старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Ангелы
Контакты Полезные ссылки О нас

Основы вероучения

Правила христианской жизни

       В нынешнее развращенное и прелестное время, обуреваемое самыми низменными страстями, человек один на один остался с Богом. Нет истинного священства, напутствующего человеческий род в Царство Небесное, и все трудней становится без изменения блюсти предание матери нашей Церкви. Святая, Соборная, Непорочная и Апостольская Церковь вновь гонима и вновь скрывается в «пустыни» от дьявольского змея.

Древлеписьменный Апокалипсис называет Церковь Непорочной Женой, парящей на орлиных крыльях в пустыню. Населенный мир становится для Церкви пустыней. В мире становится все меньше и меньше благодати, почти полностью отсутствует правда и истина. Церковь на крыльях Ветхого и Нового Закона улетает и удаляется от еретических учений, искажающих Христову Истину. Церковь утверждается в «пустыни» среди неискусных и неученых людей, о которых говорил Господь: «Яко утаил еси от премудрых и разумных и открыл еси сия младенцем» (Лука 52). Христианская жизнь сама становится пустыней, удаленной от всех сует мира, но стоящая в неизменном исполнении апостольских и святоотеческих преданий. Бегущая и скрывающаяся Церковь-жена или истинная христианская вера, становится поносимой и гонимой от всякой идеологии и иноверия.

В настоящее время понятие «православный христианин» стало часто употребительно. Многие люди определяют себя этим понятием, вкладывая в него различные противоположные значения, бесконечно далекие от прямого, первоначального смысла. Древлеправославная Церковь учит, что истинный христианин есть не тот, кто только называет себя словом «христианин», а тот, кто всячески удаляется от лукавых соблазнов мира и ищет спасения своей души.

Нарицающий себя христианином, часто не имеет представления о начале и совершении христианского жития, помогающего человеку соблюдать свою жизнь в Господних заповедях. Христианин должен знать, что не только без веры в Христа, но и без исполнения Божественных заповедей, чистого жития и святоотеческого закона спастись невозможно.

В обыденной жизни мы часто выступаем именно как нарицаемые, а не подлинные христиане. Мы не знаем, а те, кто ведают, часто не соблюдают и не исполняют христианский закон. Ниже мы хотим представить выдержки из книги, называемой «Поучение о Христианском житии», вышедшей в Москве, в Преображенском монастыре. Написана книга была старопоморским наставником Трофимом Ивановичем «жителем Кинешемских стран», который был духовным сыном знаменитого старопоморского наставника Ильи Ивановича .

В Поучении жестко и нелицеприятно определяется повседневная христианская жизнь. Для многих она может показаться слишком тяжелой и невозможной, но кто сказал, что христианское житие – это легкое посещение жизненного «театра». Христианская жизнь есть тяжелый духовный подвиг, преодоление страстей и пороков, и на этом пути святоотеческий закон является ничем незакрепленной нитью, висящей над бездной. Но только эта нить ведет к спасению в Царствии Небесном. Сам Господь учит нас, говоря: «В терпении Вашем стяжите душа ваша, да не малодушествуйте, и паки: претерпевыи же до конца тои спасен будет».

Греховный закон плоти побуждает человека стремиться к удовольствию и избегать страдания. Подлинное христианство считает, что вольное несение духовных трудов есть воздержание и терпеливое перенесение невольных страданий. Духовное преодоление жизненных трудов, умерщвление плоти составляет главный смысл христианской жизни. Заслуженные и незаслуженные страдания уничтожают страсти и удовольствия, которые бурлят в нашей грешной душе. Страдания всегда служат к прощению грехов.

Все святые отцы считали телесное счастье безразличным для истинной христианской жизни и спасения своей души. Чувственные удовольствия и влечения к пище, женщинам, деньгам и оскорбителям возбуждают самые низменные и страстные части души – похоть и раздражительность, чревоугодие и блуд, сребролюбие и славу. Ничто так не порабощает греховного человека, как страсти и удовольствия.

Христианское житие – это обуздание страстных сил души, подчинение их разуму. Для борьбы с греховной похотью удовольствий человеку нужно прибегнуть к тяжелым подвигам умерщвления плоти. Против чревоугодия нужно стяжать воздержание, против блуда – целомудрие, против сребролюбия – нестяжательность, против тщеславия и гордости – смирение.

«Поучение о Христианском житии» книга, которая очень ясно показывает, что спасение души зависит от человека, вернее от сферы его воли и желания. Чем более христианин ограничивает свои чувственные вожделения, тем больше он приближается к искуплению и спасению, тем ближе он ко Христу.

Книга «Поучение о Христианском житии» была рассмотрена и утверждена на Соборе, происходившем в 1805 году, в Преображенском старопоморском монастыре.

«Сие Писание у прежних отец было писано и мы сему последуем. Не хотящих последовати, Суду Божию оставляем.

  • Илья Алексеевич Ковылин
  • Сергии Яковлевич подписуюсь
  • Семен Михайлов
  • Лука Терентьев
  • Илия Алексеев
  • Иван Ипатов
  • Федор Сергеев
  • Никита Григорьев Верейский
  • Кинешемских стран житель
  • Андрей Михайлов подписуюсь
  •  
  • Сие подписание бысть в лето 7313-е (1805)
  • Маия в 9 день"

О безвременном приеме пищи

Наверх

Христианское житие есть постоянное воздержание и терпение, в том числе и в пище. Христианин может, если нет поста (где соблюдаются особые правила) есть максимум два раза в сутки. Обычно это обед и ужин. Тот, кто принимает пищу чаще, отлучается от церковной службы на две недели, творя при этом 1500 земных поклонов. Невоздержанных в пище, Писание называет «тайноядцами» и чревоугодниками, поменявшими спасение души на «гортанную сладость». Если кто принимает пищу до обеда или до ужина, то молится за этот грех 300 земных поклонов или 6 месяцев молится по 16 земных поклонов. Преподобный авва Дорофей говорил, что «если имеет человек десять добрых дел и одно злое, то часто злое дело перекрывает десять добрых. Как человек невоздержанно ест, так тайно поедает его душу Диавол».

О том, что христианам подобает терпеть скорби и болезни с благодарностью.

Наверх

В нынешнее последнее многоплачевное время православным христианам надо с усердием и сердечной любовью терпеть скорби и болезни. В напастях, бедах и в гонениях мы должны крепко стоять в истинной православной вере и выносить все невзгоды ради Господа нашего Исуса Христа, воспринимать все мучения с благодарностью. Кто сумеет сохранить во всем злом и антихристовом бытии Христову Истину неповрежденной, тот получит воздаяние наравне с мучениками и страстотерпцами за Христа.

На верного Истине христианина, внимающего Божественным Законам не могут повлиять ни человеческие, ни бесовские соблазны. Как писал священномученик авва Дорофей: «Кто примет повседневную скорбь и нужду ради Господа, то такого человека венчает вместе с мучениками Бог. Если кто умирает телесным подвигом за Христа, то Господь воздает ему мученическую честь».

Если же кто не имеет ни болезни, ни беды, ни печали, то подобает такому человеку каждый день вспоминать свое тленное житие со слезами и думать о спасении своей души. Если плачет человек о душе своей, то могут быть прощены его грехи и он заслужит вечной жизни.

О том, как не подобает иметь злой памяти друг на друга

Наверх

Всем пребывающем в православии надо опасаться и страшиться великого и малого злопомнения. Каждый день необходимо смотреть внутрь себя и не пребывать в злобе. Христианин не может гневаться на кого-либо и должен постоянно молиться Господу. Надо проститься с обидчиком или простить ему его согрешения против себя лично и только потом начинать молиться.

И если кто не простит грехи другого, тот молится не Богу, но Диаволу. И если кто говорит «Отче наш», то не Отца Небесного призывает и прославляет, но Отца Диавола. Книга Номоканон говорит: «Кто имеет вражду на кого-либо в Церковь не входит, не принимаются его приношения, пока не смирится и не простится, потому что молитва злобного человека вменяется в грех». Наказание за злопамятство Священные Правила устанавливают следующее: сколько дней человек пробыл в злобе, то за каждый такой день он молится 50 земных поклонов.

Божественный Иоанн Златоуст говорит в Большом Соборнике: «Сердитый человек есть храмина бесовская, а помнящий зло включает в себя весь дом Сатанин, поэтому подобает опасно блюстись и храниться от всякой ненависти, гнева и памятозлобия, потому что ожидают такого человека страшные и грозные муки». Убоимся страшного наказания и мы, о возлюбленная о Христе братия, ради горького, лютого и ужасного смертного посечения и страшного вечного мучения.

О молитве над оскверненными сосудами

Наверх

Христианину подобает блюсти в священной чистоте пищевые сосуды. Оставленный сосуд должен быть прикрыт со словами Исусовой молитвы. Если в сосуд впал некий гад, то он изымается, а сосуд отмаливается тремя лестовками (300 поясных поклонов).

Если что-то скверное только начало гнить в сосуде, тогда содержимое сосуда изливается в другой чистый сосуд. Сосуды ставятся вместе перед иконами и за них молятся пять лестовок.

Если впадший гад, полностью изгнил в сосуде, то содержимое сосуда изливается на землю и отдается скотам и псам, а сам сосуд разбивается. Само брашно и питие необходимо делать с благословением, с чистыми и умовенными руками, и всегда с Исусовой молитвой.

Христианские сосуды подобает хранить от прикосновения поганых и еретических рук

Наверх

Все христиане должны опасаться прикосновения мирских рук к христианским сосудам и пище. Матфей Иерусалимский в 50 правиле пишет: «Если некто поганый осквернит рукой своей вино или масло, то это не достоит христианам вкушать». Преподобный Феодосий говорил князю Изяславу, что оскверненному сосуду от еретических рук необходимо дать молитву. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Если армянин и христианин будут вместе в пути, а чаша у них будет единая, то если прежде из нее испьет армянин, то христианину из нее не пить, а сосуду молитву не давать».

Христианские святые утверждают нас не смешиваться с еретиками и язычниками, но разделять верных от неверных и в жизни, и в еде, и в питии. Христианин должен гнушаться еретиками и не брать ничего из еретических рук. Если кто пьет и ест с неверными, сам становится подобным еретикам и губит свою душу и от того впадает в еретическую прелесть. Нельзя христианину ходить в поганые кабаки и рестораны, где присутствует плотская похоть и нечистота. Божественный Иоанн Златоуст в Маргарите пишет: «… Если кто с еретиками вместе ест, то он называется врагом Христовым. Питающийся вместе с еретиками, в Церковь не допускается и христиане отвращаются от нарушителя как идолослужителя».

Необходимо содержать святые иконы в чистоте и часто их очищать

Наверх

Святые иконы должны содержаться в чести. Их необходимо содержать в чистоте. Место, где стоят иконы, должно быть очищено от всякой нечистоты и праха, потому что христианские дома называются Церквями.

О том, что не подобает отдавать иконы мирским людям, язычникам, еретикам, иудеям

Святые образы, сделанные христианскими руками, нельзя отдавать мирским людям, причастным различным ересям. В дома еретиков входят лжепопы, творят окропление и молебствуют по условиям своей скверной ереси. Невозможно, чтобы в одном месте был Христос с Велиаром. Малый Соборник говорит по этому поводу: «Еретики служат Отцу своему Диаволу и во всем противятся Богу. Если нечестивые держат место, да избегаешь его». Невозможно святыни отдавать псам.

Возможно передавать иконы еретикам, которые обещают обратиться в христианский закон. Святое Писание свидетельствует по этому поводу: Царю Константину бывшему еще неверным, Господь Вседержитель показал Крест на Небесах и повелел образ этого Креста пронести перед войсками. Нерукотворный Образ Господь послал к царю Авгарю, бывшему тогда поганым. Великомученица Варвара еще неверной и некрещеной получила от святого старца образ Пресвятой Богородицы. Но святые образы могут передаваться только тем, кто готов принять благочестивую веру.

О том, как не подобает без обещания принимать в Закон Божий

Наверх

Принимающий Божий Закон и готовящийся принять Крещение должен иметь твердое понятие о христианской вере и христианском житии. Первое, что будет возвещено то это ведение целомудренной жизни. Христианину нельзя совместно жить с женатыми детьми и замужними дочерями в одном доме.

Второе, необходимо ограничить общение с мирскими, не ходить к ним в гости и на различные праздники, несмотря на то, что среди мирских остались родственники. Нельзя мыться в мирских банях, особенно из общих сосудов. Не пить хмельного пития, не есть мяса. Все эти ограничения накладываются на христиан из-за лишения Пречистых Божьих Тайн. За все, что куплено с мирских торжищ, необходимо помолиться Господу Богу.

Если христианин ходит с мирскими людьми в баню и парится с ними, то такой отлучается от церкви и творит 1000 земных поклонов. Если кто не знал о таком запрещении молится - 300 земных поклонов. Если кто помоется из мирских сосудов - положит 100 земных поклонов.

Новому человеку надо разъяснить все молитвенные правила: о соблюдении дневного молитвенного круга, келейного правила на каждый день. Христианин должен знать время соблюдения постов и стараться не ходить в мирской одежде. До обеда и после ужина ничего не вкушать – ни овоща, ни лесных ягод. В питье тоже ограничение – часто не пить, один или два раза.

Христианину подобает отмечать Господние Праздники и Воскресные дни. Перед Праздником и Воскресением поздно не работать. Нельзя ходить к разного рода волшебникам и магам. Умерших мирских людей не провожать до их церкви. Не браниться не только матерными словами, но и иными скверными выражениями. Не петь и не слушать бесовских песен.

Не ходить на разные театральные представления со скачущими бесами, не плясать и не скакать. Не ходить на свадьбы. Не советовать молодым людям жениться или идти замуж, а поучать чистому и целомудренному житию. Как говорит Василий Великий: «Отрекшийся мира будет спрошен, может ли жить без жены?... И если преступят к сластолюбивому блудному житию, то отвергаются от верных и примут запрещение».

Наше многопечальное время не согласуется с прежним благочестивым временем, когда были истинные епископы, священники и церкви Божьи. За отсутствием священного чина некому венчать брак.

Нельзя с еретиками и иноверными молиться в одной церкви и одном доме

Наверх

Древние христианские отцы не только не позволяли молиться с еретиками, но и запрещали даже перекреститься с ними вместе. Что может объединять верных с неверными? Христиане не должны допускать жить и молиться между собой иноверцам: ни эллину, ни жидовину, ни еретику. Если мирские люди захотят узнать об истинной вере и хотят послушать христианского чтения и пения, то их желание должно поддерживаться. Иноверные не должны лишаться возможности лицезреть истинную веру. Пролог описывает случай с неким сарацином, въехавшим в Божий храм на коне. Сарацин узрел, как иерей закланывает агнца в Божественной Литургии, и от того покаялся и принял истинную веру и спасение. Великий князь Владимир много испытывал вер, но поражен был христианским богослужением.

О невозможности принятия трапезы на одном столе с иноверными

За одним столом с неверными не подобает есть. Всячески стоит этого опасаться, так как стол, как и сосуд, представляют собой единство. Любая христианская трапеза подобна священной трапезе. Трапеза еретическая не имеет священного смысла – это беззаконная трапеза. Православный христианин не может приступать к такой трапезе, но и к своей не может допустить еретиков и иноверных. В неверных нет христианской веры и нет в них Бога.

На трапезе полагается сидеть в безмолвии, творить Исусову молитву и помнить о страхе смертном. Великий грех сидеть за трапезой и произносить праздные и смехотворительные беседы. Такой человек, по Святому Писанию, отступил от Бога и Бог отступил от него, молитва его не принимается и все его труды напрасны.

О том, что не подобает вместе с еретиками в одном доме жить, и ничем это не оправдывать

Наверх

Подобает под всяким видом, словом и мыслью удаляться от неверных и еретиков. Христианин не должен оправдывать нечестивого человека словом или делом, потому что тогда оправдывается под видом добра зло. Святой Афанасий Александрийский говорит о недопустимости принимать в своих дома еретиков, чтобы верные не осквернялись от неверных. Невозможно христианину жить с теми нарицаемыми христианами, которые вместо скромности и смирения украшаются различными одеждами и ходят на еретические праздники и позорные гульбища.

Такие христиане только именуются таковыми, а на самом деле хуже поганых язычников. Святые учили, что лучше жить со зверями в пещерах и пропастях, чем пребывать с беззаконными людьми. Божественный Златоуст в Маргарите пишет: «Христианин, проживший жизнь как ангел, но общавшийся с еретиками в дружбе и любви, чужд будет Владыки Христа». Если христианин видит ересь или грех, то не должен молчать, молчащий есть потаковщик ереси или греху. Всякий христианин освящается исповеданием веры. Предстоит нам гнушаться и отбегать от еретиков, как от ядовитых змей и лютых львов.

Святой Иоанн митрополит никейский, и Афанасии Александрийский и Досифей, ученик преподобного Зосимы, учат: «Еретиков в дом не пускать, чтобы верные не осквернялись от зловерных». Благодать Божья отбегает от этих мест, где пребывают еретики, там присутствует не Господь, но бесы.

О том, как не подобает естественную мокроту испускать на Восток

Естественную нужду или мокроту естества нельзя испускать на Восток, но стараться делать это на Запад или Север. Всякие естественные испражнения должны совершаться с Исусовой молитвой (в этом случае - про себя). Хотя естественные отправления и выглядят скверно и нечисто, но по своей природе, от начала сотворены Богом.

Без нужды нельзя трогать свое тело и срамные уды руками, кроме обычной естественной нужды. Если кто с похотолюбием взирает на свое тело и половые органы, то таковое наблюдение приравнивается к блуду. Священные Правила говорят: «Инок аще имеется за срамныи уд и поглядает его, яко блуд сотворил есть». Книга Старчество в главе 34 определяет наказание за отправление естественной нужды на Восток в количестве 300 поклонов в течение шести дней.

О пьянстве, как подобает его опасаться

Наверх

Христианам не полагается вкушать хмельного пития и ходить в скверные кабаки. Таковые христиане отвергаются от христианского общения. Пьянство есть прелесть мира, и если христианин пьянственную скверную мерзость и нечистоту приемлет, то принимает смертоносный яд, ведущий к мерзости греха. Святые отцы уподобляют пьяниц блудникам, хищникам и идолослужителям, испивающих бесовскую чашу. В душу, осквернившуюся от пьянства, не может войти Святой Дух. Ничто так не любезно бесу, как наслаждение и пьянство. Божественный Златоуст учит: «Не изливай сокровища, не вводи пьянства, как начала печали». Пьянство есть радость Диаволу, рождающая злое забытье, злой сон. Пьяный сон уподобляется смерти, как образ мертвости.

Если кто имеет в своем доме хмельное питие и тайно пьянствует- да постится за этот грех 40 дней по 100 земных поклонов на день. Если христианин ходит в мирские кабаки и пьет из скверных сосудов, то должен поститься 40 дней и молиться 100 земных поклонов на день.

О том, как не подобает христианину искать опасности

Христианину запрещено самому искать опасность или какие-либо напасти. Сам Господь говорит: «Если гонят вас в одном городе, бегите в другой город». О том же писали и многие святые, избегавшие гонений в пустынях, горах и пещерах. Предать себя в добровольные напасти могут только очень крепкие и твердые христиане, способные до конца вынести мучения.

Святой Афанасий говорит: «Если кто будет переходить реку и перед ним идут люди, и тот, следуя им, утонет, то примет мученическую смерть. Но если, бессмысленно рискуя, будет переходить реку, утонет, то его смерть будет расцениваться как самоубийственная. Также если кто по неведомой нужде залез на дерево, затем упадет оттуда, и разобьется то будет считаться самоубийцей».

Человек, гонимый ради Христовой веры, может предать сам себя смерти или погибнуть от рук мучителей, но не отказываться от Христовой Церкви. Если Божественный Промысел поставит христианина перед мучениями и тот их испугается, он будет осужден как неверный или как убивший себя.

Откровение Иоанна Богослова показывает, что «Страшливым и маловерным участь им во озере огненном со Диаволом будет неизмолимо». Перед лицом мучений и гонений христианин должен стоять до конца, в том числе и до смерти. Ради Христовой любви, святая мученица Домника со своими дочерями, чтобы не попасть в руки нечестивых, утопилась в реке. «Лучше утопиться водой, чем предаться в руки беззаконных мучителей» (Минея Четия Октябрь 15). Святая Пелагея, спасаясь от осквернения, выбросилась из окна на землю, от мучителей. Княгиня Ольга, нареченная в святом Крещении Елена, сказала (Июль 11): «Лучше в воде утопиться, нежели в блуд впасти».

Если христианин услышит о возможных гонениях, то ему подобает бежать по Господнему Слову. Но если избежать мучений невозможно из-за полного обстояния нечестивых, тогда необходимо поститься, молиться и предать себя в Судьбы Господни, и просить у Господа избавления от рук нечестивых. Но если необходимо, то стоит принять все мучения до конца, в том числе и до смерти. «Будете готовы на всяко время и паки бдите и молитеся да не внидите в напасть».

О том, как не подобает никого и никак обидеть

Наверх

В настоящие последние времена подобает всем православным христианам, пребывающим в гонениях, храниться в духовных и телесных делах. Нельзя никого обижать и утаивать у себя чужое. По Святому Писанию, с лихом приобретенное имение, вызывает на весь дом и человека небесный огонь. «Восхищая и приемля чужая с неправдою 5 лет в покаянии пребудет, а поклонов 100 на день». По Писанию, обидчик осуждается как вор и разбойник. Как говорили святые «Лучше обидимому быти, нежели обидети кого чим».

О том, как подобает бояться осуждения ближнего

С большой осторожностью следует остерегаться осуждения и клеветы всякому человеку в православии пребывающему, чтобы не уподобиться бесам и антихристу. Христианину необходимо держаться безмолвия и избегать многоглаголания, потому что от многословия происходит клевета и осуждение.

Книга Пролог за сентябрь рассказывает как Господь, обращаясь к предстоящим Ему ангелам, приказал изринуть в Ад душу одного человека, который осудил брата своего раньше Господнего Суда.

О том, как никогда не подобает браниться

Православный христианин должен сохраняться от произношения всяческих бранных слов. Нельзя произносить матерных или черных слов осуждения, например, слова «урод».

Если человек скверно и нечисто бранится, то Бог отворачивается от сквернословящего. Святой Василий Великий говорит: «Если кто клевещет на человека, тем самым возводит клевету и осуждает Бога, Его же Суд гораздо более страшен, чем суд человеческий». Брань и смехотворное глумление над человеком есть грехи, которые подлежат исповеди и покаянию. Если кто матерно браниться, то сотворит за этот грех покаяние в виде 1000 земных поклонов. Если кто назовет человека «бесом», да сотворит 300 земных поклонов.

Василий Великий устанавливает правило для наказания бранящегося христианина: «Если брат бранится и бесчестит свою братию, то полагается ему совершить 100 земных поклонов. Клевещущий на брата и слушающий клевещущего – оба достойны отлучения от Церкви».

О измывании своего нагого тела

Если кто захочет помыться в реке или в доме, то тем самым осязает и моет руками свое нагое тело и тайные его члены. Для очищения этого греха соборное постановление древних отцов устанавливает отмолиться одну лестовку (Сто поклонов).

Многие христианские святые никогда не обнажали своего тела, о чем нам рассказывают разные жития. Святой Василий Великий, рассказывая о постничестве Исака Сирина, поведал следующее: «Не пристало обнажать что либо от своих телесных членов, не касаться своего или чужого нагого тела без большой необходимости».

О том, как надо блюстись от всяких игр и бесчинных действий

Наверх

Всем православным христианам необходимо блюсти себя в душевной чистоте. Юные должны бояться бесовских игр, танцев, всякого бесчинства и скверны, старые опасаться глумления, смехотворения и неподобных бесед.

Христиане не должны взирать на скверные, нечистые, богоненавистные и проклятые игрища. Игры дьявольские – это различные скакания, плясания, всякая бесовская музыка, бесовские песни и прочие пустые козлогласования.

Если кто из православных Христовых рабов хочет спастись, то подобает всячески избегать, как лютого змея, бесовских позорищ. Христианин, участвующий во всяком песенном и театральном глумотворении, осуждается как идолослужитель. Все игрецы и глумотворцы называются внуками Диавола и советниками Сатаны.

О играющих христианских детях, а родителем им в этом потворствующих

Христиане, имеющие у себя малолетних детей, отвечают за них перед Богом. На родителей налагается тяжкая и великая церковная казнь за небрежение к детям. Родители должны учить своих чад Страху Божьему и направлять их по истинному христианскому пути. Детей необходимо уберегать от всякой скверны, нечистоты, воровства, грабежа и бранных слов.

Родители будут подвергнуты Страшному Суду и вечному огню, если позволят своим детям жить по своей воле, и творить всякие беззаконные игры и танцевальные плясания. Кормчая книга так определяет этих родителей: «Если кто не наказывает свое дитя жить по Учению Христову – да будет проклят». Внемлите этому родители и устрашитесь наказания святоотеческого, потому что можете быть осуждены более, чем разбойники.

О почитании наставников и учителей

Всем христианам подобает во всем слушаться и повиноваться наставникам и учителям, не свариться с ними, и не злословить о них. Если придется претерпеть от них какую-либо досаду, то терпеть с благодарностью и безгневием. Не клеветать на учителей и не слушать клевещущих. Сам Господь о них говорит: «Слушающий вас слушает Меня, отвергающий вас, отвергается Меня». По словам Апостола: «Помните наставников ваших, потому что говорят Слово Божие». Поэтому повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь им, потому что бдят о душах наших.

В отсутствие священства, у христиан наставниками могут быть мирские люди, как пишет Кормчая: «Учитель, даже если и мирской человек, знающий Божественное учение, такой да учит».

Гневаться нельзя не только на духовных учителей, но и на своего брата. Священные Правила устанавливают, что «ненавидящий человека, два года кается и молиться 40 земных поклонов в день».

Терпеть от людей необходимо всякую обиду, но только не развращение Христианской веры. В случае ереси, даже если и ангел будет возглашать перед христианином, то не покоряться, и крепко блюсти Христово Учение.

Христианину надо бояться и страшиться гордыни и высокоумия, но всячески смирять себя и считать себя наихудшим из людей.

За отсутствие священства и святой Литургии полагается молиться двести поклонов

Наверх

Существует предание, идущее от древних христианских отцов, что в Христовы и Богородичные праздники, праздники великих святых и воскресные дни, необходимо молиться за лишение Божественной Литургии. Книга Номоканон в 8 главе говорит: «Если инок лишится Святой Литургии, да сотворит 200 поклонов, исповедуя этот грех, как смертный».

Подобает нам, братья, усердно молиться и просить в молитве дара Пречистого Тела Христова и Животворящей Его крови. Видимым образом Причастие в наши времена мы получить не можем, но получаем невидимо, духовно. «Просите с верой и будет вам».

О молении за пищу, созданную погаными руками. Поскольку многие святые предпочитали умереть от голода чем есть нечестивую пищу.

Созданную от поганых рук пищу, нельзя принимать просто так, ей необходимо дать молитву от Господа Бога, и очистить ее от скверны. Христиане не должны принимать пищу из рук еретиков и нечестивцев. Нельзя пить вино, посещать скверные и беззаконные кабаки и рестораны. Освящаться молитвой пища должна по той причине, что еретики служат Диаволу и противятся во всем Богу. «Если нет идола, но бесы все равно живут». «Как преподобные святые освящают, так еретики оскверняют». Как скверно еретическое крещение, так и всякое еретическое действие представляет собой всяческую идоложертвенную скверну. Еретическая трапеза есть трапеза врагов, поэтому от врагов невозможно принимать пищу.

В мирских домах из рук нечестивцев христианам нельзя есть. Из нечистых мирских сосудов в свой чистый сосуд пищу перекладывать нельзя. Не сама пища есть скверна, но оскверняется только от прикосновения еретических рук.

Фотий митрополит московский писал в1417 году (6925 от сотворения мира) о нечистой пище: «… что от немецкой земли приходит: вино, хлеб или овощ. Дети мои очистите прежде молитвой, а затем ешьте и пейте». Если что-то надо купить на торжище, то купленная пища ставится перед святым образом и за нее молятся 100 поклонов (одну лестовку).

Если мы едим и пьем с еретиками, то значит сладость и прелесть мира губит нас, и низводит в адские бездны.

Не подобает христианину без святого образа идти в путь

В дороге христианину не подобает ездить без Святого Образа. Потому что в мирских домах нет христианских образов, а есть изображения Неведомого Бога. На эти еретические изображения нельзя молиться. Христианин должен молиться только на свои христианские образы и иконы.

Не подобает, читающему Святое Писание и учащему Божественному Закону, брать какую-либо плату за этот труд.

Наверх

Предлагаем благой и душеспасительный совет всем отцам и братьям во Христе учащим и читающим Святое и Божественное Писание. Никто да не продает Слово Божие и не устанавливает ему цену. Все святые с радостью и любовью о Христе, поучали и приводили неверных к Христовой вере от тьмы заблуждения, а не брали за это деньги. Многое воздаяние приемлет человек, учащий Божьему Закону верных и неверных. Если человек знает Учение Христово и не учит, то лучше ему лишиться языка, чем не помогать истинной вере.

Об имеющем торговлю и неправедные меры.

Христиане не имеют права обманывать и неправедно поступать в каком либо деле. Особенно в торговле, не подобает обвешивать и иметь неправильные весы. Такой человек отлучается от Бога в день Страшного Суда, будет проклят Праведным Судьей и послан в неугасимый огонь. Совершившие такое зло отправляются на покаяние в течении четырех лет с сухоядением и поклонами.

Дающие деньги в рост, под проценты, осуждаются как убийцы. Христиане не должны давать деньги в долг под проценты – это величайший грех, в результате которого христиане извергаются из общества верных и после покаяния им устанавливается наказание 4 года сухоядения и 300 земных поклонов на каждый день. Святой Иоанн Постник говорит: «Что не подобает давать благословения берущим проценты или есть в их домах». Святитель Иоанн Златоуст определяет ростовщиков как самых скверных и нечестивых людей, а весь их дом и вся их трапеза выглядит словно помазанные калом.

Всякое приношение в Святую Церковь не должно происходить от неправедно нажитого богатства Человек, помогающий Церкви и людям от нажитого нечестивым и преступным путем имения, гневит Бога.

О том, как не подобает смотреть и слушать еретические службы

Всем православным христианам полагается хранить и содержать христианскую веру. В ней крепко стоять и соблюдать святоотеческий закон. Великий Катехизис пишет: «Если какая-либо душа примет от еретик крещение или покаяние, или молитвы, или что-либо другое духовное или телесную пищу… то таковых бесы считают за своих».

Верным нет общения с неверными, христианам следует избегать мест, где молятся зловерные, потому что там живут бесы. Потому и отбегают христиане еретических сборищ, что бы отделялись верные от зловерных, как чад лукавого Диавола.

Книга Малый Соборник говорит: «В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно». Книга Лимонарь в главе 78 указывает: «Да не слушаем пения латинского, никонианского, армянского ни прочих других еретиков». В какой вере мы стоим, в такой Церкви да пребудем, иначе будем осуждены с нечестивыми еретиками.

Запрещено ходить на всякие еретические праздники

Наверх

Подобает нам всяким образом удаляться разных нечестивых сборищ как лютого змея или огня. На этих праздниках собираются всякие оскверненные люди, творящие по своему зломыслию многие богомерзкие и неподобные деяния, едящие и пьющие как свиньи, скачущие и пляшущие как бесы.

По Божественному Писанию (Чтение Евангелия на праздник Успения) мы говорим: «Мирские торжества и праздники существуют ради телесного вожделения и плотской похоти. Эти праздники суть бесовские торжества, наносящие душам повреждения, и их совет есть прелесть. Пища еретиков есть зависть и злоба, лукавство и прекословие, убийство и смерть».

Ныне же на все эти скверные сонмища собираются многие христиане. Результат такого действия - поругание Христа от бесчестных людей и хуление христианской веры. Номоканон указывает: «Если кто пойдет на праздники варварские или еретические, и съест там что-либо за душу их, два лета отлучен от Церкви». «Если кто и свою пищу ест с погаными - два лета да припадает» - гласит седьмое правило Агкирского собора.

Как глаголет Божественный Златоуст: «Если кто познал Владыку Христа и имеет нечистое житие, большую примет муку, чем неверные». Нам подобает всячески избегать пьянственных еретических сборищ. Христиане, не будьте рабами людей, а будьте рабами Христа!

О праздных разговорах и беседах

Праздные разговоры и беседы с мирскими людьми очень пагубны для христианских душ и растлевают благочестивую веру. Святой пророк Давыд в первом псалме указывал на недопустимость присутствия благочестивого человека на нечестивых сборищах: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалище губитель не седе».

Христианин, ведя праздные и бесчинные беседы с еретиками, не может не оскверниться сам. Ни единое слово, исходящее из наших уст, не должно быть праздным и пустым.

Святой Исак Сирин писал, что христианин пребывая в нечестивых собраниях, глумится душой и телом, приравнивается тем самым к блудникам и идолослужителям. Лучше святой сон в безмолвии, чем бодрствование в неподобных словах. Чем больше человек удаляется от праздных разговоров тем больше он приближается к Богу в своем уме. И чем далее отдаляем от себя утешение этого скоропреходящего мира, тем больше получаем Божественной радости в Святом Духе.

О том, как не подобает христианину веровать в знамения, происходящие от зверей и птиц, толковать сны и заниматься богопротивным волхованием

Наверх

Святоотеческое повеление устанавливает для всех пребывающих в православии, уклоняться от злого еретического мудрования, не творить всяческой ворожбы и чарования. Всякое волшебство есть бесовское дело, а волхвы и волшебники – это чувственные бесы. Священные правила устанавливают для человека, совершившего какое либо волшебство и посещавшего волхвов, шесть лет отлучения от Церкви.

О том, как не подобает христианам, допущенным до соборного моления жить с отлученными христианами

В одном доме не подобает жить молящимся отцу и матери с немолящимися, отлученными детьми. Если не послушают и захотят совместно жить то таких необходимо отлучать от церкви. Принимать на соборное моление возможно только после удаления молящихся в отдельное жилище и после шестинедельного поста и по 100 земных поклонов на каждый день.

О блуде

Если кто из христиан впадет в блуд, то каются и постятся один год без молока и рыбы. На каждый день устанавливается 100 земных поклонов, кроме суббот и воскресений. Блудник, на всю оставшуюся жизнь, запрещается от приема мясной пищи.

О воровстве

Если кто украдет что-либо, неважно что, то вор должен прийти к человеку у которого украл, попросить прощение и вернуть краденое. Если краденное утрачено, то необходимо возместить деньгами. Если человек, у которого украли умрет, то за его душу вор должен молиться до самой своей смерти. Наказание за воровство установлено Священными Правилами - 1000 земных поклонов

О иконописцах

Иконописцы должны иметь чистое житие, отличаться благим нравом, смирением и кротостью. Иконописцы не должны быть сквернословцами, кощунниками, блудниками, пьяницами, клеветниками и не должны следовать скверным обычаям. Если даже иконописец очень тонкий художник, но живет не благолепно, то таковому запрещается писать иконы. Изограф не должен писать или изображать на глумление людям что-либо иное, кроме икон. Иконописец должен тщиться к восприятию Духа Божья. Иконное изображение должно соответствовать древним христианским образцам. К этим образцам иконописец не должен прибавлять ничего от собственного примышления.

От неверных и иностранных еретиков христиане не должны принимать иконного изображения, а также не передавать им святых образов. Написано – «не давайте святыни псам».

Притча о душе хотящей покаяться

В славном неком месте жила прекрасная блудница. Однажды к ней пришел князь и сказал: «Обещай мне хранить чистоту и тогда я женюсь на тебе». И блудница дала обещание. Ее прежние любовники прослышав о ее замужестве на великом князе, загорелись завистью и сказали: «Если пойдем прямым путем к княжеским воротам, то ничего не достигнем, кроме наказания, поэтому мы подойдем с черного хода и начнем шептать блуднице, чтобы вышла к нам». Но бывшая блудница, услышав их шепот заткнула свои уши, вошла во внутренний дом и закрыла двери и блудодеи остались посрамлены.

Толкование

Блудница есть душа, а любовники – грехи. Князь Христос. Дом есть Церковь. Шепот есть бесовское наваждение. Верная душа всегда пребывает в Заповедях Божьих.

Наверх