердцах юных учеников своих христианские добродетели и навыки. религиозное воспитание в семье.

Вошло в привычку считать творцами жизни государственных и общественных деятелей. Ученых, писателей, художников тоже принято называть творцами. Они духовно ведут человечество. Они намечают людям пути жизни. Все это справедливо до известной степени. Указанные люди влияют на жизнь. Это верно. Но основную окраску жизни дают все же не они.

Они пользуются полуготовым материалом. Первоначальную лепку людей, выработку характера совершают семья и школа. Настоящая мастерская здесь. Здесь отливают ум человеческий, волю и характер. А жизнь потом только дошлифовывает: улучшает или уродует.

Вот почему мало улучшать порядки государственные и общественные, издавать законы и пр. Самое главное - надо улучшать человеческую личность. Великое и самое сложное и святое искусство - формирование человеческой личности - начинается в семье. Семья - основная единица человеческого общества. От духовного здоровья и нравственной крепости этой начальной единицы зависит духовное здоровье и нравственная крепость всего общества. Там, где семья разрушается, там нет здорового молодого поколения. Даже в стране официального безбожия это начали понимать. И там начали вопить о кризисе семьи, о необходимости восстановления поруганного достоинства семьи.

Во всех странах вожди государственности призывают общество к оздоровлению семейных начал. Приходят к выводу, что только утвержденная на религиозной основе семья может явиться прочным основанием счастливой личной и общественной жизни.

Воспитание общественное, детские сады, спортивные и просветительные организации семьи заменить не могут. Только здоровая семья может обеспечить духовное развитие ребенка.

А истинное развитие души человеческой достигается путем приобщения юной души к Источнику, ведущему в жизнь вечную.

С первых дней своего бытия дети наши должны быть посвящены Богу. Поэтому главной обязанностью родителей и воспитателей должно быть пробуждение и утверждение в питомцах сыновнего страха и деятельной любви к Богу Отцу, Господу нашему Исусу Христу Сыну Божию и Всесвятому Духу. "Начало премудрости - страх Господень" (Пс. 110).

Главная задача семейного воспитания - воспитать ребенка полезным членом земного общества и истинно благочестивым христианином.

Когда мореплаватели отправляются в путь, они запасаются пищей, питьем и лекарствами. Наши дети - будущие пловцы по житейскому морю. Вооружаем ли мы их твердым знанием веры и непоколебимой стойкостью?

Кругом так много соблазнов и опасных подводных камней. Снабжаем ли мы детей наших одеждой благочестия, духовною пищею и питьем, лекарствами для души? А плавание предстоит такое опасное.

К сожалению, дети наши в современной семье такой подготовки не получают. Они вырастают духовно беспризорными. Заботятся о их телесном здравии, о предоставлении удовольствий, а о душевном развитии мало пекутся родители. Где играют, с кем играют - нас это мало интересует. Дети переимчивы. От плохих товарищей быстро воспринимают дурные обычаи. А результат? Приходит семилетка в школьный класс и окурки папирос с собой приносит. Нежный цветок блекнет прежде-временно. А кто виноват? Не только социальная среда и обстоятельства времени - очень часто виноваты и мы сами - родители. Не к нам ли относятся слова "блюдите, да не презрите единаго от малых сих". Как хороший садовник бережет нежный цветок от ветра и зноя, будем оберегать детей наших от всего, что может заразить их нежные, простые сердца, запятнать их светлые, чистые души. "Иже аще приемлет отроча (т. е. тот, кто заботится о дитяти, кто бережет его душу), тот Мене приемлет" - говорит нам в назидание Сам Исус Христос.

Мать - воспитательница

Воспитание юношества - одна из величайших и важнейших народных, общественных и государственных задач. Воспитывая юношество, мы воспитываем будущее народа. Как будет научена молодежь, так и пойдет будущее народа. "Наставь юношу при начале пути его. Он не уклонится от него когда и состареет" (Притчи 22, 6). Улыбающееся лицо матери мы видим с младенческих дней у своей колыбели. С улыбкой будит она наше сердце. Она учит нас первому слову. Материнский язык - это лучший и дорогой дар нашей матери. Потому и родной наш язык мы называем материнским. В деле воспитания ребенка - влияние матери самое сильное. Школа дает обычно внешнее воспитание. Воспитание матери касается самых тайников души.

Как губка впитывает в себя воду, так ребенок впитывает в себя все, что видит кругом. Счастлив будет ребенок, если он растет в благочестивой семье. У своей постельки он видит икону Спасителя или Богородицы с Младенцем в руках. Он видит лампадочку, которую мать возжигает в дни праздничные. Он видит свою любимую мать, которая стоит пред образом и горячо молится Богу. Ребенок еще не умеет говорить, но он проходит первый безмолвный урок Богопознания. Его мать - первая воспитательница. Дети особенно близки Богу. Близки Царствию Божию (Мф. 18, 3 - 5). Цветок полевой обращает свои лепестки к солнцу, а душа ребенка стремится к Богу. Нет солнца - и цветок вянет, теряет аромат, красоту. Также темнеет, вянет и грубеет детская душа, лишенная Божьего света. Счастливо дитя, которое вместе с первыми словами усваивает имя Исусово.

Велико значение матери - воспитательницы. Святые минуты далекого детства с любовью описывают великие писатели.

Мать - наш лучший и верный друг, не покидающий нас в самые тяжелые минуты жизни. Горе, беда - все находит отклики в сердце матери. Сколько бессонных ночей проводят матери у постелек больных детей. Велика любовь материнская. Время не разрушает эту любовь. Старость ее не охлаждает. Нет такого жестокого сердца на свете, которое не смягчилось бы при слове "мать".

Св. Григорий Богослов указывает, что глубокую веру в Бога ему внушила мать его Нонна. Или вспомним Анфису, воспитавшую учителя Церкви Иоанна Златоустого, О, если бы и современные матери им подражали! Не даром язычники изумлялисъ: "Какие женщи-ны у этих христиан!".

Женщина живет и руководствуется более чувством. А это указывает на то, что она предназначена не столько к общественной, сколько к домашней, семейной деятельности. Главное признание женщины - благоустройство дома и воспитание детей. Оторвать жен-щину-мать от семьи - значит подорвать самую основу семьи, а следовательно и основу общества и государства.

В отрыве женщины-матери от семьи и заключается главная причина кризиса современной семьи. Женщина-мать может чрез воспитание детей оздоровить нравственность в семье и обществе. К этому надо стремиться.

Если наше молодое поколение унесет из семьи два образа - образ любящей, верующей матери и образ сильного, благостного отца -за будущее не надо опасаться.

Воспитание преподобной Макрины

Преподобная Макрина, сестра Василия Великого (329-379) родилась в добродетельном семействе. Благочестивая мать ее не хотела поручать другим воспитание ума и сердца своей дочери. Как только младенческий язык Макрины начал образовывать стройные звуки, она стала произносить имя Христово.

Мать ее обыкновенно брала девочку на свои колени и рассказывала сообразнейшие с детским возрастом рассказы из Священного Писания. Таким образом юная Макрина научалась христианскому языку от своей родительницы.

Первые уроки грамотности она получила от своей родимой матери. Другие родители обычно начинали учение детей с басней, Макрина первой учебной книгой имела Псалтырь и Премудрость Соломонову. Многие отрывки она выучивала наизусть и тем радовала сердце матери. Одаренная умом отроковица, семи лет, уже хорошо знала Св. Писание. От своей матери она обучалась и пению. Не любострастные светские песни она исполняла, а "Свете тихии, святыи славы..." и сему подобные песнопения приводили ее слушателей в сладкое восхищение.

Первые понятия и слова дитяти были посвящены Богу - так воспитывала ее мать. Единому Богу принадлежат начатки всех плодов. Благочестивая мать определяла ее жить в свете, но предостерегала от суетности мира сего. Часто матери водят сами своих детей в театр и в разные увеселительные места. Ходить в храм Божий - была единственная прогулка Макрины. Женское рукоделие и наблюдение по дому были ее занятием. А чтение Св. Писания служило ей отдохновением.

После смерти своего жениха Макрина целиком посвятила себя Богу. Она облегчала домашние заботы матери, помогала воспитывать младших сестер и братьев, наставляя их в науках и добронравии.

Работая Господу в молитвах, постничестве, смирении и любви, провела свою земную жизнь преподобная Макрина и тихо предала Господу дух свой. Память ее — июля в 19 день.

Об Иулиании муромской

Во дни благоверного князя Ивана Васильевича, жил некий муж благоверен и нищелюбив, именем Иустин, саном ключник. И имел он жену боголюбиву и нищелюбиву, именем Стефаниду. И жили они во всяком благоверии и чистоте. И послал им Господь дочь - Иулианию.

С малых лет она возлюбила Бога и Пречистую Его Матерь. И родителей своих почитала и во всем им была послушна. Любила Иулиания смирение и молчание, молитве и посту с усердием прилежала. Когда Иулиания подросла, выдали ее замуж мужу доброродну и богату, именем Георгию, по прозванию Осорьину. И поручили ей свекор и свекровь править все домовное хозяйство. Она со всем смирением и послушанием все повеленное ими совершала. Имела же блаженная из детства обычай, всякий вечер довольно молиться Богу с земными поклонами. Такожде и восставая ото сна своего довольно Богу молилась. И мужа своего наставила тоже творить.

Когда же ее муж пребывал в походах, в то время она все ночи без сна проводила. Много Богу молилась. И не угасал свещник ее всю ночь.
Была она хитра пяличному делу. И продавала работу свою. Деньги нищим раздавала. О вдовах и сиротах, как настоящая мать заботилась, своими руками кормила и поила, омывала и обшивала.

И совершилось на ней премудрого Соломона слово: "Жену добру аще кто обрящет, дражайши каменя многоценнаго таковая, богатства не лишится и радуется о ней сердце мужа". Все в доме ее были одеты и насыщены, и каждому дело по силе его давала; а гордости и величания не любила. Вскоре гнев Божий постиг Русскую землю. Наступил голод великий. Много людей помирало. Иулиания же многую милостыню тайно от всех творила. Брала у свекрови пищу, будто бы на утреннее и полуденное ядение, и отдавала нищим. А сама она с детства только дважды в день вкушала. Когда же кто из нищих умирал, нанимала она обмыть его и покупала ризы погребальные. И на погребение деньги посылала. И когда видела в селе своем мертвеца погребаемого, знакомого и незнакомого, всегда довольно молилась о душе его.

Живя таким образом много лет у свекра и свекрови, ни в чем она их не преслушалась. Как родная дочь их почитала. И преставились в глубокой старости ее свекор и свекровь. Она же песнями и псалмами надгробными и благолепным погребением их почтила. И многую милостыню раздавала. И трапезы в доме своем поставляла: попам и монахам, и нищим, и вдо-вам, и сиротам.

Послал Господь ей испытание. Убили на войне ее сына. Хотя она и скорбела, но не кричала, не терзала на себе волос. Днем поминала сына своего, а ночи без сна проводила, моля Бога о прощении грехов усопшего. Пост и воздержание паче меры восприяла. По пятницам вовсе не вкушала и целый день в молитве проводила. По понедельникам же и средам единожды в день сухоядение без варева вкушала. А по субботам и по воскресеньям в доме своем трапезу поставляла. Слышала она заповедь Спасову: когда творишь пир или вечерю, не зови родню свою, ни соседей богатых, чтоб они тебя потом позвали; но зови нищих и убогих, которым нечем воздать тебе.

Преставился и муж ее. Тогда еще больше отверглась мирского Иулиания. Погребла мужа с псалмами и песнями, и многую милостыню сотворила нищим, и сорокоусты по могим церквам раздавала. И молилась о муже своем, Потому что слышала она писание глаголюще: добрая жена и по смерти мужа спасет. Поревновала она благочестивой Феодоре царице и прочим святым женам, которые по смерти о мужьях своих Бога умолили.

И с того времени пост к посту приложила. И молитву к молитве. И к слезам слезы. И милостыню паче меры показала. Брала у детей своих на теплую одежду, но все нищим раздавала, а сама без теплой одежды зимой оставалась. В дни голода из древесной коры и лебеды хлеб пекла и нищим раздавала. И не было слаще хлеба, который от нее получали.

Когда приблизилось честное ее преставление, призвала Иулиания детей своих. И целовала всех, и всем мир и прощение подавала. Потом легла, трижды перекрестилась и предала душу свою в руки Господа. Омыли и положили ее в клети. И в ту ночь видели там горящие свещи, а весь дом наполнился благоухания.

Воспитание в семье

В деле воспитания огромное значение имеет семья. К сожалению, есть до сих пор родители, непонимающие великого воспитательного значения семьи. "Мы отдали вам детей, - говорят они учителям школы, - и воспитывайте их". А дальше начинается обычная история. Дети плохо учатся, или характер плохой, опять разговоры: "учителя виноваты". Забывается, что школа ведает преимущественно обучением ребенка, а основы воспитания, выработка характера закладываются в семье. Не надо забывать, что дети проводят обычно 5-6 часов в школе, а остальное время в семье. Отбросив время на пищу, сон, остается 5-6 свободных часов в семье. В нормальной семье это время занято полезным занятием (чтение, приготовление уроков, помощь семье). В плохой же семье для ребенка скука. Нет интереса. Старшие заняты своей работой. Детьми не интересуются. Что же делать ребенку? Он идет на улицу, там ищет более интересного. И "интересного" там немало. Можно на подножке трамвая проехать или сзади подвеситься к пролетке. А то зайцем в кино пройти, по дороге стащив с ларька яблоки или сласти. А сколько "приятелей" на улице! Научат из оплеванных окурков дым пускать "колечками", ругаться "непотребными" словами и т. п. А главное - "свобода". Делаю, что хочу, ни за что не отвечаю.

И растет такой духовно беспризорный к ужасу своих родителей и соседей близких, не давая прохода ни другим детям, ни животным. Подрастет, в школу ведут - "на воспитание". А потом удивляются: "И в кого это мое дитё уродилось? Каждый день неприятности. Должно быть школа испортила". Станут учителя таким родителям гово-рить, что и в семье надо о детях заботиться, а им отвечают: "Мы хлеб зарабатываем. Тру-димся и целый день заняты". Это не отговорка. Воспитывать - это не значит сидеть все время сбоку ребенка и ходить за ним вслед, каждую минуту разные нравоучения читать. Другие опять говорят так: "Мы люди простые, малограмотные, где уж нам воспитанием заниматься". И это не отговорка. Собственный пример - лучшее средство воспитания. Этот пример должны показать мы сами: родители и воспитатели. Чтобы научить детей хорошим нравам и благочестию, семья должна сама этим отличаться. Если ведется жизнь домашняя в духе учения Церкви и Закона Божия, дети вырастают нравственными. Не ждите доброго от детей, если мы сами не дадим хорошего примера, если в семье нет духа благочестия и любви. Вспоминается такой случай. Пришел в школу папаша по вызову и сынка привел с собой.
- Не знаю, что с ним и в кого он драчун такой?
А мальчик не выдержал:
- Да, на меня жалуешься, а сам что делаешь? Пьяный домой придешь и сейчас мамку бить начинаешь.
И спросить такого родителя: кто по-твоему виноватым оказывается?

Вот пришел праздник, а родители не идут к службе храмовой, посвящают день развлечениям, в посту едят запрещенное, а потом удивляются, что дети растут дикарями. И вырастет такой ребенок, как цветок без тычинки. Не будет у него ни твердого убеждения, ни правильного взгляда на жизнь.

А сколько разных безобразий мы иногда на глазах детей творим. Есть такие семьи, где, что ни слово, то все бранятся и сквернят святое имя матери по всякому поводу. Мозг отравляют табаком и водкой, а слова скверным ядом похабщины. Дети очень наблюдательны и все подмечают. И тоже начинают повторять за старшими, что видят: и ругаются, и ногти краской мажут и губы.

Воспитание - нелегкое дело. Надо уметь к ребенку подойти. Не кричать, не запугивать. Это озлобляет только, и ребенок вовсе отбивается от семьи. Но строгость нужна. Любовь и строгость - вот условия правильного воспитания. Крайности в каждом деле вредны. Тоже и в деле воспитания. Иные считают, что главное - строгость. Больше страха - лучше будет. И вид имеют всегда строгий и слова строгие. Но строгость не на всех одинаково действует. Это надо помнить. В одной семье могут быть дети совсем разных характеров. Разумная строгость воспитывает характер, а не ломает его.

Иные родители, наоборот, злоупотребляют лаской. Потакают детям в разных шалостях. А в учительскую придут, так грудью защищают детей. При ребенке кричат: "Вы, учителя, его испортили, а он не виноват ни в чем". Вот ребенок и начинает думать, что он ни в чем не бывает виноват, все другие виноваты. Такое воспитание не даст хороших плодов, и ребенок вырастет своевольником. Иной раз следует прибегать и к мерам воздействия. Надо знать, когда и какую меру применить. Сна-чала выяснить причину проступка. Меры воздействия на детей следующие:

1) убеждение - родители объясняют и разъясняют, как надо было поступить и почему именно так. Ребенка надо приучить к сознательной дисциплине.
2) поощрение - у ребенка должна быть вера и в свои силы. Надо его поощрить в преодолевании трудностей. Но поощрять, надо осмотрительно. Поощрять только тогда, когда у ребенка нет уверенности в своих силах.
3) принуждение - взыскание. Более строгая мера воспитательного воздействия. Необходимо, чтобы у ребенка было сознание вины, а у воспитателя - справедливость. Св. Златоуст уподобляет детский и юношеский возраст коню без узды. Чем иного коня сдержишь, если не уздою? Необъезженный конь бывает упрям, - говорится в книге Премудрости сына Сирахова - а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Не давай ему воли в юности, и не по-творствуй неразумию его. "Начало Премудрости - страх Господень" - сказано в Писании.

Какой же это страх и в чем он состоит? Конечно не в том, чтобы научить детей бояться Бога, как пугается ребенок, когда ему розгу покажут. Надо внушить ребенку, что Господь Бог есть Отец его Небесный, Который любит детей. Надо внушить ребенку, чтобы он стал соблюдать Заповеди Божии во имя своей любви к Богу. И тогда родители со спокойной совестью дадут ответ пред Судьей: "Господи, се аз и дети мои".

Обращение к современной девушке

К вам, молодые девушки, мое обращение! Не ко всем - я вижу иногда и исключения - но, увы, к большинству из вас! Глядя на ваш облик, невольно является мысль: бедные, несчастные матери этих девушек! Сколько слез они проливали! Как горячо учили, умоляли, - но все тщетно! Кровью обливается измученное сердце матери. На душе у нее тревога: чем кончится этот, избранный ее дочерью, путь?

Кем заменила современная девушка своего лучшего в жизни советника и покровителя - мать? Чьи слова теперь для нее неоспоримый закон? Чьи примеры, воззрение на жизнь она теперь воспринимает? Ее дочь боится заслуживать кличку "отсталая", "старомодная". Ее дочь стремится подражать современной моде. И вот девушка принимает легкомысленный вид современных модниц. Срезает и курчавит безобразно свои волосы. Превращает миловидное свое лицо в актерскую маску с белилами и помадами. Показывает обнаженные руки и ноги. С каждым днем, с каждым шагом отходит все дальше и дальше от облика чистоты и нравственности.

Легкомысленные подруги влекут на путь разгула и бесстыдства. Пьянство, курение, совместное купание и сидение на берегу в непристойном виде. И девушка привыкает к тому, что раньше бы вызвало краску стыда на ее лице. О, бедная, безвольная русская девушка! Почему тебе идти надо за толпой? Не лучше ли самой указывать путь к светлым радостям духа? Милые девушки! Начните хотя бы с того, что в храм Божий перестаньте приходить в неподходящем виде. Не искажайте дарованной вам от Господа естественной красоты. Ищите настоящую красоту и истинную цель в жизни. Возродите вновь все благородство характера русской девушки: чистоту мысли, скромность и мягкость душевную. Тогда просветлеют лица ваших матерей! Тогда мы увидим достойный образ русской девушки - христианки. О вас будут говорить с уважением и восхищением. И Церковь Христова возрадуется о спасении вашем!

Наверх