Андрей Щеглов
Представленная книга «Споры беспоповцев Преображенского кладбища и Покровской часовни о браке» СПб. 1865 г. (часть первая, часть вторая) характерна и показательна не только с исторической стороны для освещения полемики о принятии беззаконного брака. Хотелось бы обратить внимание читателя на исключительно важный момент. Если пропустить никонианскую трескотню о сектантстве и неправомочности беспоповства в целом, то на первое место выйдет главный вопрос в беспоповской полемике о принятии брака. Его очень четко подметил никонианский полемист Н. Надеждин. И вопрос этот имеет не только каноническое значение – может ли брак существовать без священства. Именно в такой канонической плоскости и выстраивалась полемика между беспоповцами в XIX веке и начале века XX. Сторонний противник беспоповства заметил исключительно важный момент, который часто ускользает за каноническими правилами. После последнего отступления и пришествия всеобщего духовного антихриста брак становится не только невозможен по каноническим правилам. Безусловно, без священства нет брака, потому полноценная христианская жизнь возможна только на «чистом житии». В своих основах это жизнь христианского аскета, определенного на монашеское житие. Чтобы спастись, надо стать «мироотречником» от антихристова мира со всеми его благами, соблазнами и дебелостью. В числе соблазнов в первобытном учении беспоповства называлось сладостное брачное житие. Отсюда брак невозможен в антихристовы времена. Отсюда предельный аскетизм бытия. Отсюда беззаконное сожительство попадает под отлучение от соборной молитвы и жития. Отсюда так строги старопоморские соборы к т.н. «новоженам» то есть людям отошедшим от первоначальной чистоты жития.
Первоначальное учение говорило о том, что не только физическим делением будут возрастать и спасаться христиане, а тем, что избранным людям Гспдь откроет Истину и они оставят свое прежнее нечестивое житие, присоединятся к Истинной Церкви.
Никониане очень четко уловили тот момент, что ослабление аскетизма и признание беззаконного брака, а с ним и всего антихристова остального мира приведет постепенному отпадению от Христианского Учения и растворении христиан в никонианстве или каком другом « -анстве». В чем и заключен главный смысл этой небольшой книги. Поэтому вопрос о сохранении чистоты жития есть вопрос не только канонический, но и вероучительный. Ослабление аскетического начала, а также и вообще всяких христианских представлений мы ныне видим на примере некогда знаменитой Преображенки. К чему это приведет, не вызывает сомнений – к полной ассимиляции и растворению старопоморских начал. Глядя на современных преображенских «христиан» мне уже не кажется удивительным, что там вскоре завоют никонианские попы.
И последнее, представленная книга взята из коллекции последнего председателя Преображенской общины Михаила Ивановича Чуванова.