старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

История

"Исповедание. Предложение Илии Ковылина поморцам (филиповцам) или исповедание"

Исповедание общесоборное Правоверных Христиан, истинных последователей Древлеправославныя Церкве, прежде бывших отец Поморския обители: Данила Викулича, Андрея Дионисиевича, старца Феодосия, отца Филиппа и прочих всего общежительства, такожде Московских настоятелей, Игнатья Трофимовича, Федора Федоровича, Федора Калинича, и прочих.

"Понеже пустынножители прияша обычай от Древлеправославныя Церкви имети на Животворящем Кресте подписание, по древлецерковным Святых обычаем, Кресты медные лити с древних образцов со староцерковными подписании, окроме Пилатова надписания, о чем премножайшая древлецерковная свидетельства имеем; а како о Пилатове писании во Святом Евангелии и в прочих церковных книгах писано, тако и приемлем, а своего предания от тех святых словес, чего тамо не написано, не изводим и не предаваем, и от других своеразсуднаго предания не приемлем". - Дозде из примирительнаго писма. Мы же, ради лучшаго изъяснения колеблющейся сомнением нашей любезной братии, самая Евангельская словеса, самыя святоотеческие глаголы, самое всея Древлеправославныя Церкве разумение о надписании Пилатове, на первобытном Кресте, положенном над главою Христа Спасителя, во время мироспасительнаго страдания, зде предлагаем, да сими святыми словесы свет Евангельския истины в сердцах наших вселится и мир Божий да возсияет.

Благовестник,  лист 287, Иоанн зач. 60. Благовестник,  лист 288.

Собрание слов в среду Страстныя Недели, лист 527, на обороте.

Собрание слов в неделю 3 поста крестопоклон., лист 768, на обороте.

Триодь Пост.   пят. 3 недели,  трипест.,  лист 355, на обороте.

Катихизис малый, лист 11.

[В Исповедании сии статьи из означенных книг подлинниками вписаны]

Се убо наше Исповедание: сице веруем, сице о надписании на первобытном Кресте Господни исповедуем, от себе ни что не привносим своеразсуднаго толкования, свыше сих производити трепещем, самосмысленнаго мудрования привносити боимся, глаголющаго, что есть ересь, еже не то же со Святыми мудровати.

Повелеваем иконникам живописати и медникам отливати с древних образов по церковному всеобдержному преданию, с царским и богословским надписанием, яко же святые чудотворные животворящие Кресты имут, еже есть: ЦАРЬ СЛАВЫ IС ХС, СЫН БОЖИЙ, и прочия; четырелитернаго же надписания, еже: I. Н. Ц. I., сами не полагаем и прочим не советуем, и с таковым надписанием на поклонение не поставляем; прочая же о четырелитерном надписании, яже прежние выше реченные отцы, Даниил, Андрей, инок Филипп, инок Феодосий и прочие Выгорецкие. в примирительном написаша писме, сице и мы мудрствуем; понеже искушенная разумными мужи содержати благонадежно есть: "Не прелагай, рече, предел вечных, яже положиша отцы твои"; мы же кроме сего ни что же мудрствуем, или глаголем, или толкуем, и от других своеразсуднаго толкования не приемлем, да не Хамову безстудию уподобимся, возметающе прародительные персты.

Всякому же глаголющему, сведения ради, боговдохновенное и духо-миро-истекательное Православное и со святою Церковию согласное, пользы духовныя и любве душеспасительныя, и мира церковнаго любительное, все прекрасное их писание, зде всецелое предлагаем, да всяк, чтущи и послушающи, отцелюбезное чадо, удобно познати может, кто суть отцелюбныи последователи, и кто мира церковнаго нарушатели, кто со отцы собирает, и кто отцесобранная разсточает:

Копия подлинная с примирительнаго письма прежде бывших отец Выгорецкия обители,

Даниила, Андрея, Феодосия, Филиппа, и всего тогда обретающагося общебратскаго единомыслия.

В лето 1727 г., Августа в 5-й день.

Известие странных братий, пришедших ради мирнаго состояния, с ними же беседовахом от Святых Писаний и, по желанию их и других братий, в ведение общесогласное примирение извествуется.

Понеже пустынножители прияша обычай от Древлеправославныя Церкве имети на Животворящем Кресте надписание по древлецерковным Святых обычаем, и Кресты медные лити с древних образцов, с староцерковными надписании, о чем премножайшая древлецерковная Святых свидетельства имеются; а како о Пилатове написании во Святом Евангелии и в прочих церковных книгах писано, тако и приемлем, а своего предания от тех святых словес, чего тамо не написано, не изводим и не предаваем, и от других своеразсуднаго предания не приемлем, но готовое Святых предание приемлем, о чем премногая древлецерковная Святых свидетельства и противу неистинных наношений ответствования достоверная на беседе вашей любви явихом; чесо ради нам готовому Святых преданию последовати надежно есть; а о оной, Пилатом написанной, титле, воображали ли ю в Древлеправославной Церкви четырьми буквами Святии на образех крестных, о сем достоверных свидетельств ищем; того ради и писати тех четырех букв до подлиннаго свидетельства советовати опасение имеем, понеже у древних Святых воображены не обретаем. А когда прилучится нам быти в странных Христианах, и обретающимся у них животворящим Крестам с подписанием: ЦАРЬ СЛАВЫ IС. ХС. НИКА, аще и титла на тех же Крестах четырьми буквами воображена, и тем животворящим Крестом поклонение творим, и инем советуем поклонение творити, о чем у нас и прежде на общей беседе письмом извещено, и о сем вашу братскую любовь молим, еже бы потщание имети, на староцерковных Крестах подписание обыскивати, благоволите о сем доброе и боголюбное радение имети, яко же соборне в Стоглаве Православная Церковь повелевает Святыя иконы и подписание с древних переводов воображати и древлецерковная Святых известная начертания во образец и во свидетельство возъимети, и от Никониан соединения, от них же мы всяких тайнодействий опасаемся, состроенных от них иконных и крестных начертаний и на них подписания, чтоб каким неведением нам во свидетельство и во образец не прияти, и под пределением их не быти, но яко же в прочих, тако и о сем древлецерковными Святых достоверными свидетельствы утверждатися, и о чинех молитвенныя службы, яже мы прияхом от Древлеправославныя Церкве, наипаче Соловецкия Святыя обители, о чем вашей любви на беседе явихом, и от Святых Писаний и от Святоотеческих обычаев засвидетельствовахом, и аще некия и различныя чины обрящутся, в том друг с другом разгласия не имети, но кому к ним прилучится приходити, имети соглашение и распри не чинити, да мир Божий будет между Христианы. Аминь.

В лето 7280 (1772), Генваря в 19-й.

Первое. О титле, которую написа Пилат тремя языки и целыми речми, мы об оной первообразнаго Креста титле тако разумеем, яко же Святии отцы нам предаша и утвердиша, своеразсуднаго же толкования, и разумения, кроме святоцерковнаго и отеческаго мудрования, не приемлем.

Второе. На честных Крестах четверолитернаго надписания, еже есть: I. Н. Ц. I. не надписывати и прочим советовать, чтобы сицеваго надписания не воображати, и на поклонение с таковым надписанием Крестов не поставляти, и подписывать бы честные Кресты, по приказанию Восточныя Антиохийския Церкве, сице: IС. ХС., яко же о сем Святый Никон Черногорский во своей книзе воспоминает, или по всеобдержному церковному обычаю: "ЦАРЬ СЛАВЫ, СЫН БОЖИЙ", распятие Господа нашего Исуса Христа и прочия.

Третие. О браке, который прежде познания получен бывает, о том согласно со Святыми разумеем, своеразсуднаго, и своесамосмышленнаго толкования о себе не составляем и от других не приемлем; и приходящих же таковых брачных на чистое житие приемлем, ради неполучения Православных Иереов и их освященнаго благословения на благовременное совокупление, понеже, за разсыпанием руки людей освященных, совершеннаго благословения подать у нас не кому; того ради советуем иже в браце к нам приходящим житие провожать чисто и опасно, преступающих же сей обет правильно исправить.

Четвертое. Иже на торжище продаваемое брашно, по Апостольскому учению,  скверно не нарицаем, и ядущих тое скверноядцами не оглашаем.

Пятое. На отпуске на Светлой Неделе рук горе не воздеваем,  и творити тако не поучаем.

Шестое. Без твердой преграды с несогласующими молитися запрещаем.

Седьмое.  Ризок при крещении имеющихся настоятельствущими взимати на свою потребу запрещаем.

Осьмое. Молитв Священнических при исповеди и при погребении отнюдь не читаем, и читать запрещаем.

Девятое. Аллилуия в Пост Великий и в прочие три Посты, у нас грамотные, во общем славословии, по уставу святоцерковному исполняют, простые же поклонами отправляют.

Десятое. Новоженов в церковь отнюдь без разлучения не принимаем, по правилам Святых отец и по установлению прежде бывших наших отец и страдальцев.

Одиннадцатое. С прежними отцы Выгорецкия обители и по примирительному письму 1727 года всякое согласие имеем и имети советуем.

Двенадцатое. Всякое безчиние в церкви, сиречь, в народе верующих во Христа Исуса, прозябнути хотящее, всеми мерами, отражать со всякою ревностию будем, безчинствующих же и не согласующих правому, и истинному, и спасенному мудрованию, по первом и втором наказании, неизцельно недугующих от Церкви отлучати советуем.

Тринадцатое. В недельные дни и в праздники Господские, земными поклонами не епитемийствовати.

Четырнадцатое. От новоженов и от прочих несогласных икон медных и письменных не выменивати.

К сему письму Стефан Иванов подписуюсь; по прошению ево Федор Ефимов подписуюсь, Егор Федоров, Алексей Тимофеев, Иван Архипов, и вместо Василья Филипова и Андрея Гурьева, и Евдокима Никифорова подписуюсь, Иван Петров подписуюсь, Андрей Петров Заикин подписуюсь, Алексей Степанов подписуюсь, Алексей Андреев подписуюсь, Михаил Евстигнеев подписуюсь, Леонтий Иванов подписуюсь, Иван Михайлов подписуюсь, Иван Никифоров подписуюсь, Иван Иванов подписуюсь, Зот Макеев подписуюсь, Петр Яковлев подписуюсь, Илья Алексеев руку приложил за себя и за больничных.

Наверх