Небольшая публикация «О Крестном Знамении», входящая практически во все издания Древлеправославной Псалтыри, при всей внешней простоте и богословской незамысловатости очень важна для верных христиан. Внимательное ее прочтение помогает раскрыть некоторые мистические стороны Православия, о которых в наш рассудочный век не принято говорить. При более заинтересованном и пристальном рассмотрении статья о «Крестном Знамении» освещает многие богословские вопросы, ставшие причиной Раскола Церкви. Статья совершенно иначе, чем это делают еретические «богословы», определяет зависимость веры от обряда и обряда от веры.
В наши пагубные времена всеобщего всесмешения в том числе и в богословии, трудно понять причины побудившие русских християн не принять ложных и нечестивых новин в уставной и обрядовой практиках. Для никониана-еретика кажутся несущественными изменения в уставе богослужения и обрядовых обычаях. «Ну сменили и сменили. Надо было темную и изуверскую страну модернизировать, приобщить ее к цивилизации, а то заскорузли все в своем вечном русском фанатизме». Именно так многие и думают по сию пору. Другие же еретики не видят разницы в том, как возлагать на себя Крестное Знамение – двуперстно, троеперстно, пятиперстно, справа налево или с лева направо, сверху вниз или снизу вверх. По их мнению неважно как креститься рукой или ногой, лишь бы были какие-то общие «духовные корни». Какие «корни» никто не уточняет, для еретиков это не представляет значения. Именно подобной логикой и руководствовался пресловутый никонианский собор, отменивший клятвы на древнее христианство и признавший истинный и ложный обряды равнозначными. Ну помучили христиан, ну пожгли их, истребили сколько могли, не в этом суть рассуждает никониан. Главное в общих «корнях». И «старый» и «новый» обряд для еретиков равночестен. В современной культурологии подобное сознание называют «постмодернизмом», то есть хаотичным смешением всего и вся, под внешней, объединяющей противоречия, формой.
В Православии единство веры и обряда, также созвучно как единство души и тела. Вкупе они составляют человека, раздельно две несовместимые сущности. Христианин не может оправдаться только верой в Бога или только бессмысленным обрядоверием. Христианские догматы в Православии неразрывно связаны с обрядом. Православный обряд как бы материализовывал ноуменальный христианский догмат. Поэтому ничем кроме прямой ереси для верных христиан изменение обрядовой практики в XVII веке не являлось. Не христиане оказались во время Раскола «обрядоверами» как говорили и продолжают утверждать еретики, а именно никониане с фанатичным упорством при полном ослеплении ума утверждали огнем и мечем, подлостью и обманом свое безумное «новообрядчество». Крестясь триперстно никониане распинают на Кресте Святую Троицу, отсюда у них не Крестное Знамение, а щепоть беззакония.
Приведенная ниже статья показывает насколько Православный обряд неразрывно связан с Христианским вероучением, а изменение этого установленного самими апостолами обряда ведет к искажению Христовой Истины.
О Крестном Знамении
Ведомо же будет нам знать, как подобает каждому християнину, лицо свое крестообразно и истово крестить. Надо ведать о том, какова есть сила Крестнаго Знамения, и сколь велико Божественное Таинство в сложении перст и чего ради нарицаемся Християне. Это ведение необходимо для того, чтобы не смеялись и не надругались над Християнами неверные. И посрамятся Крестным Знамением еретики в своих нечистых словах.
Воистину не презрел нас Господь своим милосердием, но помиловал и призрел нас с Высоты Святой Своей, и даровал нам новое имя, чтобы именоваться Христианами. Слово Господне истинно и праведно есть и праведно всегда, и не изменяется никогда, как сказано: «Небо и Земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут». Так и пророк Исаия говорил: «Работающим Мне прозовется имя ново». Прозваны мы именем новым – Християне, как рек тем же пророком Исаием Господь к новым работникам своим: «И придут и узрят Славу Мою и оставлю на них знамение». Как сказал Господь так и сотворил, оставив знамение Честный Крест. О нем же предвидел Духом Святым другой пророк: «Дал еси боящымся тебе Знамение, еже убежати лица лука». (Псалом 59).
О том же свидетельствуют святые наследницы апостольские, как боящимся Господа верным и правым христианам дается Крест, им же знаменают лица свои и тем избавляются «от лица лука», то есть от всякого навета и козней бесовских, которыми уязвляются сердца верных. Лукавые духи завидуют празднующим чисто и богоугодно живущим. О том же говорят святые отцы – когда приходит злой промысел и приводит тебя ко греху, перекрести лицо свое и призови распятого на кресте: «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя». И так удалится от тебя помысел лукавый и укрепишься в теплоте любви Христовой». И будет правым християнином единой соборной и апостольской церкви. Крестным Знамением верные узнают друг друга и перед неверными мучителями. Были времена когда мучеников христовых мучили злочестивые цари, возбраняя им веровать во Христа. Но когда не могли их различными муками отлучить от Христа, то отрезали им языки и потом вопрошали: «веруют и проповедуют ли они Христа». Мученики же не могли пред мучителями проповедовать словом, но полагали на лица своя Знамение Честнаго Креста, и так по слову апостольскому прославляли Бога в душах и в телесах своих, потом же и кончину мученическую прияша.
Апостолы Христовы, мученицы, преподобные отцы и все святые полагали Знамение Честнаго Креста на лица свои рукою своею, в том Знамении учат святые отцы великая тайна Святой и Неразделимой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа прославляется как и во Святом Крещении тремя погружениями тридневное Христово погребение и воскресение показывается. Как говорит апостол: «елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся, и спогребохомся с Ним Крещением в смерть».
Как Христос восстал от мертвых Славой Отчей, так и мы во обновление жизни ходить начнем. Крещению подобно и Знамение Честнаго Креста. Это таинство учит нас познавать тайну. Если сложить три перста вместе – великий и малый и третий, что возле малого, тем самым исповедуется тайна Божественных Трех Ипостасей, Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Трех Лицах. Два перста – вышний и средний великий вместе сложить и протянуть, тем самым показывается тайна Самого Господа нашего Исуса Христа, который есть совершенный Бог и Совершенный Человек. Средний великий перст слегка преклонить, чем исповедуется тайна, еже есть Сын Божий преклонил Небеса и сошел на Землю и был Человек нашего ради спасения.
Так сложив два перста кладем их на главу или на чело, чем исповедуем, что есть единая истинная и вечная наша глава Христос, глава Церкви, которая есть Тело Его. Затем полагаем персты на живот, чем исповедуется сошествие Его на землю и в Пречистой Утробе Богоматери бессеменное зачатие Его и девятимесячное обитание явственно возвещаем. Господь прошел утробу Богородицы как солнце стекло не повредив ключа Девы Рождеством Своим. Потом полагаем персты на правое плечо, чем исповедуем, что Христос сидит одесную Бога Отца, пока положатся враги Его подножие ног Его. На левое плечо полагаем персты, что знаменует второе пришествие Христово на Суд и воздаст Он грешникам муку вечную, а праведникам жизнь вечную.
И так крестив лицо свое знамением Честнаго Креста кланяемся Богу, молящася, дабы избавил нас от муки вечной и дал нам свое благословение. Блаженный Феодорит говорит нам как надо креститься рукой своей. Три перста равно имеем вместе. Великий палец, да два последних, чем исповедуется тайна по Образу Троическому – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Не три бога, но Един Бог в Троице, разделяясь именами, но имеющий Единое Божество. Отец ни рожден, а сын рожден от Отца, а не создан. Дух Святой не рожден, ни создан, но исходен. Три во Едином Божестве. Едина Сила, Едина Честь, Едино Поклонение от всей твари, от ангел и от человек.
Два перста средний и великий сложить вместе и протянуть. Великий же перст надо немного наклонить. Два эти перста образуют Естество Христово – Божество и Человечество. Бог по Божеству, а Человек по вочеловечению и совершен в обоих. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество, потому что Господь сошел с вышних, чтобы спасти нижние. Наклонение же перста толкуется таким образом, преклонил Господь Небеса, сошел на землю нашего ради спасения.
Только таким знамение надо креститься и благословлять, как установили Святые Отцы. Сила Знамения Честнаго Креста им же знаменуются верные, когда молятся есть в исповедании таинственного Спасова пребывания, от Бога и Отца прежде всей твари рождение и на землю Его сошествие и распятие и второе Его пришествие.
Прообраз Крестного Знамения известен со времен Ветхого Завета. Иаков Патриарх этим страшным знамением благословил своих внуков – Ефрема, Манасию сынов Иосифовых. Также и Моисей когда повелел сынам израилевым в Египте кровью агнца знаменовать на четыре стороны света двери домов их – нижние и верхние пороги и две продольные колоды, чтобы не вошло в дома их погубляющее первенцев египетских. И это явственно прообразует Крест. Знамением Креста Моисей разделил воды Чермного моря и стал сухим путь посредине моря. Когда израильтяне прошли море, Моисей тем же жезлом заставил море сомкнуться и потопить фараона мучителя.
Когда же была битва израильтян с амаликом в Рафидине, то Моисей поднялся на гору и распростер руки свои крестообразно. И все то время как Моисей держал руки крестообразно, израильтяне гнали амаликово войско. Но когда опускал руки, то амалитяне одолевали израильтян. Поэтому Аарон и Иор держали руки Моисею, один с одной стороны, а другой с другой. И победили израильтяне амаликово войско.
Тем же образом совершилось видение Иезекииля пророка, который видел мужа одетого в ризы священнические. Ему же сказал Господь: «Иди среди Иерусалима и дай знамения на лица мужеска, иже болезнуют, и воздыхают о беззакониях бывающих посреди их. И поби их всех на них же знамение несть».
Знамением Креста покажет крепость милосердия Своего. И разумейте, что ветхозаветное знамение есть прообраз нынешнему Кресту. О том же блаженный Феодорит ясно толкует. Блаженные же Иезекииль пророк видел мужа или ангела посланного от Бога, чтобы обошел все место и положил на челе знамения уязвленных от беззаконий людей. То знамение есть сень и подобие нашему знамению. Истинное Знамение мы от Бога и от любви его прияли Крест.
Василий Великий говорил, что христовы мученицы как хоруговью вооруженные, оградились Крестом и погубили Дьявола и разрушили мучителей и упразднили еллинское многобожие.
Поэтому верные христиане во всех делах своих начиная какое-либо дело, ложась и вставая знаменают лицо свое Честным Крестом не стыдясь неверных и прельщенных людей. Крест есть обличение их власти. Василий Великий называл знамение венцом Царя нашего Христа, который мы носим на главе своей.
Во времена Мелетия, патриарха антиохийского случилось страшное, преславное и удивительное чудо. Во время Вселенского собора, осудившего арианскую ересь встал благословенный муж Мелетий патриарх показал народу три перста и не было знамения, потом же два соединил, один пригнул и благословил люди и изошло от сложения двух перст знамение, появился огонь в виде молнии. И сказал Мелитий патриарх: «Три Ипостаси разумеем, о едином же Существе беседуем» и таким образом посрамились еретики от двуперстного Крестного Знамения. И были все верные исполненные страха и трепета.
О двуперстном знамении, которое полагаем на лица свои пишет Максим Грек в своей книги. Ведомо же будет верным, что положение перст на чело исповедуется от Бога Отца рождение Бога Сына, как наше слово от ума происходит. Положение перст на пупе есть снитие его на землю и в Пречистой Утробе Богоматери, произошло безсеменное зачатие Спасителя и девятимесячное вселение явственно возвещаем. Положение перстов на правое плечо означает отнесение нас к праведникам, стоящих справа от Судьи. А отнесение руки на левое плечо означает отделяет верных от нечестивых и грешных, особенно от нечестивых иудеев.
Всяких верный христианин без боязни, но со страхом Божиим и с правой верой и чистой совестью, полагает Крестное Знамение на лицо свое, как указывают Божественные Писания.
В святоотеческих книгах написано, если кто не двуперстно лицо свое знаменует, не истово крестит гордости ради или лености и машет туда сюда, то тому маханию бесы радуются.