старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Богословие

* * *

По мнению известного никонианского церковного историка Г.П. Федотова «трагедией древнерусской святости» было торжество «иосифлянства» в XVIвеке. Под термином «иосифлянство» Федотов понимал идеи и борьбу за чистоту православной веры, жестко и целенаправленно проводившиеся великими русскими подвижниками - новгородским архиепископом Геннадием и игуменом Иосифом (Саниным). По словам Федотова «иосифлянский» закон восторжествовал над «благодатью» «евангелических» христиан (т.н. нестяжателей).

Духовное поражение русского евангелического христианства Федотов считал несчастьем духовной истории Руси, имевшим отрицательные последствия в дальнейшем, когда «основной национальный путь московского благочестия вел прямым путем к старообрядчеству. Стоглав недаром был дорог расколу, св. Иосиф Волоцкий недаром стал главным его святым, «Просветитель» - его настольной книгой. Вместе с расколом большая, хотя и узкая и слепая религиозная сила ушла из русской церкви, обескровливая ее. Но еще не нужно забывать, что первое великое обескровление совершилось на 150 лет раньше… с Аввакумом покинула русскую Церковь школа св. Иосифа»[1].

Что же так невероятно пугает и огорчает нашего эмигрантского историка в «школе пр. Иосифа»? Почему имя св. Иосифа Волоцкого и по сей день является ночным кошмаром для разного рода «евангелистических христиан»? В последнее время наблюдается установка замолчать или исказить наследие св. Иосифа или отказаться вовсе от его взглядов, как «порочащих» русскую церковь. Особенно «копошатся» в этом отношении никониане известных «богословских» направлений, сучат ножками, бьют копытцами. Но еретики они и есть еретики, у них работа такая – Истину Христову искажать и порочить.

Что же тогда так пугает нечестивцев? Общий ответ не столь уже сложен – это отделение Истины от лжи и бескомпромиссное утверждение Православия, безо всяких там еретических «экономий» и общих «духовных корней», растущих от неизвестно каких древ. Мерзавцев от религии пугает не столько духовное неприятие еретической лжи, а страшит, что христиане вместо бараньего, ложно понятого «терпенья», ведущего к измене веры, могут отстоять Православие на деле. И признаки христианского сопротивленья пугают злодеев сильнее, чем ядерное оружие.

Все эти религиозные «кукловоды» бояться прямого христианского действия, когда для христиан смерть и убийство нечестивого, а также прочих социальных негодяев перестанет быть чем-то окончательно запрещенным и невозможным. Внушает невероятный страх и то, что христиане могут погибнуть за веру, но не изменить Христу. Перед лицом мучений и гонений христианин должен стоять до конца, в том числе и до смерти. И примеров таких множество. Ради Христовой любви, святая мученица Домника со своими дочерями, чтобы не попасть в руки нечестивых, утопилась в реке. «Лучше утопиться водой, чем предаться в руки беззаконных мучителей». Святая Пелагея, спасаясь от осквернения, выбросилась из окна на землю, от мучителей. Княгиня Ольга, нареченная в святом Крещении Елена, сказала византийскому императору: «Лучше в воде утопиться, нежели в блуд впасти».

Поэтому и воют, и причитают на разные лады разные там «евангелические христиане» по поводу христианских самосожжений. Заламвыя свои мохнатые лапки верещат сии «евангелисты», что самосожженья – это не по «христиански», да и вообще не культурно, мировое сообщество не одобрит. Надо было христианам «ради церковного мира» принять хульное и богомерзкое никонианское «причастие» и прочие еретические удовольствия, да и вообще делать все, что начальницы повелят. Начальницы то они умныя, все знают наперед, не то, что какой там пророк Илия.

Поэтому так и пугает св. Иосиф наших «евангелистов», что звал христиан к действию, а не к медитации в своем мелком духовном мирке и равнодушию к окружающей жизни. И уж конечно не к подчинению разного рода «церковным» и гражданским «начальникам» призывал св. Иосиф.

Игумен волоцкий прекрасно понимал, к чему приведет так горячо любимое разного рода еретиками «непротивление злу насилием». И в наши темные и развращенные времена мы видим, во что превратились нарицаемые христиане. Мы часто зрим каких-то плохо одетых, всклокоченных бесполых существ, что то там бормочущих о Христе. С другой стороны появляются персонажи, которые называют себя «православными», но при этом ничуть не сомневаясь, «позиционируют» себя «исламистами», «иудействующими» и поклонниками русского язычества. Для них существование одной и окончательной истины невозможно и неприемлемо, слишком скучно и примитивно для их широких и утонченных душ.

Христианство перестало быть церковью воинствующей, а стало приютом убогих псевдоинтеллектуалов, пытающихся через церковь выразить свое ущербное подсознание. Христианин перестал восприниматься как духовный воин, как человек способный на поступок. Но времена к счастью меняются, пора ущербных уже миновала.

Андрей Щеглов


Церковь воинствующая

Церковь воинствующая, сер XVI века


Пеподобный Иосиф Волоцкий

Слово против ереси Новгородских еретиков, утверждающих, что не следует осуждать ни еретика, ни вероотступника.
Здесь же дано рассуждение по Божественному Писанию о том, что еретика и вероотступника не только осуждать, но и проклинать следует, а царям, князьям и судьям следует отправлять их в заточение и подвергать жестоким казням

Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики—протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицын и многие другие, рассуждающие подобным образом, сотворили много зла, которого ни высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни и столько осквернений нанесли они святым Божьим церквам, Честному и Животворящему Кресту, всечестным иконам — и, сотворив столько такого зла. устрашились они ревности православных о благочестии, чтобы увидев такое зло, не осудили те их на соборе в согласии с Божественными установлениями на окончательную гибель в этой жизни и в будущей. И потому-то и приложили они все силы к тому, чтобы ввести в заблуждение православных, и в намерении запугать истинно верующих изрекали такие речи, что, дескать не нужно осуждать ни вероотступника, ни еретика, ссылаясь в качестве свидетельства на слово Господа, который сказал: «Не осуждайте, чтобы и нас не осуждали» и святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого не нужно ни ненавидеть, ни осуждать—ни неверного, ни еретика, и не нужно также еретика убивать, но если необходимо судить еретика или вероотступника, то пусть его судят по царским и гражданским законам, а не монахи, да и не миряне, если не имеют они отношения к суду.

Кто хочет точно усвоить себе слова Господа: «Не осуждайте, чтобы и вас не осуждали», пусть прочтут свидетельства Божественных Писаний, что об этом написали святые, преподобные и богоносные отцы наши — святой Иоанн Златоуст, Василий Великий, божественный Афанасий Великий и многие другие святые отцы наши. А достойнейший и превосходный преподобный отец наш Никон из этих сочинений сделал выборки и изложил в своей большой книге, в тридцать девятом слове.

Мы же теперь побеседуем о том, что говорит божественный Иоанн Златоуст. Говорит он, что нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика. Этот великий и равный апостолам муж говорит и указывает, что эти повеления связаны со временем. Не было Божьей Воли, чтобы так было всегда, как свидетельствует сам великий Иоанн Златоуст, говоря, что нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека. хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе. Ведь так поступают и пастухи; до тех пор пока дикие звери не доставляют им забот, расположившись под дубом или под кедром, играют они на дудке, позволяя всякой овце пастись на воле. Но как только заметят они, что приближается волк, тотчас, отбросив дудку, хватают пращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и каменьями — встав впереди стада и издавая угрожающие крики, зачастую еще до нападения отгоняют они зверей. Точно так и нам, пастырям и учителям, пасущим Христово стадо, следует поступать. Ведь если увидят они неверного' или еретика, никакого вреда не приносящего душам верных, то вбирая мудрость на лугах книжных сказаний, с миром и кротостью пусть поучают неверных и еретиков. Но если увидят они проклятых еретиков, более коварных, чем все волки. стремящихся погубить Христово стадо и растлить его еретическими и иудейскими учениями, следует им тогда высказать ревность и старание, что бы ни одна овца стада Христова не была похищена дикими зверьми. Вот как говорил об этом священный Иоанн Златоуст. Когда не обольщают никого из православных неверные и еретики, не следует тогда творить им зло или их ненавидеть, но когда мы видим, что неверные и еретики хотят обольстить православных, тогда следует не только ненавидеть их или осуждать, но и предавать проклятью, наносить им раны и тем освящать свои руки.

Как тот же святой Иоанн Златоуст сам указывает, так говоря: «Раз была у нас речь о хуле, что на Единородного Сына Божия, хочу я просить у вас одного только подарка, чтобы наказывали вы всех в городе хулителей. Если услышишь что кто-нибудь на перекрестке или на площади среди людей хулит Христа Господа, подойди и пресеки. Если и насилие над ним совершить придется, не избегай—ударь по лицу, дай пощечину, освяти свою руку раной. Если и схватят тебя, если и в суд поведут — иди. Если спросят на суде, то есть допрашивать будет судья, отвечай не робея, что хулил тот Ангельского Царя: ведь если наказывать нужно тех, кто хулит земного царя, то тем более тех, кто хулит Царя Небесного. Общий грех всех, если нет правды. Каждый, кто может, должен высказаться за нее, чтобы знали жиды и скверные еретики, что христиане спасители и создатели города, защитники и учителя. Пусть убедятся необузданные и развращенные жиды и еретики что Божьих рабов остерегаться им нужно, и когда захотят они поделиться между собой чем-нибудь подобным, пусть повсюду следят друг за другом, трепещут и тени, опасаясь, чтобы не слышали христиане». Разве не знаете вы, как поступил Иоанн? Увидел он что тиран, мучитель людей, пренебрег брачными законами, и сказал на площади без страха: «Нельзя жениться тебе на жене Филиппа, твоего брата» А я ведь не о людях держу речь, не о судьях, не о противозаконных браках, но об оскорблении Господу. Хоть и придется умереть, не уклонись, чтобы наставить брата твоего: ведь мучение это будет за Христа. Так и Иоанн стал мучеником, хоть не принуждали его приносить жертвы или поклоняться идолам, но увидел он, что попираются Божественные законы, и за это душу свою положил».

И далее он говорит: «Не раз говорил я вам, возлюбленные мои, про безбожных еретиков и снова умоляю, чтобы не объединялись мы с ними ни за едой, ни за питьем, ни дружбой, ни любовью: кто это делает, чужим делается Христовой церкви. Если кто и ангельской жизнью живет, но с еретиками связан любовью и дружбой — чужд таковой Господу Христу. Кто не может насытиться любовью ко Владыке Христу, тот не может насытиться и ненавистью к Его врагам. Но ведь Он Сам говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня». Вот что говорит и на чем настаивает священный Иоанн Златоуст, подвигнутый святыми апостолами.

Ведь и святые апостолы так поступали. В «Деяниях святых апостолов» описывается что, когда пришли в Самарию святые апостолы Петр и Иоанн, Симон-волхв принес им серебро и сказал: «Дайте мне эту способность, чтобы, на кого возложил я руку — тот принял святого Духа» и святые апостолы не осудили его тогда на смерть. Но когда дошел он до полного бесчестия, и стал развращать благочестивых, и обольщать верующих, тогда осуждают его на смерть

Точно так же поступил и святой Иоанн Богослов. До тех пор, пока Киноп жил у себя на месте и не обольщал никого из верных, он не был осужден. Но когда прибыл он в город, намереваясь развратить верующих, был осужден на смерть.

Точно так и святой апостол Филипп: не пошел он к первосвященнику, не осудил его, но когда увидел, что первосвященник пришел только затем, чтобы развратить благочестивых, тогда на смерть осудил его.

Подобным же образом поступил апостол Павел, не стал разыскивать волхва Елиму, осуждать или уничтожать, Но когда увидел, что тот отвращает проконсула от веры, тогда осудил его на то, чтобы тот ослеп и не видел солнца.

Подобным же образом поступали святые и преподобные, богоносные отцы наши, архиереи и пастыри. Когда святой Иоанн Златоуст увидел, что ариане живут в Константинополе и никому из православных не чинят пакостей, он и сам не сделал им зла. Но когда увидел он, что занимаются они обольщением и составили ряд песнопений и гимнов, чтобы расшатать веру в Единосущность. упросил Цесаря, чтобы тот изгнал их из города.

Точно так и святой Порфирий, епископ газский_ видя, что еретики манихейского толка живут в Газе и не обольщают никого из православных, не осуждал их. Но когда увидел, что пришли они туда затем, чтобы обольстить христиан, осудил их вначале на немоту, потом и на смерть.

Так и святой Лев, епископ катанский, не осудил вначале Лиодора-еретика на смерть. Ио когда увидел, что пришел тот к храму и рассеивает соблазны, чтобы обольстить тех, кто верен благочестию, вышел он из храма и сделал так, что пожжен Лиодор был огнем, потом вернулся он в храм и отслужил Божественную службу.

Также и святой Феодор, эдесский епископ, когда нашел множество еретиков в Эдессе, не желающих особенного вреда православным, тогда и он не сделал им никакого зла. Но когда увидел, что собрались они на такое зло, чтобы обольстить православных и разграбить церковное имущество, тогда отправился он даже в Вавилон и упросил царя, чтобы тот истребил еретиков

И много еще такого в Божественных Сочинениях, что когда еретики, держащиеся каких-либо ересей, не приносят православным вреда, тогда не судят их святые и преподобные отцы наши Когда же видят они что неверные и еретики намерены обольщают православных, то осуждают их. Так же должны и мы поступать. Но довольно об этом.

Теперь же поговорим о том, что тот же великий церковный учитель Иоанн Златоуст говорит, что нельзя убивать еретиков: «Если бы мы убивали еретиков, нескончаемая война была бы во всем мире». Это о епископах, священниках и монахах, о всем церковном причте говорит он, а не о царях, или князьях, или же правителях областей. Если бы говорил он о царях, князьях и правителях, сказал бы, что нельзя царям князьям и правителям убивать еретиков. Но он ведь говорит: «Если бы мы убивали еретиков», что ясно показывает, что говорит он о епископах, священниках, монахах и о церковном причте — ведь сам он был вначале церковный причетник и монах, потом священник и. наконец, епископ. Потому-то, приняв на себя облик их всех, он и говорит: «Если бы мы убивали еретиков, нескончаемая война была бы» — и не о царях, князьях или правителях областей говорит это.

О царях же, князьях и судьях говорят святые апостолы, чтобы приняли они власть от Господа Бога для наказания преступников и поощрения добродетельных. Так, верховый апостол Петр говорит: «Ради Господа будьте покорны всякому человеческому учреждению, то есть человеческой власти: царю ли, как верховной власти, князьям ли, как назначенным от него, чтобы наказывать преступников и поощрять добродетельных. Ибо такова есть Божья Воля, чтобы добродетельные обуздывали невежество неразумных людей». Согласно с ним говорит и Павел: «Князья ведь страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и заслужишь похвалу от нее: ибо слуга Бога и тебе во благо. Но бойся, если творишь зло — не напрасно носит он меч, ибо служитель Бога — гневный отмститель творящему зло».

В согласии с этим говорят и святые отцы. Вот, что сказал священный Иоанн Златоуст: «Ведь поставлена гражданская власть на пользу людям Богом, не дьяволом как утверждают некоторые недостойные — чтобы не поглотили люди друг друга, как рыбы. Поэтому и говорит святой апостол Петр, что «такова есть Божья Воля, чтобы добродетельные обуздывали невежество неразумных людей». Святой Григорий епископ Арагинский, то же говорит в своем законодательном наставлении. «Человеколюбиво дан людям свыше великий Божий Дар — священство и царство: одно служит Божескому. другое, владычествуя, заботится о человеческом. Тот, кто принял по высшему повелению управление родом человеческим, должен не только заботиться о собственных делах и распоряжаться собственной жизнью, но и все, находящееся в его власти, защитить от треволнений и греховнейшего возмущения, которым лукавый дух затопляет нас повсюду и возмущает смирение тела».

Если же кто-нибудь скажет, что святые апостолы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья и владыки отмщали злодеям — то есть убийцам, прелюбодеям —воровство, разбой и другие преступления совершающим, но не еретикам и вероотступникам — то ведь если велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, гораздо нужней, чтоб было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом Божественные тексты.

Так, в тех Божественных Правилах, которые являются гражданскими законами говорится о неверных и еретиках вот что: «Кто удостоился святого крещения и отступил от православной веры, стал еретиком или приносил языческие жертвы, тот подлежит смертной казни. Если иудей осмелится растлить христианскую веру, то подлежит смертной казни. Манихеи или иные еретики, бывшие христианами и ставшие затем на путь ересей и толков, будут казнены мечом — кто знает таких и не доносит о них властям, подлежит смертной казни. Если какой военачальник, или воин, или начальник общины, обязанный заботиться об этом, узнает что кто-либо уклоняется в ереси и толки, и не выдаст такого, примет смертную казнь, хоть и будет правоверный».

Где они, говорящие, что нельзя осуждать ни еретика, ни вероотступника? Ведь очевидно, что следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут.

А если кто скажет: «Это гражданские законы, а не апостольские, и не писания отцов», пусть послушает он, что преподобный отец наш Никон говорит о гражданских законах в своих Боговдохновенных Сочинениях; «Потому что поклоняемый Дух Святой исполнил Божественных Отцов на Святых Соборах, расположили они Божественные правила, которые от Духа Святого, изложили Божественные законы и слова святых и Богоносных Отцов — а святые заповеди сказаны были устами Самого Господа — так что уже в древности Божественные Правила перемешались с гражданскими законами и положениями». Так была создана книга «Номоканон», то есть правило законов. Весьма сильно перемещались по Божьему. Промыслу Божественные Правила с заповедями Господними и изложенными святыми отцами, а также с самими гражданскими законами — так возникла вышеназванная книга.

Если святые отцы, бывшие на вселенских и поместных соборах и наставляемые Святым Животворящим Духом, расположили Божественные Правила, и законы, и слова святых отцов, и святые заповеди, которые от уст Самого Господа, то сами же святые отцы соединили в древности со всем этим и гражданские законы. И кто осмелится их устранить или похулить, когда приняты они были Святым Духом и святыми отцами и соединены со всем Божественным Писанием?

В согласии с этим говорит и Афанасий Великий, что те, кто утверждает, что нельзя осуждать совершающих смертные грехи — еретики. И когда бы было так, как они утверждают, не осудил бы праведный Ной ругателя Хама быть рабом братьям его И Моисей велел изрубить мечами три тысячи человек, поклонявшихся тельцу, а собиравшего в субботу дрова велел побить камнями. А Исус Навин за воровство истребил Ахара со всем его домом А Финес за распутство уничтожил Замирия, а Самуил перед Господом убил царя Агага. Илья же ложных пророков у ручья заколол, как свиней, Елисей же осудил Гиезня за мздоимство, проказой наказал его. А Даниил, осудив блудливых старцев по Моисееву закону, убил их. Принявший ключи Царства Небесного, святой апостол Петр осудил Анания и жену его, утаивших часть своего дохода, и сделал так, что они испустили дух. А Павел предал дьяволу кузнеца Алек-сандра и Именея с Филитом, чтобы они отучились от хулений. И все эти судившие, а сами не осужденные, были праведны, более того — избранники, избранные на духовное служение.

Вот что говорит и как поучает Афанасий Великий о совершающих смертные грехи: «Грех, который тяжелее и страшнее всех грехов смертных — это власть и ересь и отвратиться от Христа» — так вот говорит этот божественный Афанасий. Да и великий Иоанн Златоуст в своих сочинениях говорит: «Царский суд и гражданские законы обуздывают произвол неразумных людей, творящих смертные грехи и губящих душу и тело». Это же говорят и священные правила святых . отцов. Услышьте, цари и князья, и помнить, что власть вам дал Бог, что вы — слуги Бога. Для того приставил Он вас пастырями и сторожами к вашим народам, чтобы от волков сохранили вы в целости стадо Его. На свое место избрал вас Бог на земле, на Свой престол, возведя, посадил, милость и жизнь доверил вам, и вручила вам меч высокая десница Бога. Вы же не скрывайте в неправде истину, но остерегитесь Серпа Небесного, не давайте волю преступным людям, не натравливайте их, как бешеных собак, на людей правоверных. Или вот еще: «если дать меч неистовому человеку, тот не только тела, но и души погубит». Почему говорит он, что не только тела, но и души погубит. Это говорится об убийцах и тех, кто творит обиды и разбои, что только тела погубят, но если говорится: «Те не только тело, но и душу губят»,—то говорится это о еретиках и вероотступниках, ведь они вместе с телом губят и душу, обольщая православных еретическими учениями.

И вот что: если они совершат зло, грех падет на душу того, кто допускает это, то есть на царя, на князя, на правителя области. Если недостойным людям дадут они власть, спросит с них за это Господь Бог в Страшный день Второго Пришествия Христа. Вот почему царь, и властители должны заботиться о том, чтобы быть отмстителями еретикам за Христа. Согласно с этим наставляет и учит священный Иоанн Златоуст, говоря следующее: «То, что бывает по Воле Бога, хоть и покажется злым, добрее всего. А то, что против Воли Бога и не угодно Ему, хоть и хорошим покажется, всего хуже и преступней. Если убьет кто по Воле Бога, убийство это лучше всякого человеколюбия. Если и помилует кто из человеколюбия вопреки тому, что угодно Богу — недостойнее всякого убийства будет это помилование. Не природа вещей, но Божий Суд делает их добрыми или дурными».

Выслушай примеры и сообрази, что так именно и бывает. Против Божьей Воли помиловал некогда Саул, царь Израиля, Агага. царя амаликитян, и за это помилование не только сам подвергся осуждению Бога, но и весь род его. Так и Ахан, захватив Адера, ассирийского царя, сохранил его вопреки тому, что было угодно Богу, отпустил его с великим почетом. Тогда Бог послал пророка к Ахану, говоря: «Так говорит Господь: раз выпустил ты этого губителя из рук своих, душа твоя будет за его душу и люди твои за его людей».

Точно так один пророк пришел и сказал ближнему своему: «По слову Господа ударь меня». А тот человек не захотел ударить его, и сказал он: «Не подчинился ты голосу Господа, за это, лишь расстанемся мы, растерзает тебя лев». Отошел тот, напал на него лев и растерзал его. И встречает пророк другого человека и говорит ему: «Ударь меня». Ударил его тот человек и разбил ему лицо. Ударивший пророка спасся, а пожалевший —пострадал, что удивительней этого? Так знай же, что, когда велит Бог, нужно только повиноваться, а не размышлять о природе происходящего.

Вот так и все святые и преподобные богоносные отцы наши, пастыри и учители молили благочестивых царей и князей, чтобы истребляли еретиков, как свидетельствуют святые отцы святого Шестого Вселенского Собора, когда говорили они благочестивому цесарю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься о том, чтобы, если в зрелую пшеницу попадут какие остатки языческого и иудейского еретического зла, искоренить их как сорняки. Да будут они исторгнуты и очистится нива Церкви горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финеса, поразившего копьем грехи». А собравшиеся в Иерусалиме святые отцы в числе тысячи четырехсот человек, написав для византийского цесаря Феофила многосложный свиток, сказали: «Снизойди, о царь, к смиренной молитве, будь щедр к Церкви своей, прекрати церковные раздоры и прежде всего уйми зловерных отступников своей праведной царской властью, мышцею благочестия своего».

Так, уже православный праведный Константин Великий, первоисточник христианства и апостол среди царей, окончательно низверг этого мрачного и враждебного Богу Ария, второго Иуду, соименного гневу, и осудил его с проклятым его учением на заключение, а также и всех других, принадлежавших к этому толку. А вслед за ним — Феодосий Великий, звезда пресветлая, царственный преемник, по распоряжению которого собрался Второй божественный Собор святых отцов и проклял духоборца Македония, Евномия, ариан и прочих, и осудил их на позорное заточение. А наследник его по имени и уму, Феодосий Малый, созвав в Ефесе святой Собор, низложил Нестория. И Маркиан, великий по благочестию, созвал Четвертый Собор, велел проклясть Евтихия и Диоскора-пустослова и осудил их на заключение. А великий царь Юстиниан созвал Пятый Собор против Дидима и Евагрия, принадлежавших к толку Оригена, и после проклятия осудил их на заключение. Потом Константин, внук Ираклия, созвал Шестой Собор святых отцов против Маркиона, Стефана, Сергия, Павла, Пира и других злонамеренных — еретики тогда полностью были разбиты и приняли осуждение, достойное их извращенной веры. Потом опять благочестивая царица Ирина и сын ее, благоверный цесарь Константин, созвали Седьмой Собор против недостойных иконоборцев, низвергли и полностью искоренили всю их ересь. Так вот, все благоверные цесари, полностью разрушив осадными орудиями крепость безверных еретиков, отрубив святыми Вселенскими Соборами головы многоголовых устрашающих драконов, укрепили чистую и православную веру, неколебимый столп и утверждение благоверия. А благочестивые цари, зная это и повинуясь мольбам и поучениям святых отцов, распоряжались проклинать еретиков и вероотступников, отправлять в заключение и подвергать суровым наказаниям, к тому же были они научены Ветхим и Новым Божественным Писанием.

Ведь так поступали и пророки, и праведники, и благочестивые цари в Ветхом завете, если видели они, что кто-нибудь отступил от Господа Бога Вседержителя, то либо мечом убивали его, либо молитвой низвергали. Так великий Моисей велел посечь мечом отступников от Бога-Вседержителя, поклонявшихся золотому тельцу. Величайший из пророков, Илия, сделал так, что Небесный Огонь спалил двух пятидесятников, отступивших от Бога, а четыреста человек он собственноручно изрубил мечом. Когда увидел Иуда Маккавей, что отступились люди от Господа Бога и поклоняются идолам, всех велел мечами изрубить. А благочестивый царь Иосия столь ревностно защищал благочестие, что не только перебил тех, кто соблазнял людей отступать от Господа Бога, но выкопал кости мертвецов, сжег их на огне, а пепел развеял по ветру.

А в Новом Завете святой апостол Петр силой молитвы предал смерти Симона-волхва, основателя ереси. Подобным же образом святой Иоанн Богослов молитвою утопил в море Кинопа-волхва. Точно так и святой апостол Филипп велел земле поглотить первосвященника, хулившего Господа нашего Исуса Христа. А святой апостол Павел ослепил словом Елиму-волхва, а Именея, Филита и кузнеца Александра предал сатане.

И далее, этот же святой апостол Павел говорит: «Если кто отступит от Моисеева закона, будет осужден на смерть без пощады по показанию двух или трех свидетелей. Насколько, надо думать, мучительней будет наказание тому, кто пренебрежет Сыном Божиим. Это показывает, что теперь в особенности сурово нужно наказывать того, кто хулит Сына Божия. Святой апостол Иуда, брат Иакова, говорит ведь: «Одних по рассмотрению милуйте, других спасайте страхом». Следуя этим божественным и пророческим и апостольским текстам и преданию, благочестивые и православные цари и иерархи отправляли в заключение и подвергали жестоким казням вероотступников и еретиков. Впервые великий цесарь, равный апостолам, Константин установил в своем государстве закон, чтобы предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и Животворящую Троицу, а собственность его отдавать на разграбление. И святые отцы на Первом Соборе не воспрепятствовали, чтобы так было. А святой Александр, константинопольский патриарх, добился своей молитвой, что Арий рассыпался. А великий чудотворец Епифаний Кипрский словом заставил еретика Аэция онеметь, а на седьмой день предал его смерти. И благочестивый царь Маркиан на смерть осудил еретика Диоскора, александрийского патриарха, но не мечом его убил, а сослал на остров Ас, где никто не может прожить и года, но мучительно умирает от губительных ветров. Там и Диоскор со всеми, разделявшими его заблуждение, в муках испустил дух. И святые отцы на Четвертом Соборе не препятствовали тому, чтобы это случилось. Благочестивые цесари Юстин и Тиверий отрубили головы наместнику Адду и военачальнику Елевферию, защитникам ереси, и великий чудотворец Евтихий, константинопольский патриарх, не препятствовал им. Великий цесарь Ираклий велел убивать иудеев, не желавших креститься, и многие бывшие тогда патриархи, архиереи и преподобные не препятствовали ему это сделать. А святой Порфирий, епископ Газы, молитвою сделал немыми и безмолвными сторонников манихейской лжи; а потом и смерти их предал. А святой Феодор, эдесский епископ, словом лишил дара речи иудея, хулившего Господа нашего Исуса Христа, а затем обратился с просьбой к вавилонскому царю, и тот, послав в Эдессу войско, велел изгнать из города еретиков, имущество их захватить, а некоторым из них вырвать языки. Святой же Феодор не препятствовал, чтобы так было. Так и святая царица Феодора с сыном своим Михаилом отправила в заточение еретика Анния, константинопольского патриарха, и там велела, привязав, бить его ремнями. И блаженный патриарх Мефодий и многие преподобные отцы наши и исповедники не препятствовали тому, чтобы так было. А святой Лев, епископ Катанский, сделал так, что еретик Илиодор сгорел в огне.

Смотри же, как святые пророки и праведники Ветхого Завета отступников от Господа Бога одних молитвой и полученной от Бога благодатью предавали смерти, других оружием убивали и подвергали суровым наказаниям. Но святые апостолы, божественные святители и преподобные и богоносные отцы Нового Завета оружием еретиков и вероотступников не убивали, а молитвами и силой, данной им всесильным и животворящим духом, жестоким наказаниям и смерти предавали.

Если же кто скажет, что молитвою предать смерти — это одно, а оружием убивать заслуживающих смерть — это другое, тому будет так сказано: это одно и то же, что молитвой смерти предать, что оружием убить виновного. Именно так пишет Афанасий Великий в «Слове о совершающих смертные грехи». Вначале он напоминает о ветхозаветных пророках и праведниках, убивающих оружием или предававших казням виновных, потом называет святых и верховных апостолов Петра и Павла. Ведь Петр словом и силой, которой дал им Святой Дух, предал смерти Анания и Сапфиру, а Павел словом предал смерти Елиму-волхва, кузнеца Александра, Именея и Филита. Видишь, что Афанасий Великий не делает никакого различия между убийством оружием и преданием виновных казни или смерти с помощью молитвы. А если бы не следовало еретиков и отступников предавать казням и смерти, не предавали бы святые апостолы, божественные святители и преподобные наши отцы смерти молитвою и силою, данною им от Бога; гораздо тяжелей смерть от молитвы, чем от оружия. Ведь если смерть по молитве, становится с очевидностью ясно, что Бог осудил на смерть виновного — страшно попасть в руки Бога Живого. А та смерть, что от оружия, случается нередко по проискам людей, и тем, кто понимает, смерть от оружия не так страшна, как от молитвы: человек-то смотрит на лица, Бог же видит сердца.

Вот почему преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и пастыри еретиков и вероотступников предавали жестоким наказаниям и смерти не оружием, но молитвой и силой, которую дал им Бог. Если же какого еретика и вероотступника следовало предать наказанию или смерти, они не делали этого сами, но имели для этого благочестивых и православных царей, чтобы отмщать преступникам — в согласии с апостольскими Писаниями, свидетельствами Священных Правил и гражданских законов, которые преподобные и богоносные отцы наши соединили и увязали со Священными Правилами. Но довольно об этом.

Теперь скажем и о том, что говорят еретики — что если и следует, дескать, судить и осуждать еретиков и вероотступников, то лишь царям, князьям, иерархам и правителям областей, а не монахам, которые отрекшись от мира и всего, что в мире, а им следует только собой заниматься и не судить никого — ни еретика, ни вероотступника. Но вот что сказано будет такому: если не должны монахи осуждать ни еретика, ни вероотступника, то как Антоний Великий осуждал их? Говорил он о еретиках, что слова их страшнее змеиного яда, поучая всегда учеников своих, чтобы ни в какое общение ни с мелетианами, ни с арианами, ни с другими еретиками не вступали А на Первом Соборе, среди святых отцов оказался святой Пафнутий исповедник, и он осудил Ария на заключение. Всегда осуждал еретиков святой Пахомий, говоря, что тот, кто общается с еретиками и читает сочинения Оригена, Мелетия, Ария и других еретиков, в бездну ада сходит. Так и Макарий Великий: для того он вышел из пустыни, чтобы осудить еретика и пресечь его ересь, что и исполнил. А когда услышал святой Ефрем о распространении еретического лжеучения Аполлинария — оставляет он по этой причине пустыню, входит в Константинополь, где не только осуждает Аполлинария, но хитроумным своим искусством предает его мучительной смерти.

От самого младенчества жил в пустыне чудный Исак Далматский, но когда слышит он, что Валент распространяет арианскую ересь, приходит в Византию и не только осуждает Валента, но и предает его огню. Так и великий Евфимий, хоть сам не был на Третьем соборе, но послал на собор учеников своих и велел им осудить и проклясть еретиков.

Хоть не мог святой Алксентий из-за глубокой старости и великих своих трудов пойти на собор, святых отцов, когда собрались они против ереси Нестория, но велел он запрячь упряжку волов и повезти себя на собор, чтобы проклясть и осудить еретиков.

Святой Даниил Столпник точно так же из-за великой немощи не мог передвигать ноги, так что просил людей, чтобы привели его на Собор святых отцов, чтобы осудить и проклясть еретиков: когда увидел он, что распространяется ересь Севира. Из Иерусалима приходит к цесарю Анастасию в Константинополь и умоляет его осудить и проклясть еретиков.

Когда великий Феодосий узнает, что по всему миру распространяется ересь Севира, оставляет монастырь, уходит из пустыни, обходит города и веси, чтобы укрепить верных, еретиков же осудить и посрамить. Собрав потом всех монахов, приходит он вместе с Саввой Освященным в Иерусалим, входят они в церковь в сопровождении множества своих учеников-монахов, числом около десяти тысяч: поднимаются тут на амвон великий Феодосий и Савва Освященный, осуждают и предают проклятью Севира и всех, кто следует его лжеучению.

На Шестой Собор вместо александрийского патриарха также прибыл монах — Петр, и вместе со всеми осудил еретиков. Когда святая мученица, дева Феодосия, рожденная по предсказанию мученицы Анастасии, постриженная в монахини семи лет и после того безвыходно находившаяся в монастыре — когда услышала она, что цесарь Лев, что из Исаврии, послал своего оруженосца сбросить и уничтожить образ Христа Господа, бывший на иконе на медных городских воротах, поспешила святая Феодосия на место и как увидела, что трижды ударил оруженосец секирой по образу Христа-Спасителя, тут же опрокинула на землю лестницу и так предала оруженосца мучительной смерти. Потом, придя к патриаршим покоям, закидала она камнями Анастасия, патриарха-иконоборца, и тут на месте по приказу недостойного цесаря убили ее за Образ Господа нашего Исуса Христа.

И пусть никто не вздумает сказать, что Христова мученица Феодосия не по Божьему Повелению совершила этот поступок, собственноручно предав человека смерти — именно за это предобрый владыка Христос прославил ее по смерти многими чудесами и грозными знаменьями, а тело сохранил в целости нетленным, так что все, приходящие к ее гробу, получают исцеление от различных болезней. А святые и божественные отцы почтили ее в гимнах, хвалах, канонах и тропарях и постано-вили праздновать ее память 29 мая на равне с прославленными мучениками и мученицами Христовыми.

И к святой царице Феодоре и благочестивому цесарю Михаилу собрались святые великие постники и чудотворцы, великий Аникий, Арсакий, Исаакий, Феофан-Исповедник и многие другие, покинувшие монастыри и пустыни и пришедшие в город, чтобы проклясть и осудить еретиков. Да и на все Вселенские и Поместные Соборы приходили монахи, забывая свои монастыри и пустыни и поспешая в города.

Таким образом, князья и военачальники, частные лица — мужчины и женщины — и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили Божественные Правила, наставляемые Живым и Животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к Божественным Правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням.


[1] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т. 1. С. 319

 

 

 

Наверх