Падение священства
Говоря о таинстве св. Причащения - необходимо указать, что не только у нас, но и вообще нигде нет его в настоящее время в приемлемом для истинных христиан виде, так как отсутствует священство с другоприемственным рукоположением, ведущее свое начало от Христа и его св. апостолов. Сам Господь через св. пророков и св. отцев предсказал определенно, что, имеющее быть совершенными священством беззакония, оно перестанет быть таковым, лишившись благодати Святаго Духа.
И пришло время, когда священство постепенно стало впадать в ересь в разных странах; пришла очередь и для страны русской, в которой единственно до времени патр. Никона существовала истинно православная иерархия.
Выше названный патриарх разделил общую судьбу отклонения священства от веры истинной и, начав вводить ереси, заразил таковыми все русское духовенство; отпав от благочестия, ввергнувшись в еретическую бездну - оно лишилось благодатной силы, ибо св. отцы говорят: "Ересь отделяет от церкви всякаго человека" (Деяние 7 Вселен. соб. Т. 7, ст. 93); "Благочестия отступити. Бога есть отступити" (Бесед, ап. Галат. Гл. 1, л. 1473).
Обратимся к доказательствам вышеуказанного утверждения о прекращении священства. Прежде всего вспомним слова пророка Иезекииля и толкования на них блаж. Иеронима, где удостоверимся в следующем: "За то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот Я Сам на пастырей взыщу стадо Мое от руки их и уничтожу их, чтобы они уже не пасли стадо Мое и чтобы пастыри не пасли более себя самих и избавлю стадо Мое от пасти их и уже не будут они пищею для них" (Иезек. 34, 9-10). Толкование. "Обращается же слово к пастырям израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев и учителей иудейского народа или в евангельском народе епископов, презвитеров и диаконов"...
"Вот Я Сам приду к пастырям и взыщу стадо Мое от руки тех коим лучше было бы, чтобы им повесили камни жерновые на шею, нежели чтобы они соблазнили самаго малаго из народа Моего".
"И это будет величайшим наказанием для них, что они не будут более пасти стада Моего и под видом овец пасти себя самих и скоплять богатства. И избавлю народ мой от пасти их" (Творен, бл. Иеронима. 4. 2, с. 94, 97-99. Изд. 2-е, 1912 г.).
В другом месте имеем слова пророка Иеремии: "Вопите пастыри и стенайте и посыпьте себя пеплом, вожди стада. Ибо исполнились дни ваши для умерщвления вашего и разсеяния вашего и вы падете, как сосуды драгоценные и погибнет бегство от пастырей и спасение от вождей стада" (Иеремия 25, 34-35).
Толкование. "Исполнились дни ваши для умерщвления вашего. Дни их исполнятся тогда, когда будут исполнены грехи. И они разсеются и падут, как сосуды драгоценные, так что, быв разбиты, не могут быть возстановлены и чем прежде были драгоценнее, тем больше ущерб от разрушения их или как овцы избранные, которые составят тучную жертву для желающих пожрать их" (Творен, бл. Иеронима. 4. 6, с. 435-436. Изд. 2-е, 1905 г.).
И в третьем месте блаженный Иероним говорит от имени пророка, применяя толкование о падении пастырей. "Пророк и священник осквернились; в доме Моем Я нашел пороки их, говорит Господь" (Иеремия 23, 11-12).
Толкование. "Дом же Христа есть Церковь... когда же они будут находиться в темноте и на пути скользском, т. е. в заблуждении еретическом, тогда будут вынуждены ко всякому колебанию и падут" (Бл. Иеронима. 4. 6, с. 405. Изд. 2, 1905 г.).
Приведенное выше пророчество, с толкованием блаж. Иеронима о падении пастырей как ветхозаветных, так и новозаветных - сбылось и у нас в России. За двадцать два года до раскола русской церкви игуменом Киевскаго Михайловскаго монастыря Нафанаилом была написана "Книга о Вере", напечатанная в Москве при патр. Иосифе 1648 г.
И в этом сочинении, вполне согласно с вышеуказанным, предусмотрен пророчески даже год падения священства. "По тысящи лет, - читаем мы в "Книге о Вере", - от воплощения Божия слова Рим отпаде со всеми западными странами от восточныя церкви. В пятьсотное же девятьдесят пятое лето по тысящи, жителие в малой Руссии к римскому костелу приступили и на всей воли римскаго папы заручную грамоту дали ему. Се второе оторвание христиан от восточныя церкви. Оберегая же сие пишет: егда исполнится 1666 лет, да не чтобы от прежде бывших вин зло некаково не пострадати и нам". "Аще кто достигнет тех времен, на брань с самим дьяволом" (Гл. 30, л. 272 об. и выше л. 271).
Как видим, в "Книге о Вере" отмечается после тысячи лет от Р. Х. отпадение Рима от благочестия со всеми западными странами, а в 1595 г. то же уклонение жителей Малороссии и присоединение к римскому костелу.
И, охраняя российское благочестие, автор в дальнейших строках предостерегает, что с наступлением 1666 г. не случилось бы и с нами того, что произошло с Римом, западными странами и Малороссией. С самим сатаною придется бороться в 1666 г. тому, кто достигнет его.
Сам Никон, более других знакомый с делом рук своих, весьма примечательно отзывался о своих подчиненных и соделанной работе: "Вся русская церковь впала в латинския догматы и учения" (История русской церкви митр. Макария, т. 12, с. 742).
"Отложилась от святой восточной Апостольской Церкви и приложилась к римскому костелу" (Там же, с. 724).
"Елицы ныне митрополиты, архиепископы и епископы... священницы и дьяконы, и протчия причетницы церковнии... Митрополиты уже несть к тому достойни именоваться митрополитами, тако же и архиепископы, даже до последних, аще и в чину себе сочетовывают и священных одежд лепотами украшенными являются, яко митрополиты и архиепископы и протчии, по святым Божественным канонам извержени суть; и елика благословляют - неблагословени суть. Ибо от тех крещени - некрещени, и поставлени - не причетницы... и такова ради все упразднилося святительство и священство" (проф. Каптерев. "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", т. 2, с. 200).
С упразднением же священства (только внешнее одеяние и людское титулование не служит признаком истинности таковаго) не может быть и видимаго таинства св. причащения, могущаго быть преподанным только истинно православными пастырьми.
Мучение за веру
А необходимо заметить, что во времена отпадения Рима от благочестия, равно как и заключения унии в Малороссии, происходили потрясающие события: не было предела страданиям и бедствиям христиан, гонимых и жестоко преследуемых отпадшими от благочестия. Вот это и имело в виду предуказание пророческой книги о том, что большее зло и горчайшия страдания придется претерпеть христианам в борьбе с самим дьяволом.
Так впоследствии, в точности по писанному, все так и случилось: пастыри русские с патр. Никоном во главе не только отступили от благочестия, впав в латинския ереси, но и подняли страшное гонение на верных христиан, отвергавших нововведенные догматы и еретические обычаи.
Единственного стойкого в вере в те годы испытаний епископа Павла Коломенского, не принявшего никоновских новшеств, патриарх, собственоручно избив до полусмерти, приказал направить страдальца в ссылку, где по распоряжению Никона же последний епископ был умерщвлен и тело его сожжено (История русской церкви митр. Макария, т. 12, с. 145 и 146). Живыми сожжены были в Пустоозерске протопоп Аввакум, священник Лазарь, инок Епифаний и некто Никифор (Очерки поповщины Л. И. Мельникова. Т. 7, с. 382).
Сухие выписки исторических обследований рисуют нам страдания предков наших за нежелание следовать ересям Никона. "Раскольников ссылали, заточали в тюрьмы, казематы и монастыри, пытали и жгли огнем накрепко, секли плетьми нещадно, рвали ноздри, вырезывали языки, рубили головы на плахах, клещами ломали ребры, кидали в деревянные клетки и, завалив соломой, сожигали, голых обливали холодной водой и замораживали, вешали, сожали на кол, четвертовали, выматывали жилы... словом все, что только могло изобрести человеческое зверство для устрашения паники и террора - все было пущено в ход" (Раскол и сектанство в русской народной жизни А. С. Пругавина, стр. 31, изд. 1905 г.).
Ум человеческий отказывается понять, как архипастыри церковные, именующие себя священством православным, могли проделывать этот ужас, вдохновляемый действительно самим дьяволом; отступничество римских пап, следуя указаниям английского историка Роберта Джемса (История христианской церкви. Т. 2.), и гонения с папизмом связанные - бледнеют пред изощренностью никоновских владык в пытках и смертоубийстве.
Весьма интересна еще одна справка, вполне подтверждающая основную мысль "Книги о Вере" в изображении стихийных событий того времени на Руси. "Высшее Церковное Управление в России" (Изд. Религиозно-философс. библ. 1905 г. стр. 89) так описывает происходившее: "При тишайшем Алексее Михайловиче значительная часть русского населения вдруг почувствовала, что жить нельзя, и в отчаянии бросилась в леса и пустыни, полезла в горящие срубы. Что же такое случилось? Этим людям показалось, что случилась величайшая на земли беда, что архиереи уклонились в латинство, не стало истинной духовной власти, в православном мире наступило царство антихристово. На престол митрополита-мученика сел патриарх-мучитель, сам принял латинство и других к тому принуждает".
Слуги антихриста
Теперь рассмотрим следующий пункт нашей беседы - о пророчествах и толкованиях св. отцев как доказательствах неизбежности превращения пастырей в служителей антихриста.
Св. пророк Захария говорит (11, 15): "И сказал Господь ко мне: еще возьми себе пастырские сосуды пастыря неискуснаго".
Блаженный Иероним приводит на сие следующее толкование: "несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть антихрист" (Творен, ч. 15, стр. 150, изд. 1915 г.).
А св. отец Ефрем Сирии подтверждает эту мысль словами: "В образе сего пастыря представляется антихрист" (Творен, св. Еф. Сирина, ч. 6, стр. 189, изд. 1901 г.).
Значит, пастыри неразумные, уклоняющиеся от веры истинной и грешащие против таковой, по словам св. Ефрема Сирина, представляют уже собою антихриста.
Понятие "антихрист" не есть и не будет личностью человека или другого живого существа, как это часто думают некоторые; представление о значении сего определения должно быть более широким, так что в этом понимании каждый еретик, отступник есть частица тела антихриста, и в отдельности является служителем его, увлекая доверчивых и слабодушных на пути неправды своим учением.
Вот такие-то лжепастыри, как слуги антихриста, отступлением от благочестия и уничтожили таинство св. Причащения.
Мерзость запустения
Антихрист истребит таинство св. Причащения -таковы разсуждения и пояснения св. Иоанна Златоуста. Антихрист через посланников своих начинает уничтожать жертву истинную, но придет время, когда не только везде, но и в Апостольской Церкви на месте святом "введет свою мерзость", и находящиеся в Иудеи истинные христиане да "бежат в горы", предупреждает книга Кириллова.
Необходимо пояснить - что означает "мерзость запустения" и как понимать "сущие во Иудеи да бежат в горы" На последние слова св. Иоанн Златоуст дает такое пояснение: "Иже суть во христианстве, да прибегают к Писанию, ибо от того времене, егда ереси Церковь возмущати начаша, ни единаго истиннаго христианскаго прибежища иже правость веры хотят познати, кроме Божественного Писания имети не могут" (Кн. о Вере, гл. 23, л. 215 об.).
Значит - кто является истинным христианином, тому надлежит всегда обращаться к св. Писанию, потому что со времени возмущения Церкви ересями ничто не может быть христианским прибежищем для познания истинной веры, кроме Божественного Писания.
И св. отец Ипполит папа римский, в своем слове указует нам, что "слышащи же Божественная Писания и в руках тая имущий и в мысли всегда поучающиеся, мнози прелести его убегнут" (Сл. 3, в нед. мясопустную по сборн., л. 183 об.).
Обратимся и мы к этому безспорному и единственному источнику в дальнейшем разборе понятия "мерзость запустения", имеющей быть водворенной антихристом на святом месте, и как понимать это последнее определение (святое место).
По поводу перваго в четьи минеях (житие св. Евсевия Самосатскаго) мы удостоверимся: "Тако не токмо совершеннаго возраста людие, но и малы отроки мерзяхуся тем еретическим епископом, иже яко мерзость запустения бяше на месте святе" (Четья минея, 22 июня, л. 149). В городе Самосате еретики изгнав епископа истинно православного, на место его определили себе подобного, и вот этого-то другого епископа еретика не только взрослые, но и дети называли мерзостью запустения на месте святом.
В том же источнике, но другом месте, мы читаем: "Ибо видети, в место истиннаго пастыря Христова, в Христово стадо вшедша волка во овчей архиерейства одежде. Правоверный убо народ одесский тому лжепастырю еретику сушу и аще мерзости запустения на месте святе в Церкви настоятельствующу, обратися нехотяй, исхождаху вне града в поле и на пустом месте собирающеся, совершаху службы Богу" (Четья минея августа 29, л. 527 об.).
Из приведенных мест св. Писания мы убеждаемся, что благочестивые люди появлявшихся еретических архиереев считали "мерзостью запустения" и, стараясь удалиться от мерзскаго, выходили на поле совершать Богослужение.
Блаженный Иероним подтверждает сие обозначение словами; "под мерзостью запустения можно понимать и всякое превратное учение, когда мы его увидим стоящим на святом месте, т. е. в Церкви" (Бл. Иеронима, ч. 16, стр. 250, изд. 1901 г.). Из приведенных мест св. Писания мы убеждаемся, что благочестивые люди появлявшихся еретических архиереев считали "мерзостью запустения" и, стараясь удалиться от мерзскаго, выходили на поле совершать Богослужение.
Место же святое обозначает престол, на котором должна приноситься жертва Богу, т. е. таинство св. Причащения, как об этом и говорит книга Кириллова на л. 31: "Престол место святое, на нем же священницы приносят жертву Богу, освящают хлеб и вино в тело и кровь Христову".
Следовательно, согласно приведеннаго выше, еретические архипастыри и пастыри суть служители антихриста, составляют тело его; они же являются мерзостью запустения, совершая службу на святом месте, т. е. на престоле.
Уничтожение св. причастия
В книге Кирилла Иеросалимского мы читаем: "О том бо Христосом святыи глаголет: яко антихрист прежде пришествия своего учинит, яже везде жертвенники и истинную жертву истребит и кумир свой на святом месте 'поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение посланнии от него лжепророцы начинают и от того познаваем, яко уже близ есть день Господский, егда бо запусте последняя жертва вседневная, установленная в церкви Соломони, якоже о том запустении в Евангелии глаголано, такожде и Даниилом пророком реченное, паки сбыстся и совершися и скончася власть иудейская и церковь разорена".
"Тако же в запустении будет нынешняя святая жертва иже не во храм Соломони, но яже по всему миру уставлена есть..."
"И не токмо везде и всюду, но и в начальной Церкви Апостольстей в Иеросалиме жертву истинную в запустение введет и свою злую мерзость на месте святем поставит, якоже пишет: Егда узрите мерзость запустения, стоящую на месте святем, тогда сущий во Июдеи да бежат в горы" (Книга Кириллова, лист 32 об.).
Антихрист истребит таинство св. Причащения -таковы рассуждения и пояснения св. Иоанна Златоуста: антихрист через посланников своих начинает уничтожать жертву истинную, но придет время, когда не только везде, но и в Апостольской церкви на месте святом "введет свою мерзость" и находящиеся в Иудеи истинные христиане да "бежат в горы", предупреждает книга Кириллова.
Заслуживает особенного внимания пророческое слово об антихристе учителя 3-го века святаго Ипполита папы римскаго: "Восплачутся же и Церкви Божий плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба Богоугодная. Священная Церкви яко овощное хранилище будут и честное тело и кровь Христова во днех онех не имать явитися" (Сл. 3, в нед. мясопустную по сборн., л. 184 оборот).
Другой св. отец, живший в 4 столетии, предсказывал: "Восплачутся тогда Церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет службы святыя во алтарех, ни приношения" (Ефрем Сирии, сл. 105 по сборн., л. 227 об.).
Св. отец Феодор Студит на стр. 440, пис. 80-го, т. 2, ч. 2 пишет: "Ибо храм оскверненный еретиками не есть святой храм Божий, но обыкновенный дом, как говорит Василий Великий, так как бывшей при нем ангел присущей каждой Церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом.
Послушай как Сам Он говорит: беззаконник, жряй ми тельца, яко убиваяй пса" (Исаия, 66, 3).
А блаженный Иероним (4. 2, ст. 155, изд. 1912 г.) указывает, что и еретики подражают кротости церковной, но приношение их является не как служение Богу, но как пища для демонов.
Следовательно, св. отцы поучают нас, что храм Божий, оскверненный еретиками, уподобляется простому дому и ангел Господень отступает от него; таинство же причащения, еретиками совершаемое в подражание истинному, является пищей демонов.
Внешнее, чисто театральное действо и поныне совершается под видом таинства причащения лжепастырями, в частности отступниками от древняго благочестия; но, памятуя указания св. отцов Церкви, истинные христиане должны всячески удаляться как от еретиков, так и их измышлений. Ведь еще св. Феодор Студит предостерегал: "А если опять он уклоняется (от причащения) по причине ереси, то это необходимо. Ибо причащение от еретика или явно осужденная) по жизни, отчуждает от Бога и предает дьяволу" (Феодор Студит, том 2, часть1, письмо 58, стр. 323).
Старообрядцы беспоповцы
Погрешают ли старообрядцы-беспоповцы против заповедей Божиих, когда бегут от пастырей-отступников, ложные таинства коих несут погибель их душам, по свидетельству св. отцов Церкви? Не погрешают; отсутствует же таинство у нас потому, что нет его в чистом, достойном его высокого назначения виде в нашем теперешнем мире, как и вообще наблюдается уклон и сдвиги с путей правды.
Господь Бог за грехи людские попускает оскверняться св. храмам, св. таинству, священству.
В четьи минеях августа месяца 20 дня в житии пророка Самуила читаем: "И не толь скоро народные грехи на отмщение подвизают прогневанного Бога, якоже грехи тех, иже властьми и народоправительми от Бога учинены суть"
"Ибо идеже аще постигнет праведная месть Божия, тамо не щадит и святыни".
"Тако Бог за грехи начальствующих подначальныя предает казнем и за скверныя дела служащих олтарю, попускает олтари святые нечестивых рукам в расхищение, и храмы святые в запустение" (лист 501 об.).
Из прочитанного следует, что Бог попускает быть мерзости запустения в святых олтарях за скверные дела служащих последним (т. е. священства).
В св. Писании по сему имеются еще таковые строки: "Дивишися возлюбленне, како Бог своя домы непощадевает, егда на земли гнев попущает. Аще бо святаго Ковчега не пощаде, но предаст его иноплеменником, со священники беззаконновавшими и храм освящения, и Херувим славы, и одежду, и пророчество, и помазания, и явления в попрание и осквернение языком, ниже святых церквей и пречистых тайн щадит" (книга Никона Черн. горы сл. 41, л. 308 об.).
Обоснованно сопоставляем вышеприведенное с осквернением и преданием в руки нечестивых как олтарей с престолами, так и св. Причащения со времен патр. Никона. А называемое причащением и в наши времена применяющееся у так лишь называемых православных мы оцениваем словами св. Феодора Студ.:
"Это бездна и сеть дьявола общение с еретиками. Попавшаго в эту сеть отлучает от Христа и отводит далеко от стада Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православнаго причащения от еретическаго общения. Первое просвещает, второе омрачает, одно соединяет со Христом, второе с дьяволом; одно оживляет душу, другое убивает" (Феодор Студит, том 2, часть 2, письмо 154, стр. 742, изд. 1908 г.).
Этому поучению св. отцов следуем и мы: если нет истинного таинства св. Причащения - не приемлем ложного, для души пагубного. Киприан Карфагенский указывает (в письме 56, ч. 1, стр. 316): "И так народ повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не учавствовать в жертвоприношении святотатственнаго священника"
Цитированный выше Феодор Студит пишет в том же 2-м томе: "Как божественный хлеб, котораго причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом противным Христу" (ч. 2, письмо 153, стр. 532).
Не забываем мы предостережения и блаж. Иеронима, в ч. 6-ой своих творений (стр. 78, издание 1905 г.) напоминающего христианам о церкви еретиков, "которая зазывает к себе несмысленнаго умом чтобы обольщенный ею он принимал воровские хлебы и воровскую воду, то есть: ложное таинство".
Спасительно ли св. причастие?
Необходимо отметить еще одно весьма важное в вопросе о таинстве св. Причащения: в своем даже чистом и неприкосновенном виде оно само по себе спасти человека не может, что и подтверждается ниже приводимыми доказательствами:
"Истиннаго убо в Июде послушествует, яко от пречистою руку Владыки Христа, пресвятыи хлеб приять и абие вниде в он сатана за недостоинство его" (Пр. марта 22, л. 117).
"Приими, рече, хлеб, ему же причастися от мене... Понеже убо Господь даде хлеб Июде, еда како в чувство пришед трапезы хлеба, отступит предания: но Июда не тако известися, тогда же до конца сатанин бысть" (Благ. Евангелие толк. Феофилакта на 45 зач. Еван. Иоанна, л. 222 и 223).
Как убеждаемся - апостол Июда, причастившись непосредственно из рук Самого Спасителя - все же погиб; обращение Христовых слов "прими от Меня хлеб и причастись" и совершение самого таинства причастия, имевшего целью образумить и привести в чувство Июду Искариотского - не удержало последнего от величайшего преступления и собственной погибели.
Следовательно, не причащение имеет силу спасти человека, удержать его от преступления - зависит это прежде всего от самого христианина, распознаваемого по образу его жизни, по добрым делам, но не по тому признаку - причащается ли он, как об этом учит и нас св. Иоанн Златоуст.
"Не подобает бо верному от причащения святых тайн познаватися, но от изряднаго жития и дела благоприятнаго" (Благ. Еванг. в предисловии от Матфея, нравоучен. Иоанна Злат., л. 24).
Разбойник, распятый со Христом и считавшийся отчаявшимся грешником, был введен Спасителем в рай, хотя, конечно, в течении своей многогрешной жизни никогда не причащался; об этом говорит св. Ефрем Сирин:
"Так как Июдеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): "Если кто не примет Плоти Моей, не имеет жизни?" (Иоанна б, 53): (выше). Когда принял от разбойника веру, взамен ея даром дая ему неизмеримыя, даром излил перед ним сокровища свои, тотчас же перенес его в рай свой и там поставил введеннаго (в рай) над сокровищами своими: со Мною будешь в раю желаний!" (Твор. Еф. Сирина, ч. 8, стр. 306-5).
Святой отец ссылается в этом случае на то место из св. Евангелия, которым так любят нас укорять "радетели" староверия, приводя известные слова Спасителя: "Если кто не примет Плоти Моей, не имеет жизни".
Св. Ефрем Сирин, как бы подчеркивая сие, вопрошает; "Но где же то сказанное, что кто не причащается, тот и не спасется?" Ведь ввел же Господь в рай разбойника, за искреннюю веру его даровав все блага.
Можно спастись человеку и без видимого причащения в условиях, определивших бытие последователей древняго православия. Новообрядческая церковь в лице памятных г. г. миссионеров буквально неистовствовала, запугивая и без того загнанную мудрость правителей и их приспешников беспоповщину пресловутым отсутствием чувственного причащения.
Разражаясь громом и молниями по поводу нашего "погибельного прегрешения", отцы иезуитского пошиба дипломатически обходили каверзную для их способов "усовещательной" обработки книгу "Жезл правления", изданную по благословению двух греческих патриархов и всем собором 1666 года. В означенном источнике уже никоновского происхождения мы читаем то, что предпочитали умалчивать сокрушающиеся о нас "расколоведы": "Ведати нужда есть всем, яко тайны церковныя иныя суть по нужди посредния, каковы суть миропомазание, евхаристия, и елеопомазание, их же аще кто и не сподобится, нужды некоея ради, спасен быти может. Иныя же по нужди заповеди, те же ести две: крещение и покаяние, ею же кроме несть леть спасение получити" (Жезл правл., л. 49 об., изд. 1666 г.).
В другой книжице, изданной новообрядческим митрополитом (петербургским и новгородским) Григорием под названием "Истинно-древняя, истинно-православная Церковь" на стр. 311 значится: "Во всех таких случаях, усердно желающий причаститься, хотя на самом деле не причащается, причащается духовно: то есть, тогда ему, по его усердному желанию причаститься святых Христовых тайн, вменяется в действительное причащение его усердное желание причаститься, подобно тому, как Аврааму вменилась в правду его вера. Кто так духовно причащается, тот получает все блага, какия получает причащающийся самым делом" (ч. 1, изд. 1898 года).
Приведенные тексты из никоновского богословия, в разрез горячим миссионерским головам, также неоспоримо поддерживают нашу основную мысль о возможности спасения без св. Причащения, когда нет такового в непоруганном виде.
Но и в наше достойное горького плача время старообрядцы-беспоповцы имеют свое утешение, ибо располагают, по ниже приводимым свидетельствам святых отцов, другим жертвенником, высоким, но невидимым, -жертвой коего и причащаются духовно. Св. Григорий Богослов говорит: "Недопустят к жертвенникам, но я знаю другой жертвенник, образом котораго служат ныне видимые жертвенники... который весь дело ума и к которому восходят созерцанием. Ему буду предстоять я, на нем пожру приятное Богу и жертву приношение и всесожжения, столько же лучшия приносимыя ныне, сколько истина лучше тени... от сего жертвенника не отвлечет меня никто; изгонят из города, но не изгонят из того града, который горе" (Твор. Григория Богосл., ч. 1, ст. 382 и 3, изд. Сойкина).
Вот к какому жертвеннику обращен молитвенный взор наш еще со времен злосчастного реформатора патр. Никона; св. отец Афанасий Александрийский поучает в своих творениях: "Не постыдятся во время лютое" (псал. 36, 19). Во времена гонений, при оскудении учителей, сам Господь духом Своим препитает верующих в Него" (ч. 4, стр. 29, изд. 1903 г. в толков, на псалмы по выписк. Пермякова ч. 1, л. 222 об.).
В части 3-ей (посл. 4 стр. 98-9) св. отец разъясняет более обширно и определенно: "Сей же образ речи примечаю и в Евангелии от Иоанна, когда Господь беседуя о вкушении тела Его и видя, что многие тем соблазнялись, говорит: "сие ли вы блазнит? Аще убо узрите Сына человеческаго восходяща, иде же бе прежде. Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже, глаголы, яже Аз глаголах вам дух суть и живот суть" (Иоанн, 6, 63). Ибо говорит: яже глаголах вам, дух суть и живот. А сие значило то, что показуется и дастся за спасение мира, есть плоть, которую ношу Я. Но сия плоть и кровь ея дана будет Мною вам духовно в снедь, так что Она каждому уделяема будет духовно и для всех соделается сохранением в воскресение вечной жизни" (Твор. Афанасия Александрийского по выписк. Пермякова ч. 1, стр. 220 об.).
И мы, старообрядцы, не имея ныне видимого таинства св. Причащения и совершителей такового, получаем все же возможность по вере в Исуса Христа причащаться духовно, согласно слов св. Афанасия Александрийского и св. Григория Богослова.
Это духовное приобщение к Телу и Крови Господним происходит и при посредстве познания слова Божия, как о сем пишет бл. Иероним: "Так как тело Господа есть истинное брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в чтении писаний: ибо истинное брашно и питие, которое приемлется из слова Божия, есть знание писаний" (Блаж. Иероним ч. б, стр. 37).
Послесловие ко второму изданию
Предлагаемая брошюра рассчитана на людей, уже хорошо знакомых с христианским вероучением, способных к серьезному и вдумчивому чтению. Для людей, только еще приходящих в наше смутное время к вере в Господа, в первое время следовало бы рекомендовать для чтения те книги, которые могут быть ими усвоены легко и без чрезмерного духовного и умственного напряжения.
О духовном причастии староверами-поморцами написано немало, да и к сказанному наставником Рижской Гребенщиковской общины о. Михаилом Власовым († 1958) трудно что-либо добавить. Разве только несколько строк.
Последователи новообрядчества сегодня как никогда настойчиво повторяют известные слова Христа: "Если кто не примет плоти моей, не имеет жизни" (Ин., 6, 53), - обращая их против староверов, не имеющих священства, а следовательно и таинства Евхаристии.
Между тем слова эти становятся сетью вовсе не для староверов, а напротив, - для тех, кто пытается использовать их против древлеправославных христиан.
Прежде всего задумаемся; сами ли староверы лишили себя священства, а вместе с тем и Евхаристии, или это относится к "заслугам" новообрядцев? Кто уничтожал, ссылал, казнил древлеправославных епископов и священников? Разве это делали староверы? Получается, что новообрядцы, считая, что лишение Евхаристии оставляет огромное число глубоко верующих русских людей без надежды на спасение и вечную жизнь, все же обрекли их на вечные мучения и духовную смерть! Но ведь и им тогда за это награда от Бога будет невелика! Может, тогда не о нас лучше поплакать, а о себе? Обычно новообрядцы возражают: "Были, конечно, с нашей стороны несправедливости по отношению к староверам, но ведь прошло много времени, и мы признаем свои ошибки, теперь нет повода для отчуждения, и вы, староверы, грешите против Бога, что по-прежнему остаетесь без Евхаристии". В этих словах справедливо лишь одно: зла и обид держать не надо. Но и забывать свою историю нам не следовало бы. Один только Господь знает, какое море слез и крови было пролито русскими людьми за свою Старую Веру, зато всякому христианину хорошо известно, что истинная Вера Христова никогда не распространялась насилием и кровью. Староверов мечом, огнем и каторжными кандалами приводили к "св. причастию", и было бы удивительно, если бы при этом у них не зародилось мысли, что по духу своему это будет причастие вовсе не Христу, а напротив - антихристу. Слово исторической правды и искреннего покаяния со стороны новообрядцев (за редким исключением) пока так и не прозвучало. Ведь были не "несправедливости" и "ошибки", было хорошо организованное и огромное по своим масштабам массовое уничтожение духовно наиболее развитых представителей своего же народа. Теперь нечто подобное называется геноцидом. И если истоки, корни новообрядческой иерархии питались христианской, а не Христовой плотью и кровью, то может ли быть уверенность в том, что и выросшее на этих корнях дерево (т. е. современная новообрядческая церковь) готовит для всех вкушающих от нее живоносные плоды? Дай, как говорится. Бог ошибаться в этом, но если имеется хоть сколько-нибудь серьезная почва для сомнений, то имеет ли право христианин подходить к Св. Причастию?
А разве поводов для таких сомнений не дает нам вся история нашего народа? Мало кто сомневается в том, что большевики ответственны за доведение в короткое время России до духовного и экономического кризиса, но разве не достиг духовный кризис наивысшей остроты еще в 1917 году, в который Россия вступила после 250-летней монополии новообрядцев на истину? Почему в массе своей народ русский так легко отказался от Христа, только ли "инородцы" и "иноверцы" в этом виноваты? Ответственность за духовное состояние русского народа новообрядческая церковь взяла на себя сама, и взяла насильно, - с нее и спрос. "По плодам их узнаете их", -говорил Христос (Мф., 7, 16), и поводов для раздумий эти "плоды" дают немало и в наше время.
Вернемся опять к главному доводу новообрядцев (Ин., 6, 53). Удивительное явление: всегда стремятся они подчеркнуть свою утонченность, богословскую изощренность, неприязнь к буквализму, "духовному невежеству" и т. д., но приведенные слова Христа стали для них каким-то камнем преткновения - понимаются они почему-то на этот раз исключительно буквально. Между тем не надо заканчивать духовные академии, чтобы понять, что в этих и подобных словах Христа главная мысль содержится не в напоминании о видимом таинстве Евхаристии, а о жизни в соответствии с верой во Христа, в усвоении всем существом человеческим Спасительной Жертвы Исуса Христа. Это представляется настолько очевидным, что даже не требует каких-то доказательств Нужно всего-лишь почаще читать святоотеческое писание, да и само Евангелие. Да и не называл ли Себя Христос также "источником воды живой", предлагая пить от Себя всем? Не следовало бы новообрядцам приписывать себе исключительное право толкования Св. Писания, а признать, что в словах (Ин., 6, 53) есть, конечно, буквальный смысл, имеющий отношение к таинству св. Евхаристии, но прежде всего видеть в них духовный смысл. И предки наши во времена благочестия имели св. Евхаристию, с благоговением совершали таинство в воспоминание Жертвы Христовой, но не впадали в крайность буквализма. М. Власов напоминает нам о спасшемся на кресте разбойнике, можно еще прочитать в минеях или прологах и о тех уверовавших во Христа св. мучениках, которое не то, что св. Евхаристии, но и св. Крещения еще не успели удостоиться (как и разбойник), но пострадали за веру и удостоены венца. Всякий буквализм в толковании Св. Писания может привести к опасным ересям. Так и в данном случае: кто дал право новообрядцам ограничивать Всемогущие Божие? Разве достойно звания образованных богословов ставить действие Благодати Божией в зависимость от случайных обстоятельств земной жизни? Разве отсутствие земного священства прекращает или ограничивает действие Св. Духа и Христос уже более не Первосвященник? Нет, никониане смогли уничтожить епископа Павла Коломенского, но уничтожить Милость Божию и Его Всемогущество не удастся никому. Да, у нас нет видимого таинства, но не мы повинны в его уничижении. Мы всем своим сердцем желаем Причастия Св. Тайн Христовых и верим, что нас в доброте Своей не оставит Тот, Кто есть в Существе Своем - Преизбыточная Любовь и Совершенство!
Мыслящий человек должен различать видимую и невидимую сторону таинства. Если выполнять лишь одну форму, которая, хотя и в искаженном виде, но все же осталась у новообрядцев, то всегда ли можно иметь уверенность в действенности таинства? Ведь любой старообрядческий наставник самовольно может надеть на себя священнические одежды и дерзнуть совершить таинство, но в то же время совершенно ясно, что таинство не будет действительным, ибо дерзнувший восхитил себе не полученное им от Церкви, нарушил преемственность, совершил то, на что не имеет полномочий и благословения от предшественников. У новообрядцев видимая сторона таинства не прерывалась, что служит для них постоянным поводом для снисходительного отношения к староверам. Но все ли так просто с невидимой стороной? Не осталась ли одна внешняя форма? Благодать - вещь невидимая, не отступила ли она от тех никонианских архиереев, на совести которых были и плач сирот, и рыдание вдов, и искалеченные жизни? Не от тех ли архиереев преемственно получили хиротонию нынешние священнослужители? Не те ли архиереи, наконец, не просто отвергли родное церковное предание, но глумились над ним и подвергли проклятию? Не нарушило ли как раз это проклятие вместе с благословением и подстрекательством гражданской власти на насилие ту самую апостольскую преемственность, которой так гордятся новообрядцы? В том-то и дело, что невозможно не признать, что видимая сторона никак не может гарантировать действительность таинства, если не выполняются другие важные условия, а первое из них -апостольская преемственность, причем не только по форме, но и по духу. А вот что касается невидимой стороны таинства, зависящей от Бога, то это как раз важнейшая сторона, без которой от таинства остается одна бездейственная форма. И множество тому примеров в церковной истории, когда по милости своей Господь подавал людям Свои Дары, не взирая на внешние обстоятельства: "Человекам это невозможно. Богу же все возможно" (Мф., 19, 26).
Как бы ни странно для новообрядцев было бы слышать, но никто так не благоговеет перед чистотой таинства Св. Евхаристии, как именно староверы-беспоповцы. Новообрядцам надо бы было однажды честно признать - существует ли их церковное общество на тех основах, которые были заложены семью Вселенскими и девятью Поместными соборами, которые называются "церковные правила" и составляют неотъемлемую часть Древлеправославного Священного Предания? То, что сейчас можно видеть в новообрядческих храмах при совершении "крещения" и "евхаристии", - это, как может показаться, в лучшем случае не св. таинство, а церковный обряд, в худшем - глумление над таинством. Когда в последний раз церковные правила применялись к новообрядческим пастырям и пастве? Ведь всякий знакомый с этими правилами знает, что в нынешнее время, согласно древним церковным канонам, к св. Причастию практически очень редкий человек может быть без соответствующей епитимий, длящейся годами, допущен. Кто и когда отменил церковные правила? Кто и когда внес в Церковь новые правила? К чему нас вольно или невольно призывают новообрядцы - к отступлению от Св. Предания, к замене таинства обрядом?
Так пусть уж лучше в Древлеправославной Церкви хранится светлое и чистое воспоминание о непопранном Престоле Божием, на который Господь вновь придет ступить в День Второго и Великого Своего Пришествия! Если же есть у нас вера и дела, если есть любовь и правда Божия, то есть и надежда на Милосердие Творца и Спасителя!
Богу нашему слава, ныне и присно, во веки веком.
Аминь
Издание Братства ревнителей Древлеправославия во имя святого священномученика Киприана, еп. Карфагенского.
Издательский дом "Третий Рим", Москва, 1999 г.