старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

История

Старопоморская степень духовного отцовства

Для внимательного христианского читателя мы помещаем степень происхождения старопоморского согласия, как она изложена по постановлениям Московского Собора 1883 года, и закреплена в «Красном Уставе». Старопоморы представляют собой не просто согласие, а являются наряду с филипповцами хранителями древних христианских установлений и апостольских преданий. Степень отеческая подробно рассказывает о Расколе Русской Церкви, устроенной Никоном и высшей государственной верхушкой. История древлеправославия изложена в Степени Отеческой без прикрас и ненужной идеализации. Это честное, бескомпромиссное, летописное изображение событий, не несет на себе печать вымысла или приукрашивания. Все трудности и духовные болезни Церкви не обеляются, не превращаются в поиски внешних и внутренних врагов и злодеев заговорщиков. Все беды рассматриваются в Степени только как Божественное попущение за наши грехи. Мы увидим как христиане не только радовались своим успехам, но и не скрывали духовных язв и недостатков, приводящих к расколам и ересям.

Московский церковный собор 1666 года предал анафеме блюстителей древних, истинных православных обрядов, а свои ложные догматы никониане утверждали усилием меча и огня. С тех пор хранители правоверия стали утесняемы от невидимых и видимых врагов.

После воцарения духовного антихриста, когда последняя православные церковь и царство пали, заступником христиан уже выступает сам Владыка Христос «Не бойся малое мое стадо, ему же благоволи Отец мои дати Царство». Даже если «Два или три будут собрании о Имени Моем ту и аз посреде их».

Святые отцы учили: «Аще бо нечестивии держат место да бегаеши от него, понеже осквернено бысть от них». Священный Мелетий великими похвалами ублажает христиан, не следующих за отступниками, лжепастырями: «Вас о боголюбивии души, … утверди Отец наш Небесныи пророком глаголя: не преходи предел вечных, яже положиша отцы твои». За оскудением пастырей церковных по пророческим предсказаниям христиане будут управляться Самим Господом. Как свидетельствует Премудрость Исуса Сираха: «Се Господь разсыплет Вселенную и опустит ю и открыет лице ея и расточит живущия на неи и будут людие аки жрец и раб аки господин и раба аки госпожа. Будет купуи аки продаяи и взаимемляи аки заимодавец и должныи аки ему же должен».

В антихристовы времена хранителями благочестия выступают простые люди. Наши старопоморские, федосеевские первобытные учителя следуют от священного страдальца Павла Коломенского и бывшим по нем священных и преподобных отцов иноческого и простого чина. Федосеевцы расселились в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше и всей Сибири. За границей России федосеевцы жили в Турции по берегам Дуная, в Пруссии.

О степени отеческой от последних благочестивых священнопастырей и их приемников, страдавших за древнее благочестие: иноков и простых людей, правящих духовными делами. Здесь же поведуется откуда и как простые люди, приняли церковную власть, и с чьего благословения могут крестить и принимать на покаяние.

В нашем толковании мы имеем намерение для любящих истину, пояснить, что происхождение нашего православия происходит ни от какого-либо сомнительного источника, но от самых первоначальных православных, бывших после Никона патриарха, страдальцев за Христа.

В 7162 году (1654) епископ Павел Коломенский[1] выступил против еретических изменений, которые вносил в Церковь патриарх Никон. За это епископ Павел был сослан в Палеостровский монастырь Олонецкого уезда. В заточении Павел учил и утверждал людей в святоотеческих преданиях и благочестии. Именно епископ Павел Коломенский установил, что всех пришедших от никонианской лжецеркви надо крестить истинным Крещением. Он заповедовал, не принимать новорукоположенных попов, а крестить их, а также не под каким видом не принимать от новых, еретических «лжепопов» их «таинства».

Христиане просили епископа Павла поставить священников и епископа: «О преподобный, священныи наш страстотерпец, святой и великоподвижныи отче, если твоя святыня от нас сирых в будущие веки переселиться и угаснет на земли святая и безкровная жертва. А если священство до конца погибнет, то кто нам возжет священства светильник, святой Божией Службы? Только ты отче, имеешь воздательную благодать в иереях и все святые церковные Таины тобой освящаются. Если ты священнеиший отче этого светильника не возжошь, то истинно угаснет в нас видимое священство и тогда всем верным великая будет нужда ныняшнего времени и грядущего по нас братий наших». Тогда ответил им священный епископ Павел: «Среди вас есть простые благочестивые мужи и иноки, боящиеся Бога и соблюдающие заповеди Христовы, которые могут крестить и исповедовать, а истинное священство с Никоновыми новинами прекратилось».

После Павла Коломенского явился в новгородских пределах святой муж именем Досифей игумен Никольского беседованного монастыря, расположенного от Тихвина на расстоянии трех поприщ. Досифей оставил монастырь из-за введенных новых догматах и гонения на истинную веру. Он укрылся в обители препродобного отца Ефросина, где собрались соловецкие иноки, оставшиеся в живых после разгрома Соловецкого монастыря.

Всех приходящих от никониан и прочих еретиков, крещенных по новым Никоновым книгам и уставам, по соборному определению отцы повелели крестить. Об этом и было создано соборное уложение в обители отца Ефросина. Епископ Павел Коломенский одобрил действия этого собора и прислал грамоту в которой никониянисты и их новые догматы были преданы вечным клятвам. Также митрополит новгородский Макарий прислал одобрительную грамоту со своим келейником старцем Симеоном, где также предает анафеме Никоновы новшества и запрещает принимать от еретиков никаких церковных таин. Подобные грамоты прислали епископ вологодский Маркел и вятский епископ Александр. В них никонианская ересь, их предания и догматы анафеме предаются.

Соловецкие отцы прислали соборную грамоту. В ней все внесенные Никоном церковные новшества отлагаются и все новые таинства, за Христианские Таинства не принимаются. Нельзя принимать крещения, рукоположения от еретиков, но держаться древних христианских преданий. Собор постановил, что те, кто не покорится Святой Церкви, а примут еретические изменения, будет отлучен от всего христианского общества и не останется в православных христианах, но станет подобен раскольнику. Об этом свидетельствует священномученик Киприан, который на соборе в Африке повелел всякого еретика и раскольника Святой Церкви крестить в три погружения.

Соборное постановление было доставлено епископу Павлу, которое он подписал своей рукой. По прошествии немногого времени, повелением всезлобного Никона, епископ коломенский был замучен и сожжен в срубе в лето 7164 (1656) и так принял страдальческую кончину, вознесенный в небесные села огненной колесницей. В это гонительное никонианское время, когда древлеправославные церковные обряды предавали соборно анафеме, а новые утверждали огнем и услилием меча, тогда истинные хранители святоцерковных законов на различные муки и смерть себя приносили.

В Уложении Собора было указано да бы впредь не принимать по новоизданным никониянским книгам совершаемых таинств крещения, рукоположения, а также не иметь общения с отступниками. За эту твердость пустынные отцы и миряне, великие гонения и мучения претерпели от никонианских еретиков. Пока живы были священники старого, древлеправославного поставления, они приобщали Божественных Таин остальцев благочестия. После того как невозможно было обрести православного иерея, то по нужде отцы повелели и простолюдину крестить и исповедовать по преданию Святой Церкви. По пророческому предсказанию руки людей освященных оскудели до конца и словесное стадо было предано непосвященным пастырям, которые могут совершать только две церковные имтайны – крещение и покаяние.

Первым человеком, который взял управление церковным кормилом был первый в Поморских странах страдалец Даниил Викулович[2], вторым был Андрей Дионисович (Денисов), сочинитель Поморских Ответов. Третьим был брат Андрея Симеон Дионисович, написавший две истории: первая о Страдальцах России, под названием «Российский Виноград», вторая «О разорении Соловецкой Обители». И все христианское общество обязано благодарностью этому мужу за описание плачевной эпохи времен патриарха Никона. Без Симеона не узнали бы мы о первобытных отцах, ни о минувших событиях. Время, подобно ночному мраку, покрыло бы все от нас неизвестностью.

Во время этих премудрых учителей умножилась и разрослась Выговская пустынь. Число ее обитателей составляло более трех тысяч человек, которые продолжали трудолюбивую и душеспасительную жизнь и многих книгах обличали новомудрое и ложное учение.

О поморских главных настоятелех в новгородских пределах

Первым и главным числится священннострадалец Павел Коломенский, принявший страдальческий венец недалеко от Новгорода. Вторым отцем считается Досифей игумен Тихвинского беседованного монастыря. Третий священноинок и пустынножитель Пафнутий. Четвертый священноинок и страдалец Феодосий. Пятый страдалец и священноинок Илия, служивший в Крестецком Яму, в Церкви святителя Никиты епископа Новгородского. После никоновских изменений Илия оставил церковь и скрылся в пустынях, храня догматы древнего благочестия. Иерей Илия учил, что всех пришедших от никониан крестить, службу в отсутствие священников должны вести миряне, и призывал христиан стойко стоять за древнее благочестие и предание святых отцов даже до смерти. Шестым был священноинок Варлаам, бывший протопоп славного города Пскова, соборного храма Святой Троицы, затем долгое время подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре. После никонового еретического отступления он скрылся в пустыне. Повелением нового Иоакима патриарха он был сожжен за древнее благочестие в лето 7195 (1685).

Седьмым был страдалец Иван Дементьев, во святом крещении Карп, родом из города Великих Лук, он принял святое крещение от священноинока Варлаама. Иоанн пострадал в Новом Граде от воеводы Бутурлина за благочестие. Восьмым был учитель и страдалец Феодосий Васильев (Урусов), в святом крещении Дионисий. После страдальческой кончины Феодосия, по Божьему попущению и по злому навету новолюбного духовенства, царь послал в 1718 году солдат в Ряпину мызу, чтобы арестовать там христиан. Но это желание стало известно последователям Феодосия Урусова и большинству удалось скрыться. Солдаты арестовали двух престарелых христиан – Илью Яковлевича, который жил в Соловетском монастыре до разорения, и Симеона Ивановича. Старцы были отвезены в Петербург и после сильного истязания, не отвергшись древнецерковных содержаний, умер в заключении через четыре месяца. Симеон Иванович вместе с другим христианином Феодором Феодотовым через год после заключения были лично представлены перед царем Петром, но не отреклись от христианской веры, а исповедовали древнее благочестие. По указу царя-антихриста Петра страдальцы были тайно повешены в темной казарме за ребра.

Среди многих духовных старопоморских учителей выделялся живший в Москве Игнатий Трофимович. С ним в Москве жил старец Трофим Иванович, родом из кинешемских стран, получивший благословение от поморского отца Даниила Викуловича. Все эти отцы жили в Москве до времени Ильи Алексеевича Ковылина. Игнатий Трофимович был муж искусный в христианстве и ведующий Божественное Писание, многое сделавший для утверждения православной веры и приведший к православию многих людей. Он скончался в лето 7253 (1745).

После славного Игнатия Трофимовича, во главе христианского общества в Москве был духовный наставник из московских христиан Илья Иванович. Наставник Илья был ревностный хранитель древнего благочестия и был первым настоятелем Московской обители Успения Пресвятой Богородицы, что в Преображенском. Именно при нем обитель и получила свое начало.

В 1771 году по Божьему попущению в Москве умножилась моровое поветрие (чума). Нашему христианскому обществу разрешено было правительством устроить больницы для заболевших внутри столицы. Благодаря личным заслугам по преодолению морового поветрия некоторые из московских граждан, такие как Илья Алексеевич Ковылин оказались знаменитыми членами христианского общества, а сам Илья Ковылин стал еще и главным попечителем больницы. Духовным настоятелем был упомянутый Илья Иванович, который скончал свое житие в 1771 году, оставив по себе добрую и похвальную память, не только в христианском мире, но и во внешнем. Вот как его жизнь описывал внешний историк: «Илия Иванов главныи пастырь и учитель феодосиевской церкви в Москве ревностный защитник своей церкви и строгий блюститель ея предании, тщателен в созидании церковном и любитель ея благолепия, вел он строгую жизнь и украшал ея нищелюбием, кротостию, незлобием и чистотою своего сердца. По ревности своей вере и сим отношением был в Москве своей паствы образ благочестия и нравственности, любимец всей церкви, славим был в Выгореции, Астрахани, Саратове и прочих странах за его правоверие».

В это же самое время была построена деревянная часовня при этой больнице для отпевания умерших и общего моления. Рядом с часовней было отведено место для христианского кладбища. С этого времени в больницах принимались престарелые и бедные люди. После блаженной кончине главного настоятеля Ильи Ивановича управлял духовными делами, вышеупомянутый Трофим Иванович, который вел трудолюбное и иноческое житие, написал знаменитую «Книгу о Христианском житии». После его смерти тело Трофима Ивановича не было подвержено тлению.

После Трофима Ивановича духовными делами в обители заведовал учитель и наставник Андрей Алексеевич, о котором с похвалой повествует гражданская история, именуя его: «Славным пастырем всей столицы, нашей святей церкви. Он был человек строгой жизни, тщательный в созидании своей паствы, строгий блюститель правил и обычая своей церкви и ея благочиния, любимец Илии Алексеевича Кавылина и почитаемыи от всех сообщественников, украшавший их своим пастырством долговременно, муж был кроткий, незлобив, чист сердцем и удален гордости и славы». Кончина Андрея Алексеевича произошла в 7300 (1792) году, в 29 лето от начала обители.

Обитель тогда вмещала до 500 человек обоего пола и имела три тысячи прихожан в Москве. Деревянная часовня к тому времени обветшала и по просьбе нашего христианского общества, дозволено было графом Чернышевым построить каменную часовню. По завершении строительства московский митрополит Платон (основатель единоверия) запретил ставить кресты не только на часовне, но и на всех моленных, находящихся при больничных палатах.

Вот что об этом повествует и внешняя история: «В царствование Александра Перваго, при жизни Илии Алексеевича Кавылина, Преображенское кладбище действительно приведено было в цветущее состояние, и получило многие права упрочившее его существование».

После блаженной кончине отца Андрея Алексеевича всеобщим христианским желанием и отеческим благословением, возведен был на главную настоятельскую степень Сергий Яковлевич. При его настоятельстве Преображенская обитель продолжала распространяться и утверждаться. При этом отце, христианское общество нашло двести тысяч рублей на строительство каменных зданий богаделен и больниц. Были построены два отделения – мужское и женское. Каждое отделение было обнесено каменными стенами. Мужская обитель была длинной 100 и шириной 56 сажень. В высоту семь с половиной аршин. Вторая женская обитель была обнесена стеной длинной 113 и шириной 65 сажень. Внутри каменных стен были построены большие каменные Соборные моленные. По окрестностям часовен были построены каменные двухэтажные полаты. В мужской обители две каменные и несколько деревянных. В женской пять каменных и более 30 деревянных келий. В каждой каменной палате были устроены моленные с превосходными святынями и утварью.

В начале 19 столетия число живущих в обители умножилось до 1500 человек, а прихожан среди жителей Москвы было числом до 10000 человек. Основав и учредив богадельни и больницы, христианское общество с помощью попечителя Ильи Алексеевича Кавылина написали прошение на имя царя Александра Первого, в котором пояснили как о зданиях обители так и о христианских порядках в ней содержащихся. После чего обитель стала называться Преображенским богадельным домом. Прошение состояло из 16 статей:

В первой статье была просьба о вечном существовании обители. Во второй христианское общество обязуется усовершенствовать обитель, содержать жителей без государственных пособий. В третьей статье просили беспрепятственно отправлять богослужение по древним правилам и уставам. Во остальных статьях прошения были изложены нужды живущих в обители прихожан. В шестнадцатой статье была просьба для исполнения всех порядков обители уполномочить из среды своего общества попечительных членов из именитых граждан, а именно: Ефима Грачева, Илию Кавылина, Тимофея Соколова, Андрея Заикина, Алексея Никифорова, Феодора Владычинского, Лаврентия Осипова и утвердили данное прошение общественным подписанием численностью до 100 человек.

            С прошением Илья Алексеевич 14 декабря 7317 (1809) года отправился в Петербург, имея помощником Бога и христианскую молитву. Всещедрый и всемилостивый Господь преклонил сердце царя на милость к христианам и именным своим указом даровал все просимое даровал и утвердил Преображенский богадельный дом. Все эти благие дела произошли при духовном отце Сергее Яковлевиче. Вместе с ним были замечательные духовные отцы: Лука Терентьевич, Симеон Михайлович, Иван Потапович, Петр Козмич и Феодор Сергеевич. При них Преображенская обитель стала вторым Сионом.

Среди славных отцов выделялся Сергей Симеонович Гнусин, знаток и толкователь Священного Писания. Этот отец был оклеветан перед властями еретиками брачного согласия, в результате духовный отец был заточен в Соловецкую обитель на много лет, где и умер в 7357 (1849) двадцать седьмого июня, не отрекшись от христианства.

            Среди попечителей выделялся Илья Алексеевич Кавылин, что подтверждается и внешними историками: «Кавылин для феодосеевскаго общества столько же сделал полезнаго сколько братия Дионисовы для выгорецкаго». Скончался Кавылин в лето 7317 (1809) 21 августа. Он был погребен близ большой каменной часовни. Над его гробом был воздвигнут памятник из дикого камня в виде гроба. Памятник обнесен железной решеткой и на высоких железных стойках сделана железная крыша. От восточной стены моленной расположена железная часовня, в ней поставлен деревянный резной Крест в полный рост человека. Перед этим Честным Крестом имеется неугасимая лампада.

            Такова есть внешняя память Илье Кавылину, попечителю о настоящем христианстве, защищавший от насилия мира истинную церковь. За такие добрые дела от сынов гонимой церкви стяжал вечное поминовение.

В лето 7318 (1810) в Преображенской обители состоялся Собор об укреплении Святой Кафолической Церкви, веры и благочестивых обрядах, о чем и было утверждено на Соборе 39 статей.

Во время нашествия Наполеона, врага русского, опустошившего град Москву, но нашу Святую Обитель со всеми ее богослужебными храмами и находящимися в ней святынями всемилостивый Господь сохранил невредимой. Нашествие галлов на Русь предсказал юродивый старец Иоанн Кузьмич, предсказавший многие события. Отец Иоанн похоронен на Преображенском кладбище.

В лето 7322 (1814) был в обители состоялся большой Собор, численностью до 500 человек. Собор определил, что с беспоповцами приемлющими беззаконный брак не сообщаться в молитве и пище. Собор установил, что новоженов не принимать на моление и исповедь без развода. Собор также напомнил, что еретические попы, епископы и митрополиты, искажающие Христово учение, спасти не могут, поэтому за отсутствие истинных пастырей христиане спасаются через сохранение Истинной Церкви, ее таинств и заповедей Божьих. «Аще епископ или презвитер, сущее очи церковнии неподобне живут и соблажняют люди – подобает изврещи их». Лучше христианам обходиться без еретического, чем с погаными никонианскими епископами и попами как с иудейскими первосвященниками Анной и Киафой попасть в геену огненную.

            В лето 7324 (1816), шестого мая попечителями Преображенской обители были определены Ефим Иванович Грачев, Алексей Никифорович, Иван Михайлович Стукачев, Дмитрий Тимофеевич, Симеон Феодорович Резанов и Калина Нестеров. Они подписались, что обязуются сохранить законные христианские положения и уставы. Определение же их к попечительной должности было в моленной при собрании настоятелей и почетных граждан, при пении храмовых стихер и благословения от главного духовного настоятеля.

            Вскоре наступило зломудрое время, восстали на Церковь по Божественному Апостолу противники истины - самобрачные новожены, утверждавшие, что может существовать законный брак без истинного священства. От старопоморского согласия отделились ради любогреховного любострастия некоторые христиане и организовали свое еретическое брачное согласие. Во главе таковых раскольников были: Василий Емельянов, Василий Монин, Гаврило Скачков и прочие. Проповедники безсвященносословного брака пытались встать во главе попечителей Преображенской обители, чтобы отвергнуть в ней первобытные отеческие уставы и ввести беззаконное самобрачие и незаконное моление женатых людей.

            Когда брачным раскольниками не удалось захватить обитель, то они обратились с различными клеветническими нападками на христиан. Они писали гнусные заявления в различные властные инстанции, где федосеевцы выставлялись врагами государства и власти. Будучи подвергаемы злобными и душевредными наветам, наши духовные старейшины повелели всем православным христианам, живущим в Преображенской обители, призвать Господа Бога в помощь. День и нощь все христиане от старца до младенца молились Господу. «Призови мя рече в день печали твоея и избавлются и прославиши мя». И Господь избавил от конечного разорения нашу обитель и живущих в ней сохранил.

            В результате клеветнических действий брачных, которые продолжались четыре года и дошли до царя, тогда были арестованы управляющий богадельным домом Иван Федотович и вышеупомянутый учительный настоятель Сергей Симеонович.

            В лето 7325 (1817) в храме Успения Божией Матери на Соборе, при стечении большого количества христиан, были подтверждены предания святой соборной, апостольской церкви и церковные чины и уставы и отвергли утверждение беззаконного брака.

            В лето 7330 (1822) скончался старейший настоятель Сергей Яковлевич, ревнитель о законах христианских управлял Богом врученному ему паствой 30 лет со всевозможным тщанием охраняя церковь Христову от врагов внешних и внутренних и от «лже братии». По нем был поставлен главным наставником отец Алексей Тимофеевич. При его правлении христианские обряды подтверждались и укреплялись. Им были написаны 9 статей о всяком благочинии всем живущим в обители. 12 сентября 7345 (1837) года Алексей Тимофеевич после 15 лет пастырства скончался. Девять статей содержали в себе следующие положения: В первой - всем старейшинствующим и начальствующим в обители иметь между собой согласие и все дело производить по общему совету. Во второй статье написано было о благочинном пении и чтении. В третьей запрещалось для христиан чайное и кофейное питие.

            В середине 19 столетия по наущению никонианских монахов Амвросия (Гренкова) оптинского, Макария (Иванова) оптинского[3] и брачных раскольников, началось очередное гонение на древнее благочестие. В 1853 году из Петербурга была прислана особая комиссия для ревизии Преображенской обители. И такой Божий гнев на нашу обитель предсказывали некоторые юродивые старцы: Мартин и Павел бывшие учениками от юродивого Иоанна Кузмича. В результате деятельности комиссии у христиан в пользу «единоверцев» были отобраны мужские моленные. В женской обители было по приказу уничтожено 50 келий и прочих деревянных построек, находящихся внутри ограды, а потом и больничные полаты, некоторые из них были сломаны, а другие закрыты.

            Главный настоятель Симеон Кузьмич заточен был в Малороссию, в Полтавский монастырь, где пребывал 5 лет в великой строгости и исповеднечески держался истинной христианской веры. Он скончался в лето 7367 (1859) 13 июля. Многие другие духовные наставники старопоморцев были заточены на различные сроки. Егор Гаврилович был заточен в Вятку, Андрей Ефимович, настоятель женской моленной сослан в город Харьков и там скончался в 7364 (1856) 11 февраля. Матфей Алексеевич сослан во Владимир и там умер 4 июля 7367 года (1859) года. Назар Николаевич сосланный в Симбирскую богадельню и по освобождении умер в городе Переяславле в лето 7363 (1855), 5 сентября. Иван Яковлевич сослан был в Псков и после 5 лет в великом утеснении был возвращен в Москву, где и скончался в лето 7369 (1861) 31 мая. С ним был заточен и возвращен головщик надвратной моленной Игнатий Карпыч. Помимо духовных отцов были сосланы и попечители Преображенской обители: Федор Алексеевич Гучков, заточен был в город Петрозаводск, а Константин Егорович Егоров в город Пензу, а Антон Иванович Бузин в Харьков, по ходатайству же дочерей освобожден и по пути в Москву скончался в граде Орле. Гучков и Егоров скончались в заточении – их тела были возвращены в Москву и честно погребены на Преображенском кладбище.

            Гонения продолжались по Божьему попущению десять лет с 1853 по 1863 годы. Но ни один из отцов духовных не отступил от истинной христианской веры и апостольского благочестия. Из-за жестоких гонений в обители остались престарелые и убогие жители. В такие гонительные и горькоплачевные времена к совершенному церковному бедствию за отсутствием наших пастырей, по необходимости исправлять духовные действия было поручено малосведущими и не ученым отцам. Многие христиане самовластно впали в сладострастное и растленное житие – жили вместе с незаконными женами, будучи женатыми, приходили к малосведущим отцам и принимали от них исповедь. А духовные отцы по снисхождению к именитым лицам и по малой образованности допускали эту исповедь.

            Вернувшись из заключения старший наставник Егор Гаврилович стал допускать и исповедь без примирения (без прекращения незаконного брачного сожительства). Незаконное исповедание из Москвы разлилось и в другие христианские общества. Всемилостивый Господь не дал совершенно укрепиться греху и по Его святой воле вступил в лето 7389 (1881) 16 декабря в должность пастырского правления Преображенской общины честный старец Александр Федорович, сведущий в Священных Писаниях. Он старательно искоренял возникшее незаконное исповедание новоженов. Для прекращения такого церковного недуга, посещал отдаленные места и уклонившихся христиан направлял на истинный путь спасения.

Многие новожены не раскаялись и продолжали настаивать на беззаконной исповеди и нажаловались на Александра Федоровича главному попечителю Ефиму Савельевичу Егорову, что он не принимает их на покаяние. Егоров сам был склонен к новоженским мудрованиям и изъявлял свое согласие к незаконной исповеди, которое даже было слышно от него при публичных собраниях и келейно просил отца Александра сделать снисхождение к новоженам, принять их без разводу на исповедь. Александр Федорович не поддался на беззаконные уговоры и не сошел с основания положенного в Христовой Церкви и не давал дозволения на беззаконную исповедь. За свою твердость от новожеской «лжебратии» отец Александр подвергался поношениям и словесным оскорблениям, но не отступил от отеческих заветов. Перед кончиной он девять месяцев был привязан к одру, и провел на своей родине в Смоленской губернии, где в 7391 (1883) года, третьего марта в три часа по полудни преставился к Господу. Он оставил по себе добрую память как истинный христианин. Смерть его была несчастьем для всего христианского народа. жизнь его и нравственность хотя в кратком виде, но совершенно точном, напечатана была в газете: «Современныя Известия» (в № 62, 1883 года, марта 5 дня) в следующих словах: «Некролог федосеевскаго наставника А. Ф.»: «Сего 3 марта как сообщают нам, скончался один из самых старших, отцев и наставников безпоповщинскаго федосеевскаго преображенскаго кладбища Александр Феодорович. Смерть его последовала после тяжкой продолжительной болезни, которою он, как говорится, прикован был ко одру. За последния десять месяцев, все время (своей болезни) проводил на своей родине в смоленской губернии, где и скончался». «Покойный, как пишет нам один его единоверец, строго соблюдал жизнь, соответствующую старообрядческим канонам, тщателен был в созидании своей паствы, высоко держал правила  и обычаи своей церкви, соблюдал ея благочиние. Муж был кроткий, незлобивыи, чист сердцем и удаленный гордости и славы, словом, продолжает единоверец покойнаго, это был человек в настоящее время, ради нашего общественнаго созидания. В лице его тяжкую потерю понесло все наше старообрядческое общество». Таковым справедливым выражениям мы даем полное согласие, что подобного наставника и учителя в настоящее время не видится. Будущее течение нашего християнскаго состояния остается ведомым Единому Богу: молим Его неизреченную благость, да устроит Он вся благая и полезная роду человеческому. Если «Предел вечных яже положиша нам отцы наша не прелагати такожде и обычаи христианския всеусердно соблюдати» мы соблюдем то от Господа получим дары вечныя, а если предадим, то посланы будем в муки вечные и огонь негасимый.

Надсловие

            В наши не благополучные и слезам достойные времена, грех ради наших, мы лишились руководящих нас пастырей, имеющих на себе сан архиерейства, но управляемся простыми и нерукоположенными людьми. Как предрек апостол: «В последняя дни настанут времена люта, будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди хульцы, родителем противящееся, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, не примирительни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветники, невоздержницы, не кротцы, не боголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы, паче нежели боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отвергшеся».

            Поэтому в последние времена христиане должны строго держаться своей христианской жизни. На нас сбывается пророчество возвещенное ангелом св. Симеону Дивногорцу: «яко от тмы человеков едва единому обрестись спасаемому». Сын беззакония прельстит почти всех людей и Сын Человеческий не обрящет веры на земле, только в малом количестве.

            По изложению Священного Писания в последние времена мало будет молящихся, поэтому и вера обрящется не во многих. Душам человеческим полезна молитва и пагубно уклонение от нее. «Всякие хотящий спастись беспрестанно усердствует в молитве и получит великую пользу и сокровище даров Божьих». Святой Исидор говорит: «Если кто хочет всегда с Господом быть на всякий час молится и чтет Священное Писание». Кто не молится Богу тот есть мертв и бездушен. Как тело без души есть мертво и смердит, так и душа без молитвы мертва и окаянна. Бесы постоянно ищут христианина, который не молится, чтобы похитить и погубить его.

            Церковная служба совершается как образ ангельского моления на небесах. Церковная служба подражает ангельскому славословию. В небесах ангелы славословят Христа, а на земле духовные дары Христу приносят люди. На небесах серафимы поют трисвятую песнь, а на земле, а на земле человеческое множество соединяет небесное и земное в едином торжестве и благодарении. Потому христиане есть тело единой главы нашей Исуса Христа, объединившего в едину церковь ангелов и людей. Наши молитвы соборные и келейные соединившись ангелами представляются Богу. Верному христианину не подобает хвалиться, что он находится в истинной церкви, но необходимо помнить о делах своих: молитве, поведению, своим словам. Истинное христианство не только правое учение, но и чистота жития.

 



[1] Епископ Павел (казнен 3 апреля 1656 года) – епископ коломенский и каширский, был уроженцем села Колычево, Княгининского уезда, Нижегородской губернии. Епископ Павел один из немногих высших иерархов открыто выступил против привнесения еретического начала в христианскую церковь. Он был предан жестоким мучениям, но остался непреклонен. Тогда Никон лишил по своему изволению епископского сана и отправил его в к Онежскому озеру в Палеостровский монастырь, где имел некоторую свободу. Епископ Павел учил христиан не предавать и изменять древние христианские предания. Позже Павел был переведен в новгородский Хутынский монастырь, где и был замучен слугами Никона.

[2] Даниил Викулин (1653-1733) – основатель поморского Выговского общежительства, был иноком высоких христианских добродетелей. В 1694 году вместе с Андреем Денисовым пришел на Выг, где был почетным «вторым настоятелем» обители. Первым подписал знаменитую книгу «Поморские ответы».

[3] Все эти сомнительные «старцы» не так давно признаны никонианами за «святых».

 

Наверх