Во времена премудраго и милосердаго царствования вечно достойной памяти покойной Государыни Императрицы, Екатерины Алексеевны Вторыя, дозволено иметь Старообрядческому обществу особое для себя кладбище.
Губернское Начальство под сию позволительность отвело место за чертою города, между Преображенской и Семеновской застав, по обе стороны Каммер-Коллежскаго вала, на пустопорожней и ни на что неудобной земле, городу принадлежащей. В след того, время и необходимость требовали на том же самом месте еще построить богадельни и больницы, к призрению и успокоению из таковых же Старообрядцев престарелых и болящих да малолетных осиротевших, а для приношения молитв Всемогущему Богу, по правилам старопечатных книг, соорудить часовню. Общество испрашивало на сие дозволение, что Начальство и позволило.
37-й год кладбище, богадельльни и больницы существуя, последния помещали в себе более 800 человек обоего пола, которые, по неимуществу их и болезням, питались, призирались и всем нужным снабдевались, единым иждивением общества Старообрядческаго. А образ правил жизни их всегда состоял в совершенной тишине и согласии и при безпрестанном занятии в приношении усердных молитв Создателю мира, никогда и ни каких безпокойств и жалоб до Начальства не доходило. Но наконец:
Давность времени довела строение богаделен и больниц до совершенной ветхости, и общество предусматривая неминуемое падение их, сострадая о сиротстве и убожестве лишающимся спокойнаго и надежнаго пристанища, возревновав усердием о толико богоугодном деле, составило добровольною складкою сумму и, с дозволения местнаго Начальства, построило вновь каменныя богадельни и больницы, в двух отделениях расположенныя, употребя на оное капиталу до 200,000 рублей.
Из сих отделениев первое заключает престарелых увечных мужеской пол; в средине онаго воздвигнуто здание для повседневнаго приношения молитв, и о двух жильях корпус на помещение богаделенных жительством, при нем общественная трапеза о двух жильях с двумя проспектами, шесть корпусов деревянных к призрению и успокоению болящих и увечных, не только из водворенных тут на всегда, но и приходящих в Москву времянно, разных мастеровых, ни родства, ни пристанища, не имеющих, как-то: каменщиков, штукатуров, плотников и других, им подобных, которые в продолжение болезней пользуются и во всем нужном снабдеваются без всякой платы, а умершие и похороняются на щет общественной суммы. Оное отделение обнесено каменною стеною, длиною 100, шириною 56, сажен, в вышину 7 1/2 аршин, по углам 4 башни.
Второе отделение вмещает женской пол и малолетних сирот обоего пола, и оное кругом также обнесено каменною стеною, длиною 113, широтою 65-ть, сажен, в вышину 7 арш., по углам тож 4 башни, в средине 5 корпусов каменных о двух жильях, из коих три занимают престарелые и увечные, а четвертый больные и движения не имущие, в пятом воспитываются малолетные со отделением мужеска от женска пола особо. При каждом корпусе особый покой для вседневнаго приношения молитвы Всемогущему Богу, а на помещение годоваго запаса выстроены кладовые, анбары, погреба, кухни и все нужное. К точному ж и совершенному усмотрению в обоих отделениях расположения, подносятся у сего особый план и фасад.
Основав и учредя таким образом богадельни и больницы, Старообрядческое общество полагает за необходимость исходатайствовать им, на предыдущее время в непоколебимой существенности, прочную безопасность и утверждение, и для того предпринимает.
Когда все роды состояния людей живущих ныне под премудрою и кроткою державою милосердаго и человеколюбиваго Монарха, наслаждаются благоденствием, спокойствием и безопасностию, то, приемля сие твердым оплотом, ласкает себя (надеждою) и Старообрядческое общество, да излиется и на них великая милость Его Императорскаго Величества и дозволено будет ввести и учредить следующия правила:
1-е. Выше упомянутым, вновь построенным, богадельням и больницам остаться и быть на вековечныя времена в настоящем их положении и Всемилостивейше дозволить, по местному их состоянию ныне и впредь, именоваться: Преображенской богаделенной дом, в пользу старообрядцев учрежденный. Сей дар Высокомонаршей милости вознесут они торжественно к престолу Вышняго, прольют в храме Его слезы обетом радости, и прославят Всеавгустейшее имя Его всюды, оставя то будущим по них.
2-е. По таковом Всемилостивейшем дозволении, Старообрядческое общество усугубит подвиги свои искренним соревнованием, потщится усовершенствовать основание, стараясь всемерно снабдевать и покоить водворенных без недостатку, не требуя ни от кого ни каких пособий, а при том и содержать их будет в полном согласии и свойственном состоянию их смирении.
3-е. В предмете сего заведения общество не имеет ни каких других видов, кроме единаго, душевнаго и истинаго желания, приняв с благоговением Всемилостивейшее дозволение, отправлять безпрепятственно богослужение по древним Святых отец правилам и уставам, изображенным в старопечатных книгах, и дать неимущим из собратии своей надежное пристанище; а для того всеподданнейше и просим не подчинять во внутренности богаделенной дом во всех до него отношениях ни какому надзору и отчету властям духовным, кроме единых внешних повинностей, ведомству Управы Благочиния или Полиции, поводом к чему не есть неповиновение, или противныя законам введения, но единое только то, что всякая новость в подчинении сих людей особому начальству, по привычке их всегда повиноваться избранным из среды себя старейшинам и в делах, в особенности до душевнаго благочестия относящихся, может в непоколебимое в сердцах их усердие к вере поселить несогласие и довести наконец до совершенной растройки.
4-е. Прежнему, не менее 37 лет учрежденному, кладбищу с часовнею, яко единому прибежищу Старообрядческаго общества, к повседневному приношению молитвенной жертвы, где и прах предков их сохраняется, с надлежащим по долгу Христианскому поминовением, дозволить остаться и быть, совокупно со вновь построенным домом, под тем же наименованием и на одинаковых правах навсегда непоколебимо.
5-е. Числа людей к принятию во обитель не ограничивать, а составляется оно по усмотрению избранных Попечителей и по мере капитала и способов на содержание, могущих принимать на прежнем основании известных людей и с указными видами, давая знать о каждом вновь принятом Частному Приставу.
6-е. Малолетныя сироты, на воспитание принимаемыя, до семнадцатилетняго возраста должны воспитываться в свободности, но не быть праздными, а обучаться Славенской грамоте и писать, а по способности упражняться в рукоделиях, посредством коих в возрасте могли б снискивать себе пропитание, а по пришествии в семнадцать лет, по данным от Попечителей дозволениям и атестатам, могут избирать род жизни, какой сами похотят, на пользу собственную и общественную, и, вместе со вступлением в звание, исключаются из обители; а если застанет новая ревизская перепись, в то время всех вписать во оную под названием воспитанников Старообрядческих, и общество обязывается платить за них все подати мещанския дотоле, доколе кто пребудет в воспитанниках, при выходе же и при избрании новаго рода жизни, приемлют весь платеж на себя сами, и общество за них не отвечает.
7-е. Для всех, по сему богаделенному дому с часовнею и кладбищем, распоряжений и попечений и для исполнения, по важности, полицейских повинностей дозволить обществу, как ныне, при самом начале учреждения, так и впредь в свободности всегда выбирать из среды себя Попечителей, и дать им, за подписанием своим, уполномоченное доверие.
8-е. Избранные Попечители, по праву, данному им с полномочием доверия, безпрепятственно могут именем своим иметь ходатайство по всем Присутственным Местам и по всем делам, относящимся до богаделеннаго дома и стараго кладбища с часовней, и по сей же части о пользе целаго общества.
9-е. Сии ж Попечители имеют в ведении своем приход и расход денежной сумме и другим вещам, на держание богаделеннаго дома поступать имеющим, и во всем том ни кому другому отчетом их не подчинять, кроме общества Старообрядческаго, на каковой предмет и получить от него особое наставление.
10-е. Для внутренняго распоряжения в богаделенном доме, относительно продовольствия богаделенных, распорядка и надзора между ими, заготовления и сохранения жизненных и прочих припасов, присмотра за чистотою в доме и в прочем, к економии относящемся, общество избирает Казначея и Економа, и вновь то возложить и препоручить им, на что и снабдить их наставлениями.
11-е. До настоящаго времени всегда содержались богаделенные единым подаянием деньгами и запасом от общества Старообрядческаго, и никогда ни в чем недостатку не имели; а ныне приумножившееся знатно капитальное строение и по мере онаго прибавившаяся обитель требует и издержек с большим превосходством, по чему и подаяния достаточно быть не может; но к наполнению сего недостатка есть много из собратий таковых ревнителей, которые не щадят своего имения и усердно дают вклады, чему примером поставляется Московский купец Илья Ковылин, который, по душевному благочестию, по всегдашнему и неусыпному попечению о призрении, по успокоению сиротства и убожества, будучи сам в глубокой старости, жертвует благоприобретенным своим, движимым и недвижимым, имением, и по смерти своей в пользу богаделеннаго дома предоставляет в вечность каменный дом, состоящий в Семеновской слободе, со всеми службами, с каменною суконною фабрикою, с кирпичным и гончарным заводами и с землею, и все без остатку движимое имение, состоящее в священных книгах, Святых иконах и в прочем, стоющее более 50 тысяч рублей, а доходу в год приносящее до 6000 р. Сей повод и предупомянутая необходимость побуждают общество всеподаннейше испрашивать Высокомонаршаго соизволения ввести и учредить следующия правила:
12-е. Назначенную купцом Ковылиным вкладу повелеть утвердить законным порядком в принадлежность, по смерти его, к богаделенному дому, а в последствии за тем всегда и безпрепятственно принимать и от прочих владчиков, как то: домы, лавки, фабрики, земли и прочия, подобныя тому, заведения, принадлежащия вкладчикам, в единую собственность, которыми в праве они, быв первыми приобретателями по силе Всемилостивейше пожалованной городам грамоте 88-й статьи, свободно распоряжать, отдавать и завещать, кому заблагоразсудят. На сем законном основании брать от них крепостные акты, с точным в них означением принадлежности Преоображенскому богаделенному дому, в пользу Старообрядцев учрежденному.
13-е. Всеми таковыми вкладами управлять и распоряжать избранным от общества Попечителям, с дозволением в наем ли что погодно, или в аренду на несколько лет, по законным условиям и договорам, отдавать, или, смотря по обстоятельствам, если что из вклады для пользы дома будет излишне и невыгодно, с согласия общества, получив особую доверенность, ту часть продать, или на время в залог отдать, совершая в том и другом случаях купчия и закладныя в надлежащих Присутственных Местах.
14-е. Когда, за расходами, составится из доходов в наличности капитал, то, не оставляя его праздным и без обороту, дозволить Попечителям весь, или часть онаго, по их разсмотрению, обратить в торговую коммерцию и, по их в том попечению и распоряжению, остаться на их собственном отчете, а по тому и могут они вверять сумму в посторонния руки, но не иначе, как известным капиталистам и достойным вероятия людям, со взятьем от них законных письменных актов, и, сверх того, для вящей предосторожности, брать верных поручителей, или благонадежные залоги.
15-е. Во всех выше упомянутых распоряжениях, равномерно и в сумме денежной о приходах и расходах, не подчинять общество отчетом ни какому другому начальству, кроме единой собственной ревизии общества.
16-е. На случай Высочайшей конфирмации о введении прописаннаго учреждения в настоящую силу и действие, общество единодушным согласием своим избрало заблаговременно в Попечители Московских купцов, людей, исполненных Христианским благочестием, известных в честности и истинной справедливости, а не меньше того отличною ревностию приверженных о возстановлении и усовершенствовании обители, а именно. Ефима Грачова, Илью Ковылина, Тимофея Соколова, Андрея Заикина, Алексея Никифорова, Федора Владычинскаго, Лаврентия Осипова. Им единым во всем прописанном исполнении доверяя, утверждаем сие наше начертание общественным подписанием; а для поднесения онаго на Всевысочайшее Его Императорскаго Величества усмотрение и конфирмацию, препоручаем, в особенности из них одному, Московскому купцу Илье Ковылину, который и имеет, при всеподаннейшем прошении своем, повергнуться со оным пред сияющим славою и украшенным и преисполненным милосердия и кротости Его Величеством, и с благоговением испрашивать на все оное всемилостивейшаго утверждения.
На подлинной подписались Московских купцов до ста человек.